13-01-2014, 19:30
Последние дни августа утопали в нежных солнечных лучах и блаженно радовали спадом невыносимой жары, от которой страдали все обитатели Одессы. И после неопрятных улиц города причал Военной гавани удивлял идеальной чистотой, словно в ожидании парада. Мысли тонут в веренице забот, а взор, не обращая внимание на их «титанический» труд, непроизвольно и беспечно скользит по старенькому фасаду длинного здания… И вдруг в какое-то мгновение как будто кто-то молниеносно нажал на стоп-кран - взгляд остановился на чёрно-мраморной доске с надписью на украинском языке: «10 января 1945 года в этой гавани на акустической мине подорвалась канонерская лодка «АРАКС». Весь экипаж в количестве 64-х человек погиб. Похоронен на Слободском кладбище г.Одессы. Вечная память героям, погибшим за свободу и независимость нашей Родины.» Моя мирная беззаботность мгновенно улетучивается, сменяясь тревожным напряжением. Ниже на персиковом фасаде ещё две панели с более полусотней фамилий и соответствующих им воинских званий. От неожиданности не сразу понимается смысл светло-синего металлического обрамления этих мемориальных плит – поперечный срез перевёрнутого корпуса крытой лодки, увенчанный снизу якорной цепью и венками. И вот на киле образного обрамления в буквенных проёмах голубых лучей читаю – «А Р А К С»…
Цепочка человеческих взаимоотношений, свитая из чувств памяти, уважения, долга, дружбы, человечности познакомила меня с разными и, каждый по своему, интересными людьми, которые приняли искреннее участие в поиске и объединении разбросанных крупиц легендарного события, о котором практически мало что известно простым одесситам. Да и в военной среде в фактах оказались существенные разногласия.
…Ледяной январь последнего военного 1945-го. До долгожданной победы 4-х летней изнурительной войны осталось каких-то 4-е месяца.
Отступая румынские войска, будучи союзниками фашистских оккупантов, оставили Одессе напоследок «подарок» - все подступы к порту и сам порт с причалами заминировали всевозможными по тем временам, в том числе магнитоакустическими донными типами морских мин. Разминирование - дело опасное и занимает много времени. К тому же на тот момент в порту базировались бригада торпедных катеров и малые портовые средства обеспечения.
«…Электромагнитный тральщик «Мина» пришёл в Одессу и начал вести траление. … Но когда «Мина» раскинул акустический трал, раздался взрыв сразу нескольких мин. Взрыв был такой мощности, что его ударная волна в одесских домах повыбивала стёкла. После этого инцидента, командование ЧМФ, чтобы больше не допускать подобное «хулиганство», отправили тральщика тралить на рейд. Таким образом, «Мина» своим электромагнитным тралом очистил только Карантинную гавань. На территории же Практической (в обиходе «Военная», «Арбузная») гавани допустить «Мину» не рискнули - там располагалось достаточно сильное оружие и командование опасалось, что может сдетонировать то, чему не должно…», - начал мне приоткрывать историю «Аракса», собранную по крупицам, одесский военный историк Алексеев Игорь Викторович - главный специалист ГП «УкрНИИМФ».
На Одесский рейд 10 января 1945 года в 9 часов утра прибыл для продолжения траления направленный из Севастополя дивизион боевых кораблей в составе канонерских лодок «Красный Аджаристан», «Ахтуба» и «Аракс» - флагман прибывшего отряда. Но несмотря на девять месяцев свободы от «пяты» фашистов, Одесский порт встречал их угрюмой разрухой - кроме мин, немецко-румынское командование оберегая с 1941-го года город для своих целей, после освобождения Одессы регулярно и в основном по ночам забрасывало массированными авианалетами вражеской авиации как порт, так и окружающие его территории. Потеряв стратегическую точку и не видя в ней в будущем необходимость, вражеское командование старалось камня на камне не оставить от Одессы. Так что наибольшие разрушения порт и город понесли именно в это время.
На пришедших из Севастополя кораблях находилось много флагманских специалистов, кадровых минеров, тральщиков, отпускников и других военных красных моряков, в которых жизненно-остро нуждалась сама Одесса. Две канонерские лодки дивизиона, в том числе и «Аракс», были румынским трофеем и в советском флоте служили тогда тральщиками.
В тот день в Практической военной гавани эскорт кораблей из Севастополя с нетерпением ждали сотни встречающих - кто родственников, кто знакомых, а кто волей судьбы оказался в гуще волнующего ожидаемого события.
«Аракс» для дозаправки топливом и передачи мазута подходила к неф¬теналивной барже, стояв¬шей около причальной стенки у корня Андросовского мола. «Ахтуба» и «Красный Аджаристан» следом подошли к швартовой боч¬ке на внутреннем рейде Ар-бузной гавани.
