Перейти к содержимому


Фотография
- - - - -

Биографии пилотов


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 6

# NETSLOV

NETSLOV

    «Fortunate Son»


  • OFFLINE
  • Администраторы
  • Активность
    5 663
  • 6 203 сообщений
  • Создал тем: 757
  • 1555 благодарностей

Отправлено 06 мая 2013 - 10:04

Шестаков   Лев   Львович Изображение

Родился 28 Декабря 1915 года в посёлке Авдеевка, ныне Ясиноватского горсовета Донецкой области, в семье рабочего. Окончил 6 классов и школу ФЗУ. Затем работал слесарем в железнодорожном депо станции Авдеевка. С 1934 года в Красной Армии. Окончил Ворошиловградскую военную школу пилотов. К лету 1937 года был Лейтенантом, младшим лётчиком 36-й истребительной авиационной бригады Киевского военного округа.

Участник национально - революционной войны в Испании с 20 Августа 1937 года по 25 Апреля 1938 года. Был пилотом, затем командиром звена И-16. В воздушных боях уничтожил несколько самолётов противника лично и в группе с товарищами. Награждён орденами Ленина  ( 14.11.1938 г. )  и Красного Знамени  ( 02.03.1938 г. ). После возвращения на Родину, служил командиром истребительной эскадрильи в Ростове.

На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. К Сентябрю 1941 года командир 69-го истребительного авиационного полка  ( отдельная Приморская армия )  Майор Л. Л. Шестаков уничтожил лично 3 и в группе с товарищами 8 самолётов противника.

10 Февраля 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

13 Марта 1944 года командир 19-го истребительного авиационного полка Гвардии полковник Л. Л. Шестаков погиб в воздушном бою. Похоронен в братской могиле у Вечного Огня в городе Хмельницке. На месте его гибели установлен обелиск. Именем Героя названы колхоз и школа в селе Давыдковцы, улица в городе Авдеевка.

Награждён орденами: Ленина  ( дважды ), Красного Знамени   ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени; медалями. 15 Апреля 1966 года был зачислен навечно в списки воинской части.

*  *  *

Один из самых знаменитых командиров советских ВВС, Лев Шестаков сформировал в годы войны два истребительных полка, вошедших в число наилучших подразделений авиации СССР. Отличный пилотажник, он постоянно совершенствовал свое лётное мастерство, а его значительный боевой опыт заставлял подчинённых относиться к нему с большим уважением. Строгий и взыскательный до мелочей в служебной обстановке, Шестаков был душой компании в часы отдыха, неистощимый на выдумки и шутки.

Командир одного из лучших полков в истории советских ВВС, человек исключительной энергии и яркой педагогической одарённости, Лев Шестаков был примером при выполнении боевого задания, строгим и неутомимым командиром в лётной, огневой и тактической подготовке, весёлым и неистощимым на выдумки товарищем вне служебной обстановки. "Летает как бог", - говорили о нём товарищи, это определение стало главным залогом авторитета лётчика. Его врождённое лётное мастерство было замечено ещё в лётной школе, позднее командиры отмечали его завидную целеустремленность: "Всё узнать и всем овладеть, что касалось боевого применения и эффективного использования самолёта - истребителя". Позднее, во время Великой Отечественной, от внимания высшего командования не ускользнула его хватка: в Июле 1942 года на Сталинградском направлении его полк становится специальным, особого подчинения истребительным полком 8-й Воздушной армии.

Полк был пополнен сильными лётчиками, имевшими на счету более 5 сбитых самолётов, перевооружён на новые, официально считавшиеся лучшими, советские истребители Як-1. Под Сталинградом, сражаясь на ЛаГГ-3, а позднее на Як-1, лётчики 9-го Гвардейского ИАП уничтожили в воздухе около 100 самолётов противника. Наряду с 32-м Гвардейским ИАП  ( 434-й ИАП )  полк стал самым результативным истребительным полком Сталинградской битвы...

В конце лета 1943 года Шестаков был назначен заместителем командира 6-й Гвардейской ИАД, но, тяготясь штабной работой, вскоре принял 19-й ИАП, подчиняющийся непосредственно Главному маршалу авиации А. Новикову. Полки, возглавляемые Шестаковым, были среди лучших в советских ВВС, лётчики их уничтожили в воздушных боях более 1000 неприятельских самолётов: 9-й Гвардейский ИАП - 558, а 176-й Гвардейский ИАП - 445.

*  *  *

Родился Лев Шестаков в 1915 году в посёлке Авдеевка Екатеринославской губернии  ( ныне город Ясиноватского горсовета Донецкой области ), в семье железнодорожного служащего. Окончил 6 классов начальной школы. В 1930 году поступил в школу ФЗУ при железнодорожном депо Авдеевка, после окончания которой работал слесарем - инструментальщиком в железнодорожном депо станции Ясиноватая и вскоре был принят в Днепропетровский институт инженеров железнодорожного транспорта. Однако небо притягивало юношу, и, получив комсомольскую путёвку, 8 Августа 1934 года он стал курсантом Ворошиловградской военной авиационной школы пилотов. Отлично закончив её в 1935 году, старшина Шестаков получил назначение во 2-ю истребительную авиаэскадрилью 36-й истребительной авиабригады Киевского военного округа.

В середине 1937 года Лейтенант Л. Л. Шестаков отправился добровольцем в Испанию, где впервые принял участие в боях с фашистами. Здесь, за полгода, он выполнил более 100 боевых вылетов на И-16, в 36 воздушных боях сбил 2 истребителя лично и 1 - в паре с другим лётчиком.  [ По другим источникам совершил 150 боевых вылетов, участвовал в 98 воздушных боях, сбил 8 самолётов лично и 31 в группе, но это маловероятно. ]  За бои под Сарагоссой на Теруэльском фронте и под Арагоном он был награждён орденами Ленина и Красного Знамени.

Изображение

В ходе сражений в Испании проявились такие качества Шестакова, как чувство коллективизма и способность идти на самопожертвование во имя товарища. Однажды, во время воздушного боя с итальянскими "Фиатами", он, не видя иного выхода, закрыл своим самолётом от пулемётного огня истребитель Платона Смолякова. Лишь случай тогда спас его жизнь - 2 пули ударились в бронеспинку кресла, а одна прошила кожаные брюки пилота. Опешившего итальянского лётчика, не ожидавшего такого маневра, они сбили уже вдвоём.

Именно в Испании Лев Шестаков разработал и первые свои правила воздушного поединка. Например, при невозможности добиться преимущества в высоте он использовал бомбардировщики противника как прикрытие и атаковал вражеские истребители снизу.

"Взаимовыручка товарищей в бою, их взаимопонимание - основа основ успеха, - говорил он, - действовать надо компактно и не отрываясь от группы". В качестве основной боевой единицы Шестаков считал целесообразным использовать пару самолётов и всегда был сторонником такого порядка.

Список всех известных побед Лейтенанта Л. Л. Шестакова:


п/п[/b]
Дата
победы[/b]
Сбитый
самолёт[/b]
Район боя
( падения )[/b]
Примечание[/b] 1 ??.08.1937 1 Fiat-32 - ( в паре с П. Е. Смоляковым ) 2 22.12.1937 1 Fiat-32 Теруэль ( лично ) 2 ??.12.1937 1 Ме-109 Теруэль ( лично )

 

 

*  *  *

После возвращения из Испании служил сначала помощником командира эскадрильи в Киевском военном округе, а затем командиром отдельной эскадрильи под Ростовом в составе Северо - Кавказского военного округа.

