В период с августа по октябрь 1941 г. в ходе борьбы с немецко-фашистскими захватчиками на южном крыле советско-германского фронта имела большое значение героическая оборона Одессы.
Немецко-фашистское командование придавало захвату Одессы огромное значение. Господство советского флота на Черном море очень беспокоило Гитлеровских генералов.
Задача обороны Одессы была возложена непосредственно на войска Отдельной Приморской армии{98}, которая во взаимодействии с Черноморским флотом должна была сковать и обескровить войска 4-й румынской армии и удержать Одессу любой ценой.
Инженерные войска армии (кроме трех отдельных саперных батальонов дивизий — 48, 247 и 105-го) к 10 августа состояли из 82-го отдельного саперного батальона, 44-го и 47-го отдельных моторизованных понтонно-мостовых батальонов, 388-го легкого инженерного батальона и 138-го отдельного саперного батальона. Кроме того, в состав инженерных войск армии входили отряд глубокого бурения, головной инженерный склад, Управление военно-полевого строительства № 5 и Управление комендантов 82-го и 83-го укрепленных районов (с 5 сентября 1941 г. переформированные соответственно в 82-е и 83-е управления военно-полевого строительства) с восемью рабочими и двумя строительными батальонами.
Руководство армейскими инженерными частями осуществлялось отделом инженерных войск армии (начальник отдела полковник Г. П. Кедринский).
В мирное время оборона Одессы с суши не была подготовлена. Ее инженерное оборудование проводилось с началом [113] войны по плану, разработанному перед войной Инженерным управлением Одесского военного округа.
28 июня 1941 г. Военный совет Южного фронта издал постановление «Об инженерной подготовке прифронтовой полосы». Постановление предусматривало приведение в полный порядок дорожной сети Одесской области, разработку и осуществление мероприятий по обороне населенных пунктов и промышленных предприятий, разработку и осуществление мероприятий по маскировке важнейших объектов, формирование из местного населения строительных батальонов{99}.
12 июля 1941 г. приказом командующего войсками Южного фронта было положено начало строительству оборонительных рубежей на одесском и николаевском направлениях. На одесском направлении предусматривалось создание трех основных рубежей, несколько промежуточных и отсечных позиций общей протяженностью 655 км. Все работы предполагалось выполнить в основном силами местного населения, причем работы первой очереди должны были завершиться к 25 июля.
Для непосредственного руководства оборонительными работами были сформированы три управления военно-инженерного строительства, переименованные 14 сентября 1941 г. в управления военно-полевого строительства (УВПС № 3, 4 и 5). На ближних подступах к Одессе и в черте города оборонительные работы возглавлялись комендантом 83-го укрепленного района. 21 июля 1941 г. были сформированы пять строительных батальонов по 1 тыс. человек в каждом и 25 июля дополнительно формировалось еще восемь рабочих батальонов.
На первом этапе героической обороны Одессы в период с 5 по 20 августа войска Приморской армии отразили попытки противника с ходу овладеть городом.
Инженерные части армии на этом этапе продолжали непрерывно совершенствовать фортификационное оборудование оборонительных рубежей, вели активную инженерную разведку, а также содействовали инженерными средствами контратакам наших войск.
Непрерывные ожесточенные атаки противника, значительные потери наших обороняющихся частей и соединений, отсутствие у командующего армией резервов вынудило Военный совет использовать саперные части армии как стрелковые части. Так были использованы 82-й отдельный саперный батальон, 388-й легкий инженерный батальон, 47-й отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон. Из прибывшего в Одессу 138-го отдельного саперного батальона в составе 583 человек решением командования армии 15 августа [114] был изъят 451 человек рядового состава на пополнение стрелковых частей, взамен которых батальон 19 августа получил 261 человека необученного пополнения из 136-го запасного полка{100}.
Личный состав инженерных частей в этих боях проявил исключительное мужество и героизм в борьбе с противником. Однако в боях было потеряно от 50 до 75 процентов саперов, что значительно снизило их возможности по инженерному обеспечению обороны Одессы в дальнейшем.