…И вдруг прямо у причала и наливной баржи прозвучал страшный гром - взрыв большой мощности поднял на высоту почти 60 метров расколотый напополам «Аркас». Страшный взрыв — такого взрыва Одесса не знала за всю войну! Через несколько се¬кунд наступила гробовая тиши¬на, которая кричала ужасом - за это мгновение «Аракс» и топливная бар¬жа на глазах встречающих в облаке дыма, пара, водяных брызг исчезли с поля зрения. Экипаж флагмана, 4 человека, обслужива¬ющие топливную баржу, пассажиры лодки вместе с кораблем – всё ушло под воду…
Сработала, сдобренная топливным содержимым баржи, немецкая донно-магнитно-акустическая мина (с прибором кратности). Она дожидалась своего часа прямо под причалом, к которому и швартовался флагманский «Аракс»... Залив мрачно покрыл¬ся радужно-чёрным толщиной в ла¬донь слоем не¬фти…
Рядом стояли «морские охотники». Ветераны вспоминали, что взрывной волной захлестнуло корабли. Чтобы удержаться, боролись за живучесть. Волны убийственно-холодного январского моря довершали трагическую ситуацию…
Поначалу официально считалось, что погибли все члены экипажа «Аракс» и находящиеся на борту командование дивизиона - 64 офицера, старшины и краснофлотцы. Среди них командир отдельного дивизиона канонерских лодок ЧФ капитан 3 ранга Кабистов Алексей Николаевич, штурман дивизиона старший лейтенант В. Дерновой, командир корабля И. Халазий, его заместитель по политической части старший лейтенант К. Явтушенко и другие.
…Экипаж вначале был захоронен со всеми воинскими почестями в братской могиле неподалеку в саду (ранее именуемым Пионерским) на Александровском бульваре у Потемкинской лестницы - эта территория принадлежала военным морякам и в связи с военными событиями массовые первичные захоронения поднятых останков делали именно там. Игорь Викторович рассказал, что: - «…Члены экипажа «Аракса» легли там, по-моему, первыми. А потом там же были захоронены и останки моряков двух советских подводных лодок М-32 и М-60, которые были обнаружены и подняты на поверхность в Одесском заливе. Впоследствии эти экипажи были перезахоронены в 1970-м на Алее Славы в парке Шевченко… Когда «Аракс» подорвался, удалось найти и идентифицировать останки всего 12 человек. Остальных просто испепелило в сплошном месиве железа и человеческих тел…».
После гибели останки "Аракса" были подняты со дна моря 90-м аварийно-спасательным отрядом (АСО), под командованием капитан-лейтенанта И. Щербины. Но разрушения канонерки настолько были катастрофичными, что восстановить её было совершенно невозможно. И тогда 19 января 1945г её передали на разборку на металл. 90-й АСО в апреле 1944 года сразу после освобождения Одессы был сформирован для очистки фарватеров, восстановления порта и выполнения судоподъемных работ в порту Одесса, прилегающих мелководных морских участков и лиманов. (интернет-журнал«Спасатель ВМФ» ).
Военный фотокорреспондент газеты «Флот Украины» и .МО Украины Анатолий Одайник уже много лет объединяет тему гибели «Аракса» на страницах военно-морских форумов в интернете: - «…Характерен малоизвестный эпизод. Уже после этого трагического события, один из командиров тральщиков, находящийся тогда в Одессе, для подрыва немецких донных магнитных мин по своей инициативе провел специальный кабель на территории порта. Одна из мощных мин на эту ловушку сработала. Взрыв был громадной силы… Вместо благодарности за инициативу командира-новатора арестовали сотрудники СМЕРШ, правда через несколько дней разобравшись выпустили….»
В конце июня 1947 останки погибших были перезахоронены на Слободском кладбище в Одессе.
Ситуацию усугубляло ещё и то, что не была известна даже большая часть фамилий погибших, в том числе и членов экипажа. Но потом выяснилось, что некоторые члены экипажа каким-то чудом остались в живых, количество которых по разным источникам пока до сих пор не стыкуется. А значит и число погибших - тоже не совсем достоверная цифра.
В принципе, не трудно догадаться об истинных причинах неразберихи в этих фактах:
массовая единовременная гибель порядка сотни специалистов;
месиво кровавых обожженных человеческих тел, залитых нефтью;
истерическое психологическое состояние части людей, встречающих их на причале;
трудности поиска пострадавших моряков в ледяной воде, покрытой толстым слоем топлива и мазута;
отсутствие достаточного количества водолазных специалистов и соответствующего их работе оборудования и обмундирования;
опасность столкновения с недообнаруженными минами;
отсутствие при потерпевших документов, удостоверяющих их личность;
утрата практически всех как бортовых документов корабля, так и документов членов экипажа подорванной лодки, а так же общей документации дивизиона;
маниакальное подозрение всех участников трагедии в спланированной диверсии…
При малейших признаках жизни в борьбе каждого человека санитарные машины в шоковой спешке развозили контуженные, обгоревшие тела моряков по разным госпиталям и больницам Одессы, Севастополя и других ближайших поселений, где сразу возникала проблема - под какими фамилиями их записывать. И даже придя в сознание, выжившие порой не сразу могли рассказывать что-либо о себе.
По мнению Алексеева И.В. 13 человек эта трагедия оставила в живых, но недостаточно пока фактов – утерян архив связующего звена – юнги, который своим письмом в «Одесский вестник» неожиданно в 1972-м году снял покрова с многолетней неизвестности. Этот человек всю свою жизнь посвятил исторической поиско¬вой работе по выявлению фамилий погибших в связи с трагической гибелью канонерской лодки «Аракс» - Дмитрий Иванович Антонов: - «…Я, как бывший юнга Северного флота, в 1972 году был на Соловецких ост-ровах на слете тех, кто в вой¬ну учился там. Подошел ко мне бывший комиссар нашей школы, капитан первого ран¬га Сергей Сергеевич Шахов. Обратился ко мне с просьбой разыскать братс¬кую могилу моряков канонер¬ской лодки «Аракс» — там, говорит, захоронены двое наших юнг…».