В Сентябре 1939 года Капитан Л. Л. Шестаков был назначен помощником командира вновь формируемого 69-го ИАП, оснащённого истребителями И-16.

С началом Великой Отечественной войны он стал главным организатором боевой работы полка, а 16 Июля сменил на посту командира полка А. Марьинского. К этому моменту 18 румынских дивизий вели наступление по всему фронту, и на подступах к городу разгорелись ожесточённые сражения.

Уже в первые дни, созвонившись с телефонисткой на станции Раздельная под Одессой, он попросил её передавать всё, что она узнает о налётах на Одессу со стороны этой станции, организовав таким образом нечто вроде дополнительного поста ВНОС. Он принял самое деятельное участие в дооборудовании "ишачков" балками под реактивные снаряды. Лично возглавлял штурмовки неприятельских позиций, в том числе особенно успешную штурмовку аэродромов в Бадене и Зельцах 22 Сентября 1941 года, когда на земле был уничтожен 21 самолёт противника...

Командовать полком в 25 лет, да ещё в таких сложных условиях, - на это способен не каждый. В первый же день войны он поднял своих соколов навстречу вражеской армаде. Времени на предварительное знакомство с людьми война ему не предоставила. Личный состав познавался непосредственно в сражениях. Майор Л. Л. Шестаков, проявив отвагу и мужество, умело руководил своими подчинёнными.

Полк, возглавляемый Шестаковым, сначала вёл бои на дальних подступах к Одессе, а когда немецкие войска подошли вплотную к городу, он оказался единственной частью, оборонявшей твердыню Черноморья с воздуха. Моряки и пехотинцы, истекавшие кровью в неравной борьбе, с благодарностью взирали на краснозвёздных "ястребков", которые наносили смелые штурмовые удары по танкам и механизированным колоннам противника.

Изображение

В целях поддержки наземных войск, Шестаков выступил сторонником идеи превращения И-16 в лёгкие бомбардировщики - штурмовики. В Августе 16 истребителей оборудовали подвесками для мелких 50-кг осколочных бомб, а также направляющими для реактивных снарядов. Вскоре импровизированные штурмовые группы уже действовали над линией фронта. 115 суток лётчики шестаковского полка сражались, защищая Одессу и взлетая с аэродромов в непосредственной близости от позиций противника.

21 Сентября 1941 года Шестаков предпринял небывало дерзкую по замыслу штурмовку вражеского аэродрома в районе Баден и Зельцы, где сосредоточилось множество "Хейнкелей", "Мессершмиттов" и "Юнкерсов". Вылетев ещё до восхода солнца, советские истребители с приглушёнными моторами подошли к аэродрому неожиданно. Пока одна группа расправлялась с зенитными батареями противника, другая обрушила огненный смерч на палатки, в которых ещё спали немецкие лётчики, расстреляла самолёты на стоянках, подожгла бензосклад, штабеля с боеприпасами. Полк вернулся домой в полном составе, а враг потерял более 20 машин.

В воздушных боях с истребителями Шестаков использовал собственную тактику. Боевой порядок его группы располагался несколькими ярусами по высоте - в недалёком будущем такой строй получил название "этажерка". Верхний ярус находился там, где обычно Ме-109 заканчивали набор высоты после атаки и из боевого разворота вновь пикировали на И-16. Самолёты верхнего яруса, пользуясь превосходством в скорости на снижении, могли преследовать вражеские истребители, так же как и машины среднего яруса. Нижние "ишачки" на малой высоте вынуждены были рассчитывать только на свою лучшую, по отношению к врагу, маневренность на горизонтали. В поединках с более маневренными румынскими истребителями PZL Р-24 применялась немецкая манера боя - более скоростные И-16 атаковали их сверху и тут же уходили обратно вверх.

73 дня бок о бок с защитниками блокированного города дрался истребительный авиационный полк Шестакова. Когда враг подошёл почти вплотную к аэродрому и начал его обстреливать из артиллерийских орудий, командир принял решение перегнать самолёты на заблаговременно подготовленную площадку в районе 4-й станции Большого фонтана, по существу в черте города. Самолёты укрывали в сараях, между домами, и противник недоумевал, откуда они взлетают. Аэродром и взлётные площадки размещались рядом с боевыми позициями наземных войск, а в последние дни - на футбольном поле стадиона. Но это не помешало лётчикам успешно выполнять боевые задачи.

За время обороны Одессы полк Шестакова совершил 6600 боевых вылетов, провёл 575 воздушных боёв, 3500 штурмовок, уничтожил 124 вражеских самолёта, не считая огромного урона, который он нанёс противнику в живой силе и технике на земле. Вскоре, 12 человек были удостоены звания Героя Советского Союза. Полк завоевал звание Гвардейского, почётное наименование "Одесский", на его знамени засиял орден Красного Знамени.

К Сентябрю 1941 года Лев Львович Шестаков уничтожил лично 3 и в группе с товарищами 8 самолётов противника. 10 Февраля 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза ( "Золотая Звезда" № 988 ). А через месяц его полк был отведён в Крым на переформирование.

 

*  *  *

После перевооружения на ЛаГГ-3 полк был направлен на Сталинградское направление, куда немецкое командование перебросило свою 52-ю эскадру, считавшуюся ударной мощью германской авиации. Её костяк составляли ветераны воздушного флота. Многие из них участвовали в боях на стороне Франко в Испании. Делалась ставка на то, чтобы навести страх и ужас на защитников советского неба.

Против отборных неприятельских вояк требовалось создать не только надёжный щит, но и разящий меч, который бы оказался в состоянии нанести по ним смертельный удар, развеять в прах не в меру раздутую славу немецких асов. С этой целью и был сформирован 9-й Гвардейский истребительный полк. В его ряды влились многие уже прославившиеся к тому времени советские лётчики. Возглавил отборную Гвардию советских асов бесстрашный боец и талантливый авиационный командир Лев Львович Шестаков.

Получив истребители ЛаГГ-3, 9-й Гвардейский ИАП  ( бывший 69-й ИАП ) 15 Июня 1942 года влился в состав 268-й авиадивизии, воевавшей на Сталинградском направлении. Однако в самом начале боёв были потеряны сразу 6 самолётов и пилоты разочаровались в ЛаГГ-3. Для схватки с новыми немецкими Ме-109G они явно не годились, теряя маневренность на малых высотах. Шестакову пришлось в срочном порядке разрабатывать правила применения этих тяжеловатых самолётов, существенно повысившие их эффективность, личным примером претворяя их в жизнь. Он сразу отказался от оборонительного круга, который использовали "ЛаГГи" соседней части, и противопоставил немцам свой разнесённый боевой порядок, эшелонированный по высоте.

Наступательная тактика позволила уменьшить потери и увеличила результативность боёв. За 10 дней полк уничтожил 50 вражеских самолётов. Особенно много ему пришлось поработать, когда противник по воздуху пытался прорваться к окружённой в Сталинграде армии Паулюса. И снова, как в боях за Одессу, командир полка лично водил своих лётчиков в бой, только в Июле 1942 года сбив 3 бомбардировщика Ju-88 и истребитель Ме-109.

Изображение

Тем не менее немецкие лётчики продолжали господствовать в небе и силы полка быстро таяли. В Сентябре он был вновь снят с фронта и оснащён на этот раз более лёгкими истребителями Як-1. Часть пополнили опытными лётчиками, имевшими на счету не менее 5 побед каждый, и перевели в особое подчинение командования 8-й Воздушной армии. Борьба за господство в небе отныне становилась его основной задачей.