В статье «Помнить о трагедии» («Одесский вестник», 14.01.2006 г.) Александра Шевченко отмечает, что «…В то время на стеле над братской могилой были указаны лишь десять фамилий, остальные значи¬лись как неизвестные…»
Благодаря упорной работе в архи¬вах, музеях, помощи неравно¬душных людей Дмитрию Ива¬новичу удалось установить фамилии и имена всех 64 членов экипажа и 29 фамилий других флотских специалистов и краснофлотцев, погиб¬ших при взрыве. Большую поддержку Дмитрию Антонову оказали в свое время корреспонденты и работники Одессрадио - Галина и Людмила Воронюк.
В конце 80-х годов решением Ленинского райисполкома Совета народных депутатов Одессы у братской могилы моряков канонерской лодки «АРАКС» на Одесском Слободском кладбище в торжественно-траурной обстановке были открыты стелы с именами погибших. Братская могила всегда ухожена, растут живые цветы.
Кроме того, в преддверии 55-летия со дня этого трагического события, 10.01.1999 г. рядом с местом гибели корабля на причале по инициативе Дмитрия Ивановича Антонова и членов совета Одесского объединения ветеранов Военно-Морского Флота и ВОВ была открыта мемориальная доска с указа¬нием фамилий всех моряков, погибших на «АРАКСЕ». Именно эта доска и привлекла моё внимание полгода назад.
Теперь каждый год ветераны ВОВ и флота, молодые курсанты собираются здесь, чтобы почтить память тех, кто отдал свои жизни за нас, за то, чтобы мы с Вами могли спокойно жить, не боясь ни мин в земле и на море, ни бомб с неба!
Последние годы совет Одесского объединения ветеранов Военно-Морского Флота и ВОВ объединялся председателем Николаем Фёдоровичем Скальским - главным корабельным старшиной в отставке. Мне, к сожалению, не удалось с ним пообщаться по причине тяжёлой его болезни.
3 февраля 1993 г. в газете «Вечерняя Одесса» вышла статья Фуртатова В. «Легенда о гибели «Аракса».
Благодаря интернетовской переписке удалось обнаружить частичные сведения о некоторых членах экипажа, их родных и друзьях.
Командиром отдельного дивизиона канонерских лодок ЧФ капитан 3 ранга Кабистов Алексей Николаевич стал, получив повышение по службе переводом с эсминца "Беспощадный". «Алексей Николаевич оправдал надежды. Он стал хорошим командиром. Через несколько месяцев ему уже поручили командовать дивизионом канонерских лодок. Этот дивизион впоследствии прославился во многих боях. Он участвовал в освобождении Крыма и Одессы, воевал на Днестре и Дунае.» (О командире КЛ "Аракс" из книги Негода Григория Пудовича "Беспощадный"; http://neptunpro.forum24.ru/?1-12-0-00000003-000-0-0-1296638485)
«…10 января 1945 года на борту КЛ Аракс, находился первый муж моей матери Кабистов Алексей Николаевич. Я тоже по крупицам собираю о нем информацию. Если что-то известно как всё произошло 10 января 1945 года в Одессе то с благодарностью приму информацию. Мой e-mail:SMassena@yandex.ru C уважением Сергей Моисеев…»
«… Ринат. Ссылка на сообщение. Отправлено: 19.11.13 09:57. Заголовок: КЛ Аракс.
На борту Аракса мой дед находился. Камалиев Васил Камалович. После взрыва выжил, лечился в госпитале…»
Вот ещё интересная запись, которую я вначале не решалась публиковать. Но общедоступность в интернете и срок давности убедили в пользу публикации, да и секретность с этого события давно снята: «…ЗИС - участник форума. Мне о воспоминаниях отца рассказывал Валентин Петрович. Без подробностей. "Взрыв, потерял сознание, очнулся в воде. Ни личных вещей, ни документов. Настоятельным образом советовали молчать об этом происшествии. Вот и все…»
А вот небольшой биографический очерк о Ветеране Великой Отечественной Войны, моряке Черноморского Флота Меташеве (Меташопе) Пётре Емельяновиче, составленный на основе подлинных документов, которые имеются в наличии и были предоставлены сыном Петра Емельяновича - Валентином Петровичем Меташевым. Он выложен на сайт 12.01.2011г. неким Ингваром. (http://neptunpro.forum24.ru/?1-12-0-00000003-000-0-0-1296638485). Пётр Емельянович родился 12 января 1916 года пос. Береговой (ныне пос. Приморский) Темрюкского района. Меташев П.Е. до начала войны, т.е. нападения Фашисткой Германии на Советский Союз (22.06.1941) службу проходил на базе ВМФ города Керчи. С 23 ноября 1941года - служба при штабе 140 ОАД – дальномерщик орудийного расчёта. Участвует в боях за город Керчь, в т.ч. в Керченско-Феодоссийской десантной операции в декабре 1941 года, с февраля 1942 года по сентябрь 1942 года - в боях на Тамани, с 7 сентября 1942 года по 23 сентября 1942 года - за г. Новороссийск. Ранен при высадке десанта на Мысхако в отряде майора Ц. Куникова, с 8 февраля 1943 года по 23 февраля 1943 года отправлен на излечение в полевой госпиталь № 3021. С 23 февраля 1943 года - моряк-дальномерщик орудийного расчёта на Канонерской Лодке Красная « Абхазия» (url=http://flot.sevastopol.info/ship/kanonerki/krasnaya_abkhaziya.htm), принимает участие в боях вдоль Черноморского побережья от Новороссийска до г. Поти (Грузия). С 24 ноября 1944 года назначен писарем на канонерскую лодку «Аракс». «… История туманная. Однако погибли не все. В живых осталось пятеро, в том числе Петр Емельянович. Во время взрыва находился на борту, был выброшен за борт, контужен…» С 23 января 1945 года - служба на Канонерской Лодке «Терек» - писарь . Так как все документы были утрачены во время взрыва, Краснофлотская книжка оформлена 15.02.45 г. … С 14 июня 1945 года - на Канонерской Лодке « Днестр» - резерв ВМФ СССР. Демобилизован по окончании службы 21 марта 1946 года, вернулся в Тамань к семье. С 23 апреля 1946 года начал трудовую деятельность таксировщиком в Комсомольском Рыбцехе (район м.