Под Сталинградом Шестаков почти ежедневно вылетал на боевые задания, увеличив свой личный счет до 11 побед. "Льву Шестакову, - писал начальник политотдела дивизии Зубков - 8 Января 1943 года Тимофей Хрюкин приказал летать на задания, как можно меньше. Однако, Шестаков летал, как рядовой лётчик, то есть каждый вылет. Сегодня в полку было 2 вылета двумя группами по 8 самолётов, и Шестаков оба раза летал ведущим. Со второго задания он не вернулся..."

Это произошло 10 Января. Вступив в бой с 3 истребителями противника в районе Котельниково, Шестаков дерзкой атакой уничтожил одного из них. При этом, сам был ранен в голову и лопатку  ( первый раз за всю войну ), а самолёт повреждён. Получив ожог лица, он всё же сумел оторваться от противника. На горящем самолёте Шестаков дотянул до своей территории и посадил его на полевой плащадке. Едва он успел выскочить из кабины, как его "Як" был разнесён в щепы пушечной очередью с "Мессера".

Лев Шестаков пользовался у лётчиков полка не только большим авторитетом, как замечательный воздушный боец, но и искренной любовью за поистине отеческую заботу о своих подчинённых. В одном из стихотворений, написанных полковым поэтом, были и такие строчки:

 

Наш орёл расправил гордо крылья
над     грядою     чёрных     облаков,
в бой ведёт Гвардейцев эскадрильи
командир   бесстрашный   Шестаков.

 

Очень внимательно Шестаков относился к методической работе, к осмыслению накопленного боевого опыта. Неоднократно выступал на фронтовых совещаниях и конференциях с яркими, запоминающимися докладами. В 1943 году ему было присвоено звание Подполковника.

Изображение

15 Августа 1943 года, когда лётчики полка освоили новую для них "Аэрокобру", Лев Львович, собрав полк, продемонстрировал вывод "Кобры" из казавшегося для неё страшным плоского штопора.

Уничтожив под Сталинградом около сотни вражеских самолётов, 9-й Гвардейский ИАП стал одним из 2-х наилучших авиаполков битвы на Волге. В конце лета 1943 года Шестаков был назначен заместителем командира 6-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии, но долго в этой должности не удержался - штабная работа его не привлекала.

Через некоторое время он принял командование 19-м истребительным авиаполком - первой авиационной частью специального назначения, созданной по инициативе командующего ВВС Маршала Новикова для ведения "свободной охоты".

В состав этого полка вошли лучшие пилоты из различных частей 8-й Воздушной армии, имевшие на счету несколько сбитых самолётов. И тем не менее, первое с чего начал Шестаков, - лично проверил уровень техники пилотирования у всех без исключения лётчиков полка. А затем усадил их "грызть гранит науки". Со своими подчинёнными Шестаков разработал то, что, если применить современную терминологию, можно было бы смело назвать комплексной системой управления воздушным боем. Её основой стал девиз: "Кто хозяин высоты - тот хозяин боя !"

Надёжная радиосвязь, непрерывное управление экипажами в полёте, определение рациональных боевых порядков истребителей и выбор эффективных тактических маневров - всё это по замыслу Шестакова должно было способствовать достижению преимуществ над противником с самого начала схватки в воздухе. И конечно - огонь !   Огонь на поражение с минимально безопасной дистанции.

Чтобы доказать важность использования в бою наивыгоднейших углов набора высоты, Лев Львович Шестаков провёл с несколькими пилотами своего полка показательные поединки в воздухе, причём своих противников он заранее предупреждал о том, что во время атаки не будет прибегать к сложным маневрам. "Соперникам" же разрешалось по собственному усмотрению выполнять любые фигуры высшего пилотажа.

Но как ни пытались подопечные Шестакова "поймать" в перекрестие прицела его самолёт, сделать это им не удавалось: истребитель "Бати"  ( так между собой лётчики ласково называли своего командира )  спустя несколько минут после взлёта оказывался в тактически выгодном по отношению к самолёту условного противника положении. И... одна его атака следовала за другой.

Так по крупицам складывалась "шестаковская наука побеждать", составившая в дальнейшем основу тактики действия советских истребителей - "охотников". Всё в ней было подчинено главной цели - достижению победы в воздухе, и вёл к ней своих подчинённых сам командир - "лётчик от Бога", летавший наравне с рядовыми пилотами.

После переучивания на новые истребители Ла-5ФН, полк асов начал боевые действия 4 Марта 1944 года, приняв участие в Проскурово - Черновицкой наступательной операции  ( Западная Украина ). Всего за время войны лётчики полка выполнили 9450 боевых вылетов и уничтожили в боях 389 самолётов противника - достойный итог славного подразделения ВВС. Однако первый его командир не дожил до светлого дня Победы.

13 Марта 1944 года, спустя неделю после начала боёв, Гвардии полковник Л. Л. Шестаков погиб в очередном воздушном бою. В тот день, у села Давыдковцы Хмельницкой области, наши лётчики вступили в бой с большой группой вражеских пикировщиков Ju-87 и истребителей Ме-109. Шестаков во главе шестёрки вёл воздушный бой с группой немецких пикирующих бомбардировщиков Ju-87 и истребителей Me-109 в районе Проскурова  ( ныне Хмельницкий). В бою Шестаков сбил один самолёт, который взорвался.  [ Официально считается, что Шестаков сбил пикировщик Ju-87. Существует также легенда, что пилотом этого пикировщика был кавалер Рыцарского креста полковник Курт Ренер, с которым Шестаков встречался ещё в небе Испании. Однако среди асов Люфтваффе не было лётчика с таким именем. И всё это - не более, чем красивая история, придуманная известным советским лётчиком дважды Героем Советского Союза В. Д. Лавриненко, которую он рассказал на страницах своей книги о Шестакове "Сокол-1". По результатам новейших исследований установлено, что в своём последнем бою Л. Л. Шестаков сбил не Ju-87, а истребитель Mе-109 немецкого аса кавалера Рыцарского креста Обер - фельдфебеля Ганса Даммерса, имевшего 113 воздушных побед. ]  Но взрывной волной истребитель Шестакова был повреждён и упал в овраг у села Давыдковцы Хмельницкого района Хмельницкой области. Погибший лётчик был найден только в Мае, когда растаял снег в глубоком овраге, и был похоронен в братской могиле в Хмельницком.

Гибель Шестакова потрясла неожиданностью и отозвалась острой болью в сердцах всех авиаторов: в его лице ВВС потеряли талантливейшего командира, обещавшего в будущем стать авиационным полководцем самого высокого ранга.

В специальном приказе ВВС Красной Армии указывалось, что Гвардии полковник Л. Л. Шестаков совершил в годы Великой Отечественной войны более 400 боевых вылетов  ( из них 65 на штурмовку войск противника ), участвуя в 82 воздушных боях, сбил 15 самолётов лично и 11 в составе группы.

 

 

ИЗ ПРИКАЗА ПО ВОЕННО - ВОЗДУШНЫМ СИЛАМ КРАСНОЙ АРМИИ

Апрель 1944 года.

 

13 Марта 1944 года в воздушном бою, в районе Проснуров, погиб командир N-сного Краснознамённого истребительного авиационного полка Герой Советского Союза полковник Шестаков Лев Львович.

Тов. Шестаков с первых дней Отечественной войны, отдавая все свои силы и знания, всегда впереди геройски бил врагов на земле и в воздухе.

В Августе 1941 года, в тяжёлые дни осады противником Одессы, тов. Шестаков назначается командиром единственного здесь истребительного авиаполка. В тяжёлых условиях блокады полк под руководством т. Шестакова отлично выполняет боевую задачу, содействуя наземным войскам в обороне Одессы. Полк преобразован в Гвардейский и награждён орденом Красного Знамени, а 12 лётчикам, в том числе и самому т. Шестакову, присвоено звание Героя Советского Союза.

В боях за Сталинград полк выполнил 784 боевых вылета и сбил 54 самолёта противника.

На Южном фронте полком произведено 1393 боевых вылета и сбито 54 самолёта противника.

Всего частями, которыми командовал т. Шестаков, сбито около 200 самолётов противника.

Лично полковник Шестаков в Отечественную войну имеет свыше 400 боевых вылетов, произвёл 65 штурмовок, провёл 82 воздушных боя, лично сбил 15 и в группе 11 самолётов противника.

По заданию Главного маршала авиации Новикова полковник Шестаков сформировал и отлично подготовил для боевой работы особый истребительный полк, который сейчас успешно действует в районе Проснуров - Тарнополь.

 

ПРИКАЗЫВАЮ:

 

За выдающиеся заслуги по руководству боевыми авиачастями, за личную храбрость и отвагу командира Н-ского Краснознамённого истребительного авиационного полка Героя Советского Союза полковника Шестакова Льва Львовича, погибшего смертью героя в воздушном бою с врагом, зачислить навечно в списки Н-ского Краснознамённого истребительного авиационного полка. Приказ объявить всему личному составу ВВС КА.

Врид командующего ВВС КА Генерал - полковник авиации НИКИТИН.

Член Военного Совета ВВС Генерал-полковник авиации ШИМАНОВ.

Начальник штаба ВВС КА Генерал - полковник авиации ХУДЯКОВ.

Всего во время Великой Отечественной войны Л. Л. Шестаков совершил около 450 боевых вылетов, участвовал в 65 штурмовках, провёл около 100 воздушных боёв. Число сбитых им самолётов противника в различных источниках трактуется далеко не однозначно. Так, общим итогом его боевой деятельности по данным приведённым в книге выдающегося лётчика, дважды Героя Советского Союза В. Лавриненкова "Сокол - 1", стали более 600 боевых вылетов, 130 воздушных боёв, 29 неприятельских самолётов сбитых им лично и более 45 - в группе с товарищами; Д. Я. Зильманович, в своей книге "На крыльях Родины", указывает на 400 боевых вылетов, 23 сбитых лично и 44 в группе; М. Ю. Быков в своих исследованиях указывает на 16 личных и 8 групповых побед...

За боевые заслуги был награждён: орденами Красного Знамени   ( ??.11.1941 ), Отечественной войны 1-й степени; медалями "За оборону Одессы"   ( 1942 ), "За оборону Сталинграда"  ( 1942 ).

Сын прославленного аса, тоже Лев Львович, пошёл по стопам отца, был военным лётчиком, летал на реактивных машинах...

*  *  *

Список известных побед Гвардии полковника Л. Л. Шестакова:
( Из книги М. Ю. Быкова - "Победы сталинских соколов".  Изд. "ЯУЗА - ЭКСМО", 2008 год. )


п / п[/b]
Д а т а[/b] Сбитые
самолёты[/b]
Место воздушного боя
( одержанной победы )[/b]
Свои
самолёты[/b]
1 24.06.1941 г. 1  бомб-к  ( 1 / в группе ) Спартаковка И-16, ЛаГГ-3, Як-1,

Р-39 "Аэрокобра", Ла-5.
2 09.08.1941 г. 1  PZL-24 р-н Одессы 3 14.08.1941 г. 1  Ме-109 Аккерман 4 27.08.1941 г. 1  Ме-109  ( 1 / в группе ) Фрейденталь 5 02.09.1941 г. 2  Ме-109  ( 2 / в группе ) Красный Переселенец 6 1  PZL-24  ( 1 / в группе ) Красный Переселенец 7 22.06.1942 г. 1  Не-111 Верхний Бурлук 8 1  Ме-110 Ново - Николаевка 9 12.07.1942 г. 1  Ju-88 Медова 10 30.07.1942 г. 1  Ме-109 Остров 11 01.08.1942 г. 1  Ме-109 зап. Бориславский 12 12.12.1942 г. 1  Do-215 Зеты 13 19.12.1942 г. 1  Ju-52 юго - зап. Васильевка 14 1  Ju-52 Верхне - Кумский 15 29.12.1942 г. 1  Ju-52 Басаргино 16 12.05.1943 г. 1  Ju-52 сев. - вост. Малый Янислав 17 21.07.1943 г. 1  Не-111 [b]сев. - вост. Дмитриевка
[b]18
[b]11.02.1944 г.
[b]1  FW-190
[b]Нападовка
[b]19
[b]13.03.1944 г.
[b]1  Ju-87
[b]сев. - вост. Проскуров

[b]  Сбитых самолётов - 16 + 8  [ 15 + 5 ];  боевых вылетов - около 450;  воздушных боёв - около 100.




Кто читал эту тему? (Всего : 3) : skuznet: koroliov:

Сперва дай людям, потом с них спрашивай.


# Гость_Kot.od_*

Гость_Kot.od_*

  • OFFLINE
  • Гости
  • Активность
    0
  • Создал тем: 757
  • благодарностей

Отправлено 07 мая 2013 - 07:58

Прикрепленный файл  Cherevatenko_AT.jpg   14,41К   0 Количество загрузок:

Череватенко Алексей Тихонович
31.03.1914 - 19.11.1994
Герой Советского Союза. http://militera.lib....o_at/index.html



# Гость_Kot.od_*

Гость_Kot.od_*

  • OFFLINE
  • Гости
  • Активность
    0
  • Создал тем: 757
  • благодарностей

Отправлено 07 мая 2013 - 08:11

РЕАЛЬНЫЕ ПОДВИГИ совершали: Шестаков Лев Львович (фото 1) Рыкачев Юрий Борисович (фото 2) Кобельков Николай Яковлевич (рисунок 3) Асташкин Михаил Егорович (фото 4) Елохин Агей Александрович (фото 5) Верховец Николай Андреевич (фото 6) Твеленев Михаил Степанович (фото 7) и другие летчики 69-го ИАП, защищавшие Одессу летом-осенью 1941 года (фото 8 со списком фамилий) БУДЕМ ИХ ПОМНИТЬ...