Тузла). После войны - Председатель совета ветеранов ст. Тамань. Награды: Орден http://info-center.od.ua/uploads/posts/2014-01/thumbs/1389624932_araks.-metashev-metashop-petr-emelyanovich-4.jpgВеликой Отечественной Войны 1 степени; Медаль "За победу над Германией в ВОВ"; Медаль "За отвагу"; Медаль "За оборону Кавказа"; Ветеран Краснознаменного Черноморского Флота. … Умер Петр Емельянович 10 апреля 2003 года в возрасте 87 лет. Похоронен в ст.Тамань…»
Уходят наши ветераны – теряем последние бесценные тончайшие цепочки связи с прошлым. У кого сердце не очерствело, оглянитесь вокруг – мы живем, пока имеем возможность помочь другим – в этом и есть мудрый смысл нашей творческой жизни на этой планете.
Историческая справка:
http://info-center.od.ua/uploads/posts/2014-01/thumbs/1389624977_araks-chertezh.jpgКанонерская лодка. ru.wikipedia.org Канонерская лодка, канонерка, канлодка (нем. Kanonenboot от итал. cannone — «пушка») — класс небольших боевых кораблей с артиллерийским вооружением, предназначенных для боевых действий на реках, озёрах и в прибрежных морских районах, охраны гаваней. Исторически в эпоху парусного флота канонерскими лодками называли крупные шлюпки или небольшие парусно-гребные суда с установленным на носу одним-тремя крупными орудиями. Впервые введены французами в XVII веке (1646), применялись при бомбардировке Дюнкирхена, представляли собой 30-40-вёсельные шлюпки с двумя-тремя большими пушками.
В 1916 году на верфи «Arsenale de Brest» (г. Брест, Франция) для ВМС Франции были заложены и построены три канонерские лодки – "Миньонн"(«Mignonne»), "Эмпасьянт" («Impatiente») и "Фрипонн"(‘Friponne’). Индикафиционные параметры данных лодок: тип "Фрипонн"; силуэт канонерской лодки ''Локотенент-командор Стихи Эуджен''; водоизмещение 375 т. ( по данным интернет-журнала «Спасатель ВМФ» – 700 т; http://archive.is/cUtDm); размерения 60.2 х 6.9 х 2 м. ГЭУ дизельная, двухвальная, 900 л.с.; скорость 12.6 узла, дальность 3200 миль; вооружение: 1 х 88 мм, 1 х 37 мм, 1 х 20 мм, 2 х 7.92 мм пулемета, 2 бомбомета. В 1916-м (а в некоторых источниках - 1917-м) году корабли были спущены на воду и в том же году вошли в состав ВМС Франции. В 1920 году лодки были проданы ВМС Румынии и получили названия соответственно "Сублокотенент Гикулеску" («Sublocotenent Ghiculescu Ion», бортовая литера «Gh»), "Капитан Думитреску"«Căpitan Dumitrescu Constantin», бортовая литера «Dm») и "Локотенент-командор Стихи Эуджен"(«Locotenent Comandor Stihi Eugen»).
Во время Второй мировой войны данные канонерские лодки в составе ВМС Румынии принимали участие в боевых действиях против СССР: в операциях по конвоированию транспортных судов и противолодочных атаках против советских атакующих подводных лодок («М-118» и др.).
В связи с тем, что 23 августа 1944 г. в Румынии было свержение фашистского режима, в последствии чего 24 августа 1944 г. Румыния сама объявила войну Германии (http://alpan365.ru/xronologiya-mirovoj-istorii/), .29 августа 1944 года (29 сентября; http://www.memory-book.com.ua/gallery/albums/2332/images/14978), на всех румынских судах ВМФ в Констанце практически добровольно были спущены флаги. В тот же день эти военные суда, в том числе и «Căpitan Dumitrescu Constantin», были захвачены нашими войсками и команды были заменены на советские. А 05.09.1944 на трофейных лодках был поднял военно-морской флаг СССР и уже 14.09.1944 (14 октября; http://www.memory-book.com.ua – там же) они вошли в состав Черноморского флота. 20.10.1944 все канонерки были переименованы : «Sublocotenent Ghiculescu Ion» в «АНГАРА», «Căpitan Dumitrescu Constantin» в «АРАКС», «Locotenent Comandor Stihi Eugen» в «АХТУБА». 12.10.1945 г. АНГАРА и АХТУБА были возвращены Румынии где и находились в составе румынских ВМС: корабль «АНГАРА» до 1980-х гг.под наименованиями «Ion Ghiculescu», «D-62», «DB-1» и «NDD-113», а «АХТУБА» в качестве штабного судна под названием "Думитреску" («Căpitan Dumitrescu Constantin») значилась по доступным данным ещё в 1999-м году. Канонерская лодка «АРАКС» 10.01.1945 г. подорвалась на мине в Одесском порту и затонула. Вскоре была поднята и ввиду невозможности восстановления была исключена из списков ВМФ и сдана на слом. (http://www.memory-book.com.ua/gallery/albums/2332/images/14978; http://sovnavy-ww2.ho.ua/gunboats/typ_friponne.htm; http://submarine-at-war.ru/attacks/410907s34.html (примечания); http://submarine-at-war.ru/attacks/410907s34.html)
Автор: Румилец Светлана
Цепочка человеческих взаимоотношений, свитая из чувств памяти, уважения, долга, дружбы, человечности познакомила меня с разными и, каждый по своему, интересными людьми, которые приняли искреннее участие в поиске и объединении разбросанных крупиц легендарного события, о котором практически мало что известно простым одесситам. Да и в военной среде в фактах оказались существенные разногласия.
…Ледяной январь последнего военного 1945-го. До долгожданной победы 4-х летней изнурительной войны осталось каких-то 4-е месяца.
Отступая румынские войска, будучи союзниками фашистских оккупантов, оставили Одессе напоследок «подарок» - все подступы к порту и сам порт с причалами заминировали всевозможными по тем временам, в том числе магнитоакустическими донными типами морских мин. Разминирование - дело опасное и занимает много времени. К тому же на тот момент в порту базировались бригада торпедных катеров и малые портовые средства обеспечения.
«…Электромагнитный тральщик «Мина» пришёл в Одессу и начал вести траление. … Но когда «Мина» раскинул акустический трал, раздался взрыв сразу нескольких мин. Взрыв был такой мощности, что его ударная волна в одесских домах повыбивала стёкла. После этого инцидента, командование ЧМФ, чтобы больше не допускать подобное «хулиганство», отправили тральщика тралить на рейд. Таким образом, «Мина» своим электромагнитным тралом очистил только Карантинную гавань. На территории же Практической (в обиходе «Военная», «Арбузная») гавани допустить «Мину» не рискнули - там располагалось достаточно сильное оружие и командование опасалось, что может сдетонировать то, чему не должно…», - начал мне приоткрывать историю «Аракса», собранную по крупицам, одесский военный историк Алексеев Игорь Викторович - главный специалист ГП «УкрНИИМФ».
На Одесский рейд 10 января 1945 года в 9 часов утра прибыл для продолжения траления направленный из Севастополя дивизион боевых кораблей в составе канонерских лодок «Красный Аджаристан», «Ахтуба» и «Аракс» - флагман прибывшего отряда. Но несмотря на девять месяцев свободы от «пяты» фашистов, Одесский порт встречал их угрюмой разрухой - кроме мин, немецко-румынское командование оберегая с 1941-го года город для своих целей, после освобождения Одессы регулярно и в основном по ночам забрасывало массированными авианалетами вражеской авиации как порт, так и окружающие его территории. Потеряв стратегическую точку и не видя в ней в будущем необходимость, вражеское командование старалось камня на камне не оставить от Одессы. Так что наибольшие разрушения порт и город понесли именно в это время.
На пришедших из Севастополя кораблях находилось много флагманских специалистов, кадровых минеров, тральщиков, отпускников и других военных красных моряков, в которых жизненно-остро нуждалась сама Одесса. Две канонерские лодки дивизиона, в том числе и «Аракс», были румынским трофеем и в советском флоте служили тогда тральщиками.
В тот день в Практической военной гавани эскорт кораблей из Севастополя с нетерпением ждали сотни встречающих - кто родственников, кто знакомых, а кто волей судьбы оказался в гуще волнующего ожидаемого события.
«Аракс» для дозаправки топливом и передачи мазута подходила к неф¬теналивной барже, стояв¬шей около причальной стенки у корня Андросовского мола. «Ахтуба» и «Красный Аджаристан» следом подошли к швартовой боч¬ке на внутреннем рейде Ар-бузной гавани.
…И вдруг прямо у причала и наливной баржи прозвучал страшный гром - взрыв большой мощности поднял на высоту почти 60 метров расколотый напополам «Аркас». Страшный взрыв — такого взрыва Одесса не знала за всю войну! Через несколько се¬кунд наступила гробовая тиши¬на, которая кричала ужасом - за это мгновение «Аракс» и топливная бар¬жа на глазах встречающих в облаке дыма, пара, водяных брызг исчезли с поля зрения. Экипаж флагмана, 4 человека, обслужива¬ющие топливную баржу, пассажиры лодки вместе с кораблем – всё ушло под воду…
Сработала, сдобренная топливным содержимым баржи, немецкая донно-магнитно-акустическая мина (с прибором кратности). Она дожидалась своего часа прямо под причалом, к которому и швартовался флагманский «Аракс»... Залив мрачно покрыл¬ся радужно-чёрным толщиной в ла¬донь слоем не¬фти…
Рядом стояли «морские охотники». Ветераны вспоминали, что взрывной волной захлестнуло корабли. Чтобы удержаться, боролись за живучесть. Волны убийственно-холодного январского моря довершали трагическую ситуацию…
Поначалу официально считалось, что погибли все члены экипажа «Аракс» и находящиеся на борту командование дивизиона - 64 офицера, старшины и краснофлотцы. Среди них командир отдельного дивизиона канонерских лодок ЧФ капитан 3 ранга Кабистов Алексей Николаевич, штурман дивизиона старший лейтенант В. Дерновой, командир корабля И. Халазий, его заместитель по политической части старший лейтенант К. Явтушенко и другие.