Прикрепленные файлы



# NETSLOV

NETSLOV

    «Fortunate Son»

  • Topic Starter

  • OFFLINE
  • Администраторы
  • Активность
    5 663
  • 6 203 сообщений
  • Создал тем: 757
  • 1555 благодарностей

Отправлено 22 мая 2013 - 02:31

Шилов Михаил Ильич  02.06.1921 - 23.09.1941  Герой Советского Союза  Даты указов 1. 10.02.1942  Памятники В Одессе на Аллее Славы  Шилов Михаил Ильич - лётчик 69-го истребительного авиационного полка (Отдельная Приморская армия), лейтенант. Родился 2 июня 1921 года в деревне Кобяки ныне Родниковского района Ивановской области в семье крестьянина. Русский. Член ВЛКСМ. Окончил 7 классов и школу ФЗУ в городе Вичуга Ивановской области, работал ткачом на текстильной фабрике имени Ногина. Занимался в аэроклубе.  В Красной Армии с 1938 года. По путевке комсомола был направлен в лётную школу в город Великие Луки, а оттуда - в 1-е Чкаловское военное авиационное училище. В октябре 1939 года получил звание младшего лейтенанта и направление в 42-й истребительный авиационный полк. Вскоре был переведен в 69-й истребительный авиаполк, базировавшийся в Одессе.  На фронтах Великой Отечественной войны с первых дней. Первый бой принял на третий день войны, атаковав с товарищами группу бомбардировщиков на подступах к Одессе. Всего в одесском небе провёл 164 боевых вылета, в которых произвёл 64 штурмовки живой силы, позиций и техники врага, 22 полёта на разведку. Провёл 41 воздушный бой, лично сбив 4 и в группе с товарищами 2 самолёта противника.  За доблесть, мужество и геройство, проявленные в боях при обороне города Одессы, 13 августа 1941 года младший лейтенант Михаил Шилов был представлен к высшей правительственной награде - ордену Ленина. Но получить награду не успел.  23 сентября 1941 года в районе Одессы Шилов один вступил в бой с 5-ю истребителями противника, отвлекая их от наших самолётов, штурмовавших вражескую пехоту. В этом бою погиб. Похоронен в Одессе на Аллее Славы.  Орденом Ленина был (посмертно) награждён постановлением военного совета Южного фронта 5 ноября 1941 года.  Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1942 года лейтенант Шилов Михаил Ильич посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён двумя орденами Ленина.  Его имя носят улица в Одессе, в апреле 2010 года на доме № 2 открыта мемориальная доска. Из боевого донесения от 23 сентября 1941 года: "...одиннадцать И-16 и два ИЛ-2, получив задачу нанести удар по скоплению войск противника в районе Выгоды, штурмовали пехоту противника, были обстреляны сильным зенитным огнем, - читаем в оперативной сводке штаба полка, - вели бой с десятью ПЗЛ-24 и пятью Ме-109. Лейтенант Шилов погиб..."  Рассказывают летчики: Михаил Шилов решил отвлечь на себя "мессеров". И ему это удалось. Пять фашистских машин устремились за ним. Связав их боем, Шилов дал возможность остальным нашим истребителям нанести еще удар по станции и эшелонам на ее путях. Продолжая неравный бой, Шилов искусно пользовался маневренными возможностями своего И-16, В какой-то момент он резко сбавил газ и перевел свой ястребок на скольжение, чтобы увернуться от наседавшей пятерки "мессеров". Погнавшийся за ним Ме-109 проскочил мимо на большой скорости, и Шилов меткой очередью зажег его. Оставшаяся четверка Ме-109 продолжила преследовать Шилова, стараясь зайти ему в хвост. Одному из вражеских летчиков удалось это сделать. Три "мессершмитта" кружились с Шиловым в карусели, а четвертый подобрался снизу и дал по И-16 длинную очередь...  Наши летчики видели, как самолет Михаила, потеряв управление, начал резко снижаться, а затем перешел в беспорядочное падение. Когда Шилову все же удалось вывести истребитель в планирование, то у его товарищей появился луч надежды: может быть, он дотянет до своей территории. Но горящий самолет врезался в землю.  
 

Прикрепленные файлы

  • Прикрепленный файл  shilov.jpg   7,02К   0 Количество загрузок:
  • Прикрепленный файл  shilov2.jpg   78,31К   0 Количество загрузок:

Сперва дай людям, потом с них спрашивай.


# NETSLOV

NETSLOV

    «Fortunate Son»

  • Topic Starter

  • OFFLINE
  • Администраторы
  • Активность
    5 663
  • 6 203 сообщений
  • Создал тем: 757
  • 1555 благодарностей

Отправлено 02 июня 2013 - 01:52

ПЕТР БЕВЗ http://izvestiya.ode...o-i-proishodilo

 

В начале августа 1941 года стала очевидной неизбежная эвакуация основного состава гражданской авиации на восток. Желающих оборонять родной город от врага было много. Но для выполнения этой задачи были отобраны лучшие пилоты, хорошо знающие город и прилегающие окрестности – всего­то одно звено из пяти экипажей. Основной задачей были разведывательные полеты – близко к расположению вражеских частей, у линии фронта, на малой высоте… Один эпизод из таких вот полетов сохранился в записи журнала эскадрильи «Боевой путь»: «Летчик Петр Бевз, возвращаясь с боевого задания, на подходе к Одессе был атакован двумя истребителями МЕ­109. До этого случая поступали так: немедленно садились и покидали самолет. Но Бевз решил спасти самолет. Он стал уходить от атаки, прикрываясь лесопосадкой вдоль железной дороги, ныряя в овраги, и, наконец, залетев в улицы окраины города, кружил по ним между домами и садами. Истребители преследовали его в течение 20 минут и улетели, не добившись результата».

Комсомолец Петя Бевз отличился в августе 41­го неоднократно. Когда фронт приблизился к Одессе вплотную, батарея противника начала обстрел города и порта. Нужно было установить, где находится батарея, ведущая огонь. Выполнять это задание приходилось ночью, без огней. На разведку вылетело несколько экипажей. Первым обнаружил вражескую батарею пилот Бевз. Используя данные авиационной разведки, корабли Черноморского флота подавили вражеский огонь.

Удивительный человек был этот Петя – распахнутый добру, щедрый на дружбу, неуемный в поиске… Это он в том далеком августе проявил инициативу – отправляясь выполнять задание в район линии фронта, стал прихватывать в кабину самолета гранаты, мины, небольшие «бомбочки». Выполнив основное задание, он успевал на обратном пути еще и «отбомбиться». Залетая в район расположения боевых частей врага, пилот Бевз искусно маневрировал, а борт­механик сбрасывал по его команде смертоносный груз прямо в окопы.

Другой одессит – Борис Семе­нович Дорофеев – помог технически решить задачу превращения самолета ПО­2 в боевую машину, предложив доработать его держателями для бомб. С легкой руки одесских авиаторов эта доработка впоследствии получила очень широкое распространение и скоро с ее применением уже формировались полки ночных легких бомбардировщиков.

Не посчастливилось узнать Пете Бевзу, что его инициатива послужила началом превращения легкого самолета ПО­2 в боевую машину. 13 сентября при выполнении одного из своих многочисленных заданий Петр Семенович погиб смертью героя и был награжден орденом Красного Знамени посмертно.

Только за первый месяц обороны Одессы одним звеном из пяти экипажей было выполнено 476 боевых вылетов, и в их числе 162 – на бомбометание.

Что же касается гражданских летчиков и технического состава, которым не выпало испытание оборонять родной город и был дан приказ передислоцироваться с основными частями на восток, то всю войну они были задействованы в выполнении специальных заданий. Сколько частей, попавших в окружение, спасли они своими грузами, сколько жизней сохранили, вывозя раненых в медсанбаты, сколько ценнейшей информации добыли, помогая воинским и партизанским штабам четче организовывать боевые действия!

В начале войны враг не видел большой угрозы в самолетах ПО­2. Но достаточно скоро для них стала очевидной опасность «кукурузников», и немецкие летчики получали особые задания на преследование и уничтожение ПО­2.

Одесские авиаторы, начав свою боевую историю как Юго­Западная особая группа ГВФ, от Украины через Крым, Кавказ, и вновь Украину, Беларусь, Польшу дошли с победой до Германии. Менялись названия подразделений, вынужденно менялся личный состав, но было в этом составе немало одесситов, которые прошли весь крестный путь вместе и вернулись в любимый город.