…Экипаж вначале был захоронен со всеми воинскими почестями в братской могиле неподалеку в саду (ранее именуемым Пионерским) на Александровском бульваре у Потемкинской лестницы - эта территория принадлежала военным морякам и в связи с военными событиями массовые первичные захоронения поднятых останков делали именно там. Игорь Викторович рассказал, что: - «…Члены экипажа «Аракса» легли там, по-моему, первыми. А потом там же были захоронены и останки моряков двух советских подводных лодок М-32 и М-60, которые были обнаружены и подняты на поверхность в Одесском заливе. Впоследствии эти экипажи были перезахоронены в 1970-м на Алее Славы в парке Шевченко… Когда «Аракс» подорвался, удалось найти и идентифицировать останки всего 12 человек. Остальных просто испепелило в сплошном месиве железа и человеческих тел…».
После гибели останки "Аракса" были подняты со дна моря 90-м аварийно-спасательным отрядом (АСО), под командованием капитан-лейтенанта И. Щербины. Но разрушения канонерки настолько были катастрофичными, что восстановить её было совершенно невозможно. И тогда 19 января 1945г её передали на разборку на металл. 90-й АСО в апреле 1944 года сразу после освобождения Одессы был сформирован для очистки фарватеров, восстановления порта и выполнения судоподъемных работ в порту Одесса, прилегающих мелководных морских участков и лиманов. (интернет-журнал«Спасатель ВМФ» ).
Военный фотокорреспондент газеты «Флот Украины» и .МО Украины Анатолий Одайник уже много лет объединяет тему гибели «Аракса» на страницах военно-морских форумов в интернете: - «…Характерен малоизвестный эпизод. Уже после этого трагического события, один из командиров тральщиков, находящийся тогда в Одессе, для подрыва немецких донных магнитных мин по своей инициативе провел специальный кабель на территории порта. Одна из мощных мин на эту ловушку сработала. Взрыв был громадной силы… Вместо благодарности за инициативу командира-новатора арестовали сотрудники СМЕРШ, правда через несколько дней разобравшись выпустили….»
В конце июня 1947 останки погибших были перезахоронены на Слободском кладбище в Одессе.
Ситуацию усугубляло ещё и то, что не была известна даже большая часть фамилий погибших, в том числе и членов экипажа. Но потом выяснилось, что некоторые члены экипажа каким-то чудом остались в живых, количество которых по разным источникам пока до сих пор не стыкуется. А значит и число погибших - тоже не совсем достоверная цифра.
В принципе, не трудно догадаться об истинных причинах неразберихи в этих фактах:
массовая единовременная гибель порядка сотни специалистов;
месиво кровавых обожженных человеческих тел, залитых нефтью;
истерическое психологическое состояние части людей, встречающих их на причале;
трудности поиска пострадавших моряков в ледяной воде, покрытой толстым слоем топлива и мазута;
отсутствие достаточного количества водолазных специалистов и соответствующего их работе оборудования и обмундирования;
опасность столкновения с недообнаруженными минами;
отсутствие при потерпевших документов, удостоверяющих их личность;
утрата практически всех как бортовых документов корабля, так и документов членов экипажа подорванной лодки, а так же общей документации дивизиона;
маниакальное подозрение всех участников трагедии в спланированной диверсии…
При малейших признаках жизни в борьбе каждого человека санитарные машины в шоковой спешке развозили контуженные, обгоревшие тела моряков по разным госпиталям и больницам Одессы, Севастополя и других ближайших поселений, где сразу возникала проблема - под какими фамилиями их записывать. И даже придя в сознание, выжившие порой не сразу могли рассказывать что-либо о себе.
По мнению Алексеева И.В. 13 человек эта трагедия оставила в живых, но недостаточно пока фактов – утерян архив связующего звена – юнги, который своим письмом в «Одесский вестник» неожиданно в 1972-м году снял покрова с многолетней неизвестности. Этот человек всю свою жизнь посвятил исторической поиско¬вой работе по выявлению фамилий погибших в связи с трагической гибелью канонерской лодки «Аракс» - Дмитрий Иванович Антонов: - «…Я, как бывший юнга Северного флота, в 1972 году был на Соловецких ост-ровах на слете тех, кто в вой¬ну учился там. Подошел ко мне бывший комиссар нашей школы, капитан первого ран¬га Сергей Сергеевич Шахов. Обратился ко мне с просьбой разыскать братс¬кую могилу моряков канонер¬ской лодки «Аракс» — там, говорит, захоронены двое наших юнг…».
В статье «Помнить о трагедии» («Одесский вестник», 14.01.2006 г.) Александра Шевченко отмечает, что «…В то время на стеле над братской могилой были указаны лишь десять фамилий, остальные значи¬лись как неизвестные…»
Благодаря упорной работе в архи¬вах, музеях, помощи неравно¬душных людей Дмитрию Ива¬новичу удалось установить фамилии и имена всех 64 членов экипажа и 29 фамилий других флотских специалистов и краснофлотцев, погиб¬ших при взрыве. Большую поддержку Дмитрию Антонову оказали в свое время корреспонденты и работники Одессрадио - Галина и Людмила Воронюк.
В конце 80-х годов решением Ленинского райисполкома Совета народных депутатов Одессы у братской могилы моряков канонерской лодки «АРАКС» на Одесском Слободском кладбище в торжественно-траурной обстановке были открыты стелы с именами погибших. Братская могила всегда ухожена, растут живые цветы.
Кроме того, в преддверии 55-летия со дня этого трагического события, 10.01.1999 г. рядом с местом гибели корабля на причале по инициативе Дмитрия Ивановича Антонова и членов совета Одесского объединения ветеранов Военно-Морского Флота и ВОВ была открыта мемориальная доска с указа¬нием фамилий всех моряков, погибших на «АРАКСЕ». Именно эта доска и привлекла моё внимание полгода назад.
Теперь каждый год ветераны ВОВ и флота, молодые курсанты собираются здесь, чтобы почтить память тех, кто отдал свои жизни за нас, за то, чтобы мы с Вами могли спокойно жить, не боясь ни мин в земле и на море, ни бомб с неба!
Последние годы совет Одесского объединения ветеранов Военно-Морского Флота и ВОВ объединялся председателем Николаем Фёдоровичем Скальским - главным корабельным старшиной в отставке. Мне, к сожалению, не удалось с ним пообщаться по причине тяжёлой его болезни.
3 февраля 1993 г. в газете «Вечерняя Одесса» вышла статья Фуртатова В. «Легенда о гибели «Аракса».
Благодаря интернетовской переписке удалось обнаружить частичные сведения о некоторых членах экипажа, их родных и друзьях.
Командиром отдельного дивизиона канонерских лодок ЧФ капитан 3 ранга Кабистов Алексей Николаевич стал, получив повышение по службе переводом с эсминца "Беспощадный". «Алексей Николаевич оправдал надежды. Он стал хорошим командиром. Через несколько месяцев ему уже поручили командовать дивизионом канонерских лодок. Этот дивизион впоследствии прославился во многих боях. Он участвовал в освобождении Крыма и Одессы, воевал на Днестре и Дунае.» (О командире КЛ "Аракс" из книги Негода Григория Пудовича "Беспощадный"; http://neptunpro.forum24.ru/?1-12-0-00000003-000-0-0-1296638485)
«…10 января 1945 года на борту КЛ Аракс, находился первый муж моей матери Кабистов Алексей Николаевич. Я тоже по крупицам собираю о нем информацию. Если что-то известно как всё произошло 10 января 1945 года в Одессе то с благодарностью приму информацию. Мой e-mail:SMassena@yandex.ru C уважением Сергей Моисеев…»
«… Ринат. Ссылка на сообщение. Отправлено: 19.11.13 09:57. Заголовок: КЛ Аракс.
На борту Аракса мой дед находился. Камалиев Васил Камалович. После взрыва выжил, лечился в госпитале…»
Вот ещё интересная запись, которую я вначале не решалась публиковать. Но общедоступность в интернете и срок давности убедили в пользу публикации, да и секретность с этого события давно снята: «…ЗИС - участник форума. Мне о воспоминаниях отца рассказывал Валентин Петрович. Без подробностей. "Взрыв, потерял сознание, очнулся в воде. Ни личных вещей, ни документов. Настоятельным образом советовали молчать об этом происшествии. Вот и все…»
А вот небольшой биографический очерк о Ветеране Великой Отечественной Войны, моряке Черноморского Флота Меташеве (Меташопе) Пётре Емельяновиче, составленный на основе подлинных документов, которые имеются в наличии и были предоставлены сыном Петра Емельяновича - Валентином Петровичем Меташевым. Он выложен на сайт 12.01.2011г. неким Ингваром. (http://neptunpro.forum24.ru/?1-12-0-00000003-000-0-0-1296638485). Пётр Емельянович родился 12 января 1916 года пос. Береговой (ныне пос. Приморский) Темрюкского района. Меташев П.Е. до начала войны, т.е. нападения Фашисткой Германии на Советский Союз (22.06.1941) службу проходил на базе ВМФ города Керчи. С 23 ноября 1941года - служба при штабе 140 ОАД – дальномерщик орудийного расчёта. Участвует в боях за город Керчь, в т.ч. в Керченско-Феодоссийской десантной операции в декабре 1941 года, с февраля 1942 года по сентябрь 1942 года - в боях на Тамани, с 7 сентября 1942 года по 23 сентября 1942 года - за г. Новороссийск. Ранен при высадке десанта на Мысхако в отряде майора Ц. Куникова, с 8 февраля 1943 года по 23 февраля 1943 года отправлен на излечение в полевой госпиталь № 3021. С 23 февраля 1943 года - моряк-дальномерщик орудийного расчёта на Канонерской Лодке Красная « Абхазия» (url=http://flot.sevastopol.info/ship/kanonerki/krasnaya_abkhaziya.htm), принимает участие в боях вдоль Черноморского побережья от Новороссийска до г. Поти (Грузия). С 24 ноября 1944 года назначен писарем на канонерскую лодку «Аракс». «… История туманная. Однако погибли не все. В живых осталось пятеро, в том числе Петр Емельянович. Во время взрыва находился на борту, был выброшен за борт, контужен…» С 23 января 1945 года - служба на Канонерской Лодке «Терек» - писарь . Так как все документы были утрачены во время взрыва, Краснофлотская книжка оформлена 15.02.45 г. … С 14 июня 1945 года - на Канонерской Лодке « Днестр» - резерв ВМФ СССР. Демобилизован по окончании службы 21 марта 1946 года, вернулся в Тамань к семье. С 23 апреля 1946 года начал трудовую деятельность таксировщиком в Комсомольском Рыбцехе (район м.Тузла). После войны - Председатель совета ветеранов ст. Тамань. Награды: Орден http://info-center.od.ua/uploads/posts/2014-01/thumbs/1389624932_araks.-metashev-metashop-petr-emelyanovich-4.jpgВеликой Отечественной Войны 1 степени; Медаль "За победу над Германией в ВОВ"; Медаль "За отвагу"; Медаль "За оборону Кавказа"; Ветеран Краснознаменного Черноморского Флота. … Умер Петр Емельянович 10 апреля 2003 года в возрасте 87 лет. Похоронен в ст.Тамань…»
Уходят наши ветераны – теряем последние бесценные тончайшие цепочки связи с прошлым. У кого сердце не очерствело, оглянитесь вокруг – мы живем, пока имеем возможность помочь другим – в этом и есть мудрый смысл нашей творческой жизни на этой планете.