…В августе 41­го, уже зная о прощании с Одессой, командир эскадрильи Константин Андреевич Олейник, получив папиросы и раздав их личному составу, две пачки при всех положил на дно своего походного чемоданчика и сказал: «Первую мы выкурим, когда освободят Одессу, а вторую – когда вернемся сюда снова». Так оно и произошло: первую пачку он открыл 10 апреля 1944 года на полуострове Тамань в станице Фанталовская, вторую – летом 1946 года в Одессе.


Сперва дай людям, потом с них спрашивай.


# NETSLOV

NETSLOV

    «Fortunate Son»

  • Topic Starter

  • OFFLINE
  • Администраторы
  • Активность
    5 663
  • 6 203 сообщений
  • 1555 благодарностей

Отправлено 23 июня 2013 - 15:22

 
 
Алелюхин Алексей Васильевич
Родился 30 Марта 1920 года в селе Кесова - Гора Калининской
области, в семье рабочего. Окончил среднюю школу. В Красной Армии с 1938 года.
Призван Мытищинским РВК Московской области. Окончил военную авиационную школу
имени В. П. Чкалова в 1939 году. Участник Великой Отечественной войны с Июня 1941 года.
 
Прошёл путь от рядового лётчика до заместителя командира истребительного авиаполка.
Принимал участие в обороне Одессы, Харькова, в наступательных боях под Ростовом, Таганрогом,
Мелитополем, на территории Германии.
 
24 Августа 1943 года за воинскую доблесть и мужество, проявленные
при обороне Одессы и в Сталинградской битве, в боях под Ростовом, Таганрогом и
Мелитополем, 265 боевых вылетов и участие в 65 воздушных боях, в которых сбил
11 самолётов противника лично и 6 - в составе группы, командир эскадрильи 9-го
Гвардейского истребительного авиаполка ( 6-я Гвардейская истребительная авиационная
дивизия, 8-я Воздушная армия, Южный фронт ) Гвардии капитан А. В. Алелюхин был
удостоен звания Героя Советского Союза.
 
1 Ноября 1943 года за умелое руководство пилотами эскадрильи в
боях за освобождение Донбасса, 410 боевых вылетов и участие в 114 воздушных боях,
в которых лично сбил ещё 26 самолётов противника, был награждён второй медалью
"Золотая Звезда".Всего за годы войны совершил 601 боевой вылет, провёл 258
воздушных боёв, уничтожил 40 вражеских самолётов лично и 17 - в группе с товарищами.
 
После войны продолжал служить в ВВС на командных и штабных
должностях. Окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе в 1948 году и Военную
академию Генерального штаба в 1954 году. С 1958 года Генерал - Майор авиации
А. В. Алелюхин - в запасе. За период службы награждён орденами Ленина ( дважды ),
Боевого Красного Знамени ( трижды ), Суворова 3-й степени, Александра Невского,
Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды
( дважды ), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, медалями.
Умер 29 Октября 1990 года.
 
Доброжелательный и спокойный, Алексей Васильевич Алелюхин
обладал мощной аурой внутренней силы и уверенности, тем особенным мужским
обаянием, которое одинаково располагало к нему и зелёную, необстрелянную
молодёжь, и грозных, порой крайне жестких, командиров. Ратная слава и удача
благоволили к нему ещё, наверное, и потому, что он тщательно готовил каждый
свой вылет - десятый, сотый или трехтысячный, вникал в подробности боевой
обстановки, внимательно изучал особенности маршрута, детально прорабатывал
тактические приёмы боя и элементы взаимодействия в воздухе.
 
Он родился в Тверской губернии у Бежецкого верха, в селе
Кесова - Гора. В начале 1930-х годов семья переехала в Подмосковье, где Алексей
закончил 7 классов и поступил работать на фабрику. Вечерами занимался в
планерной школе. Вскоре был принят в Борисоглебскую военную авиационную школу
лётчиков, которую успешно окончил в 1939 году.
 
Алелюхин начал свою службу в частях Ленинградского военного
округа. В Октябре 1940 года был переведён в Одессу, в 69-й истребительный
авиационный полк. С этим полком, ставшим впоследствии 9-м Гвардейским, давшим
стране 25 Героев Советского Союза, уничтожившим в воздухе 558 самолётов
противника, только двум пилотам: А. Алелюхину и И. Королёву было дано пройти
весь его боевой путь - от Одессы и до Берлина... Начал он войну в звании
Младшего лейтенанта, рядовым пилотом, а окончил её Гвардии майором, командиром
этого полка.В условиях катастрофы приграничных авиационных частей первых
дней войны 69-й истребительный авиаполк не только сохранил боеспособность,
но и вёл активные наступательные действия, нанося бомбово - штурмовые удары по
войскам противника на его территории.
 
На третий день войны Алексей открыл счёт своих побед - в составе
звена сбил над аэродромом бомбардировщик Не-111. Спустя несколько дней, в небе
Одессы одержал и первые личные победы. На его груди засверкал орден Красного
Знамени.В стремительных штурмовках, в разведке и воздушных боях Алелюхин
принимал самое активное участие. Он стал уже умелым воздушным бойцом, когда однажды
его послали на разведку немецкого аэродрома. Советские лётчики обнаружили множество
новых, только что прибывших на фронт вражеских самолётов. Вернувшись незамеченными,
Алелюхин и его боевые товарищи доложили обо всём командованию. Было принято
решение: с рассветом - штурмовать. Чуть забрезжил рассвет, как все истребители,
 которые были в полку, поднялись в воздух.
Они следовали к цели двумя большими группами. Их вёл командир
полка Л. Л. Шестаков. При подходе к вражескому аэродрому группы разделились, каждой
была указана своя цель. Алелюхин входил в группу, которую вёл комиссар полка
Н. А. Верховец. Цель ясно выделялась на фоне бескрайней равнины: посадка
деревьев, с одной стороны которой стояли новые немецкие самолёты, а с другой -
палатки лётного и технического состава. Начали штурмовать с ходу на малой высоте.
Первые огненные трассы
прошлись по палаткам. Второй заход сделали по самолётам. В третьем - сбросили бомбы.
Место стоянки фашистских самол тов превратилось в море огня. Такую же картину
можно было наблюдать в районе, где действовала группа Шестакова.
 
На следующий день советским лётчикам удалось посадить вражеский
"Хейнкель" с немецким штабным офицером на борту. В донесении, которое он вёз,
говорилось о вчерашней катастрофе: во время штурмового налёта советских истребителей
были уничтожены почти все самолёты, а оставшиеся требовали капитального ремонта.
 
Взлетая в окружённой Одессе с аэродрома расположенного прямо в
городе, он уничтожил немало вражеских самолётов в воздухе и на земле. Здесь в
ночных боях он сбил несколько вражеских бомбардировщиков. Он же отыскал и дальнобойное
фашистское орудие, обстреливавшее город, и заставил его замолчать.
 
В одном из боёв вражеский снаряд пробил кабину его истребителя,
и несколько осколков впилось в ногу Алексею. Истекая кровью, он дотянул свой
самолёт до аэродрома. А когда подлечился, снова начал летать на боевые задания,
метким огнём разить врага.Никогда не забудет Алелюхин тех дней. Защитники города стояли
насмерть, в который уже раз опрокидывая полчища врага, преграждая им путь к
Одессе. Справедливый гнев и ненависть к захватчикам, вера в победу поддерживали
их силы. В жестоких боях рождалась боевая зрелость наших воинов. Из простого
рабочего парня, каким Алексей Алелюхин был до призыва в армию, он превращался
в искусного бойца, настоящего истребителя, опытного мастера воздушного боя.
 