Историческая справка:
http://info-center.od.ua/uploads/posts/2014-01/thumbs/1389624977_araks-chertezh.jpgКанонерская лодка. ru.wikipedia.org Канонерская лодка, канонерка, канлодка (нем. Kanonenboot от итал. cannone — «пушка») — класс небольших боевых кораблей с артиллерийским вооружением, предназначенных для боевых действий на реках, озёрах и в прибрежных морских районах, охраны гаваней. Исторически в эпоху парусного флота канонерскими лодками называли крупные шлюпки или небольшие парусно-гребные суда с установленным на носу одним-тремя крупными орудиями. Впервые введены французами в XVII веке (1646), применялись при бомбардировке Дюнкирхена, представляли собой 30-40-вёсельные шлюпки с двумя-тремя большими пушками.
В 1916 году на верфи «Arsenale de Brest» (г. Брест, Франция) для ВМС Франции были заложены и построены три канонерские лодки – "Миньонн"(«Mignonne»), "Эмпасьянт" («Impatiente») и "Фрипонн"(‘Friponne’). Индикафиционные параметры данных лодок: тип "Фрипонн"; силуэт канонерской лодки ''Локотенент-командор Стихи Эуджен''; водоизмещение 375 т. ( по данным интернет-журнала «Спасатель ВМФ» – 700 т; http://archive.is/cUtDm); размерения 60.2 х 6.9 х 2 м. ГЭУ дизельная, двухвальная, 900 л.с.; скорость 12.6 узла, дальность 3200 миль; вооружение: 1 х 88 мм, 1 х 37 мм, 1 х 20 мм, 2 х 7.92 мм пулемета, 2 бомбомета. В 1916-м (а в некоторых источниках - 1917-м) году корабли были спущены на воду и в том же году вошли в состав ВМС Франции. В 1920 году лодки были проданы ВМС Румынии и получили названия соответственно "Сублокотенент Гикулеску" («Sublocotenent Ghiculescu Ion», бортовая литера «Gh»), "Капитан Думитреску"«Căpitan Dumitrescu Constantin», бортовая литера «Dm») и "Локотенент-командор Стихи Эуджен"(«Locotenent Comandor Stihi Eugen»).
Во время Второй мировой войны данные канонерские лодки в составе ВМС Румынии принимали участие в боевых действиях против СССР: в операциях по конвоированию транспортных судов и противолодочных атаках против советских атакующих подводных лодок («М-118» и др.).
В связи с тем, что 23 августа 1944 г. в Румынии было свержение фашистского режима, в последствии чего 24 августа 1944 г. Румыния сама объявила войну Германии (http://alpan365.ru/xronologiya-mirovoj-istorii/), .29 августа 1944 года (29 сентября; http://www.memory-book.com.ua/gallery/albums/2332/images/14978), на всех румынских судах ВМФ в Констанце практически добровольно были спущены флаги. В тот же день эти военные суда, в том числе и «Căpitan Dumitrescu Constantin», были захвачены нашими войсками и команды были заменены на советские. А 05.09.1944 на трофейных лодках был поднял военно-морской флаг СССР и уже 14.09.1944 (14 октября; http://www.memory-book.com.ua – там же) они вошли в состав Черноморского флота. 20.10.1944 все канонерки были переименованы : «Sublocotenent Ghiculescu Ion» в «АНГАРА», «Căpitan Dumitrescu Constantin» в «АРАКС», «Locotenent Comandor Stihi Eugen» в «АХТУБА». 12.10.1945 г. АНГАРА и АХТУБА были возвращены Румынии где и находились в составе румынских ВМС: корабль «АНГАРА» до 1980-х гг.под наименованиями «Ion Ghiculescu», «D-62», «DB-1» и «NDD-113», а «АХТУБА» в качестве штабного судна под названием "Думитреску" («Căpitan Dumitrescu Constantin») значилась по доступным данным ещё в 1999-м году. Канонерская лодка «АРАКС» 10.01.1945 г. подорвалась на мине в Одесском порту и затонула. Вскоре была поднята и ввиду невозможности восстановления была исключена из списков ВМФ и сдана на слом. (http://www.memory-book.com.ua/gallery/albums/2332/images/14978; http://sovnavy-ww2.ho.ua/gunboats/typ_friponne.htm; http://submarine-at-war.ru/attacks/410907s34.html (примечания); http://submarine-at-war.ru/attacks/410907s34.html)
Автор: Румилец Светлана