 
 
За 3 месяца боёв под Одессой Алелюхин совершил 183 боевых вылета на самолёте И-16, провёл 56 штурмовок. Это был настоящий поединок со смертью. Штурмовка наземных войск на истребителе была опаснейшим видом боевой деятельности. У большинства асов их общее количество не превышает двух - трёх десятков...
В то кровавое лето проявился его характер: в одном из вылетов Алелюхин был ранен, в другом - приземлил заглохшую машину у самой линии фронта. Именно тогда он подал заявление в партию и, упросив оставить его в полку после ранения, летал с кровоточащей раной на боевые задания.
Осенью 1941 года 69-й авиаполк был выведен с фронта и перевооружён на новые истребители ЛаГГ-3. Алелюхин одним из первых поднял в небо эту машину. В свой третий или четвертый вылет, когда весь состав полка наблюдал за стартовавшим истребителем, он прошёл вдоль линейки самолётов и на высоте 50 метров выполнил полный набор пилотажных фигур: петлю, иммельман с полуторной бочкой, переворот, штопор, ранверсман... В самое ближайшее время на этой машине он одержал ряд новых побед.
Годовщину войны лётчики полка встретили в тяжёлых боях на только что созданном Сталинградском фронте в условиях господства в воздухе немецкой авиации, сконцентрировавшей свою основную мощь на этом направлении   ( 1200 самолётов против 300 советских ).
Истерзанная фашистами приволжская земля... После Одессы - новые аэродромы и новые бои. На защиту Сталинграда Алелюхин прибыл с солидным боевым опытом. И он, и его боевые друзья получили новые машины. Они хорошо дрались и на старых, а новые в их опытных руках превратились в могучее оружие.
...Группа наших истребителей, в которую входил и Алелюхин, встретилась однажды с 8 "Мессерами". Скрыться противнику в безоблачном небе было очень трудно. Лётчики обрушились на врага. Почти одновременная атака советских самолётов за полминуты решила исход боя. Факелами вспыхнули 7 вражеских машин. От атаки увернулся один ведущий. Увидев, что произошло, он штопором пошёл к земле, и это спасло его от неминуемой гибели. Ведущий нашей группы командир полка Л. Л. Шестаков приказал не гнаться за оставшимся самолётом: пусть фашист расскажет, как дерутся советские лётчики. 
Именно под Сталинградом Алелюхин одержал свою самую памятную победу. Его одиночный "ЛаГГ" был атакован четырьмя Ме-109, и он 6 раз ( ! ) отрывался от преследователей отвесным, до самой земли, пикированием. Во время одного такого "отрыва" ему удалось сманеврировать, пропустить вперёд немца и сбить его. Так что при всех своих недостатках ЛаГГ-3 был вовсе не безнадёжным самолётом и далеко не самым лёгким противником для пилотов Люфтваффе, особенно находясь в руках опытного лётчика.
В небе Сталинграда 69-й авиаполк воевал на своих "ЛаГГах" до Сентября 1942 года, когда был перевооружён на "Яки". Ас № 2 Люфтваффе Герхард Баркхорн вспоминал, что в 1942 году на Сталинградском фронте он "крутил карусель" с одиночным "ЛаГГом" в течении 40 минут. Противники оказались достойны друг друга - ни один самолёт не был сбит... Вернувшись из того боя, Алелюхин, хоть и не был ранен, не смог самостоятельно выбраться из машины: стольких сил потребовал поединок от крепкого 22-летнего парня.
Осенью 1942 года полк был перевооружён, теперь уже на Як-1, пополнен и в конце Ноября вновь брошен в пекло великой Сталинградской битвы, достигшей к тому времени своей кульминации.
В боях под Калачём Алелюхин сбил 4 бомбардировщика, а под Котельниково и Зимовниками - 2 "Юнкерса" и "Мессер". За эти победы был награждён орденами Ленина и Красного Знамени.
Жестокая Сталинградская битва многому научила Алелюхина. И когда наши войска после победы на Волге перешли в решительное наступление, Алелюхин снова и снова доказывал делами свою верность воинскому долгу, свою ненависть к врагу, готовность до последней капли крови защищать родную советскую землю.
...Немецкое командование решило разбомбить оставленный ими Ростов, используя массированные "звёздные" налёты. Рассредоточенные по высотам от 3 до 6 км, со всех сторон летели на город фашистские самолёты. И так в течение нескольких дней. Однако Ростов защищали мужественные воздушные бойцы. Только за 3 дня эскадрилья Алелюхина сбила 21 вражеский самолёт. Личный счёт её командира поднялся до 20, и боевые друзья вскоре сердечно поздравили А. В. Алелюхина с первой Золотой Звездой Героя Советского Союза. Позади остались опаснейшие месяцы обороны Одессы, напряжённейшие бои под Сталинградом, Таганрог и Ростов.

 

 
 
...Алелюхин набирает высоту. Противник устремляется за ним. На высоте 6500 метров вражеские истребители начинают атаку. Стремительно маневрируя, Алелюхин уходит из - под удара... Так повторяется несколько раз. Их пять, он один, но "Мессера" никак не могут взять его в прицел. Снова маневр. Истребитель Алексея, звенящей стрелой вонзается ввысь, а оттуда неожиданно пикирует в хвост одному из "Мессеров". Огонь !... Вражеский самолёт сбит. Противник ошеломлён, он мечется и теряет Алексея из виду...
В период боёв за Таганрог Алелюхин был назначен командиром эскадрильи. Только за 4 дня лётчики, ведомые им, сбили 24 вражеских самолёта. 5 из них уничтожил комэск. Ему вручают орден Александра Невского. Отвечая на эту награду, Алексей за 2 дня сбивает ещё 5 "Мессеров" !
Молодой ас передавал свой опыт однополчанам. Боевые лётчики Елизаров, Тимофеенко, Михайлов, Карасёв, Ершов, Дранищев и другие учились у командира побеждать врага. Новый наглядный урок своим подчинённым Алелюхин дал в боях под легендарным Перекопом.
Здесь наши наземные части несли большие потери от бомбардировщиков Ju-87. "Избавьте нас от этих налётов", - просила пехота. И лётчики смело вступали в бой с врагом. Алелюхин всегда стремился в первую очередь сбивать ведущих. Тогда вся группа лишалась управления и не могла выполнить поставленной задачи.
"Воздушный снайпер бъёт без промаха !..." - писала об Алелюхине фронтовая газета. А однополчане посвятили ему песню - "Если в небе Алелюхин, Значит, "Юнкерс" - на земле...
Эта песня родилась не случайно. Из лично сбитых Алелюхиным самолётов больше половины - немецкие бомбардировщики, составляющие в годы войны ударную силу Люфтваффе. Именно с ними, в первую очередь, и призваны были вести борьбу многие наши лётчики - истребители.
 

 

Изображение

Изображение


Изображение
На Як-1 .
Фото ориентировочно осень 1942-весна 1943 года.
На фюзеляже истребителя черная пантера — фирменный знак Алелюхина.

Сперва дай людям, потом с них спрашивай.


# NETSLOV

NETSLOV

    «Fortunate Son»

  • Topic Starter

  • OFFLINE
  • Администраторы
  • Активность
    5 663
  • 6 203 сообщений
  • 1555 благодарностей

Отправлено 22 августа 2013 - 00:48

Таран Константина Оборина
 
 
Эталоном ратного подвига можно считать воздушный таран, когда летчик, сознательно рискуя собственной жизнью, обрушивает свой самолет на самолет врага. Подобных таранов наши летчики совершили в годы Великой Отечественной войны более шестисот. Но летопись воздушных таранов не есть нечто застывшее: свидетельства очевидцев и архивные документы сверяются с данными противника, становятся известными имена новых героев, уточняются даты и обнаруживаются дополнительные подробности этих удивительных подвигов.
Среди тех, кто одним из первых заслонил собою нашу красавицу Одессу, — заместитель командира эскадрильи 146-го истребительного авиаполка старший лейтенант Константин Оборин. В боевом донесении штаба 21-й авиадивизии кратко сообщалось, что 25 июня 1941 года, в абсолютной темноте, Оборин по направлению трассирующих пуль зенитно-пулеметных точек нашел и протаранил самолет противника, в результате чего тот упал. Фактически это был первый ночной воздушный таран в Великой Отечественной войне, совершенный на четвертый день войны. И до подвига младшего лейтенанта Виктора Талалихина, который таранил врага в небе Москвы 7 августа, было ещё целых полтора месяца. Однако Талалихин получил за свой таран Золотую Звезду Героя, и имя его стало известным всей стране. В наше время было названо еще одно имя летчика — старшего лейтенанта Еремеева Е. П., который совершил ночной таран раньше Талалихина — 29 июля 1941 года.
Оборину в этом отношении повезло гораздо меньше. К большому сожалению, о подвиге Оборина практически неизвестно, и его имя затерялось среди многих безызвестных героев войны. Пора исправить эту обидную несправедливость и золотыми буквами вписать имя Константина Оборина в славную когорту Героев.
Константин Петрович Оборин родился 3 января 1911 года в Перми. Окончив шесть классов школы, работал сначала учеником, а затем и мастером холодной обработки металлов на одном из местных предприятий. Но, как и многих мальчишек того времени, его влекло небо. Он поступил в Оренбургскую военную школу летчиков и успешно закончил её. Этого ему показалось мало, и Константин поступил ещё и в школу летчиков-истребителей в Борисоглебске.
После её окончания он был направлен для дальнейшего прохождения службы в 146-й истребительный полк Одесского военного округа. В полку занимал должности летчика, начальника парашютно-десантной службы и адъютанта эскадрильи, командира звена, старшего адъютанта эскадрильи и, наконец, стал заместителем командира эскадрильи. С первых дней войны Оборин активно участвовал в отражении налетов фашистской авиации. А вскоре он совершил подвиг.
Ночью 25 июня 1941 года в 3 часа 20 минут на аэродроме близ районного центра Тарутино Одесской области, на котором базировался тогда 146-й полк, объявили воздушную тревогу. Вскоре в густых предрассветных сумерках над аэродромом стали слабо прорисовываться силуэты двух вражеских бомбардировщиков «Хейнкель-111». По ним открыли огонь зенитные пулеметы, охранявшие аэродром. Но не обращая на это внимания, немцы с 3.47 до 3.55 провели бомбежку.
Для отражения налета взлетело два МИГ-3 и один И-16. Вскоре на фоне неба, куда тянулись трассы зенитных пулеметов, ст. лейтенант Оборин обнаружил вражеский бомбардировщик. Подойдя к нему, Оборин прицелился и нажал на гашетки. Оглушительно затарахтели пулеметы. Однако после короткой очереди пулеметы замолкли. Оборин перезарядил оружие, но и после этого выстрелов не последовало: пулеметы отказали...
Тогда, увеличив обороты, приблизившись к врагу вплотную, наш МИГ винтом нанес удар по левому крылу Хе-111. Бомбардировщик накренился и, медленно заваливаясь на крыло, начал падать. Вскоре в темноте полыхнул яркий взрыв. При таране Оборин ударился головой о прицел, но сознания не потерял и сумел справиться с управлением. Из-за поврежденного винта самолет сильно трясло, но, выпустив шасси, летчик смог совершить благополучную посадку на аэродромную полосу. При осмотре машины выяснилось, что помят лишь кок винта и сильно погнуты винты. В общем, повреждения были незначительными, и после небольшого ремонта МИГ снова вернулся в строй.
Продолжал воевать и Оборин. Представленный к ордену Ленина, в числе первых на Южном фронте, он успел совершить ещё 30 боевых вылетов и сбить второй вражеский самолет. К сожалению, военная судьба героя оказалась слишком короткой. Представление на награждение где-то затерялось в штабах. Ночью 29 июля 1941 года при посадке на аэродром Харькова летчик получил серьезную травму — перелом позвоночника. 18 августа 1941 года Константин Оборин умер от ран в госпитале. Через Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации удалось установить, что Оборин похоронен в Харькове. Теперь предстоит найти могилу героя. Его жена Клавдия Ивановна проживала на ст. Быково Ленинской ж/д, ул. Браво-Линейная, д. 28.
На этом можно было бы закончить эту историю. Но недавно стали известны некоторые любопытные подробности о немецком бомбардировщике, которого таранил Оборин. Оказалось, что пилотом Хе-111 был один из лучших летчиков 27-й бомбардировочной эскадры «Бельке» обер-лейтенант Гельмут Путц. Его наградили двумя Железными крестами и так называемой золотой пряжкой за 150 боевых вылетов, совершенных им в небе Франции и Англии. Именно этот огромный боевой опыт и спас жизнь Путцу и его экипажу.
Оказалось, что после тарана бомбардировщик не сразу упал. Сбросив, аварийно, оставшийся на борту остаток бомб, бомбардировщик с опытным пилотом продолжал ещё какое-то время лететь. Взрыв этих бомб и был слышен на советском аэродроме и воспринят как взрыв самолета. И всё же повреждения, нанесенные винтом советского МИГа, были настолько серьезными, что Путц не помышлял дотянуть до своей территории и ему пришлось срочно совершить аварийную посадку. Но и здесь немецкому экипажу повезло — притом многократно. Он смог по радио сообщить своим об аварии. При вынужденной посадке самолета «на брюхо» в поле экипаж не пострадал. Близ места посадки самолета не оказалось советских войск, и экипаж не попал в плен сразу же после приземления.
Узнав из сообщения по радио о плачевном положении экипажа Путца, ему на помощь прилетели два Хе-111, пилотируемые лейтенантами Краусом и Фендтом. Они сели в поле рядом с разбитым самолетом и забрали пострадавших.
И всё же Путцу не удалось избежать советского плена: спустя два года, 13 июня 1943 года, его, командира отряда и кавалера Рыцарского креста, вместе с экипажем сбили наши зенитчики под Козельском.
Изучение истории 146-го полка только начинается. Пока не установлены все имена летчиков, погибших в тех первых боях, утрачены и могилы близ Тарутинского аэродрома. Недавно обнаружены материалы, согласно которым на третий день войны командир звена того же полка лейтенант Яловой Алексей Иванович в групповом бою сначала подбил, а затем тараном добил вражеский самолет. Возможно, причиной и этого забытого подвига стала также ранняя смерть летчика, который 26 июля 1941 года погиб в воздушном бою под Кировоградом. Из справки ЦАМО РФ стало известно, что Яловой А.И. родился в 1915 году

Сперва дай людям, потом с них спрашивай.


Поблагодарили 1 Пользователь:
kot.od



Добро пожаловать на www.73.odessa.ua!

Зарегистрируйтесь пожалуйста для того,
что бы вы могли оставлять сообщения и
просматривать полноценно наш форум.