К 20 августа войска Приморской армии в западном и южном секторах были отведены на передовой и частично на дополнительный передовой рубежи, где продолжали отражать Попытки войск противника прорваться к городу.
Директивой Ставки Верховного Главнокомандования 19 августа был образован Одесский оборонительный район в составе Приморской армии и Одесской военно-морской базы с приданными ей кораблями, командующим которого был назначен контр-адмирал Г. В. Жуков, а его помощником по инженерным войскам Герой Советского Союза генерал-майор инженерных войск А. Ф. Хренов. Одесский оборонительный район был подчинен командующему Черноморским флотом.
На втором этапе Одесской оборонительной операции происходили оборонительные бои на ближних подступах к Одессе. В ожесточенных боях, длившихся с 20 августа по 30 сентября, советские войска нанесли противнику огромные потери и остановили его наступление на главной полосе в 8-15 км от города.
На этом этапе инженерные части армии использовались для создания минновзрывных заграждений, постройки усиленных дзотов, изготовления и установки переносных проволочных препятствий, непосредственного участия в боевых действиях в решающие моменты боя.
Вот несколько примеров боевого использования инженерных частей в это время.
Под нажимом превосходящих сил противника 13-14 сентября командование принимает решение отвести 31-й стрелковый полк вместе с другими частями 25-й стрелковой дивизии с рубежа Красный Переселенец, Францфельд на рубеж южная окраина Дальника, Сухой Лиман. Для прикрытия отхода выделяется 82-й отдельный саперный батальон с запасом мин и ВВ. Батальон минировал дороги за отходящими подразделениями дивизии, взрывал мосты и таким образом обеспечивал отход частей и подразделений на новый рубеж.
Одновременно 44-й отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон производил дополнительное минирование [115] подходов к переправам Сухого Лимана, взрывал дамбы и минировал северный берег лимана.
26 сентября 1941 г. в связи с активными действиями противника в восточном секторе и отходом частей 421-й стрелковой дивизии на Новую Делиловку инженерные части перегруппировываются на это направление для усиления обороны путем дополнительного устройства заграждений (82-й отдельный саперный батальон), оборонительного рубежа (47-й отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон и 388-й легкий инженерный батальон).
Всего за время обороны на ближних подступах к городу только инженерными частями были выполнены следующие работы{101}: установлено различных невзрывных противотанковых и противопехотных заграждений (надолб, МЗП и др.) — 215,2 км; оборудовано командных и наблюдательных пунктов — 151; установлено мин и фугасов — 54 317; взорвано мостов — 9.
В связи с необходимостью прочной обороны Крыма и главной базы Черноморского флота — Севастополя Верховное Главнокомандование 30 сентября приняло решение об эвакуации Одессы и переброске войск Одесского оборонительного района в Крым для усиления его обороны.
По предложению командующего войсками Приморской армии генерал-майора И. Е. Петрова, утвержденному Ставкой Верховного Главнокомандования, было решено эвакуацию войск Одесского оборонительного района осуществить одновременно в течение одной ночи. Для этого с наступлением темноты войска под прикрытием арьергардов должны были в результате форсированного марша сосредоточиться в порту, произвести посадку на корабли и быстро выйти в море.
Военный совет Одесского оборонительного района возложил ответственность за инженерное обеспечение эвакуации соединений Приморской армии на генерал-майора инженерных войск А. Ф. Хренова и выполнение всех инженерных работ, связанных с эвакуацией войск, — на начальника инженерного отдела армии полковника Г. П. Кедринского.
Инженерное обеспечение эвакуации войск из Одессы складывалось из организации массовых разрушений объектов оборонного значения в городе и прикрытия средствами инженерных заграждений выхода войск из боя и их погрузки на суда.
Подготовительные работы по разрушению важных объектов города были проведены инженерным отделом армии заблаговременно, еще до получения приказа на эвакуацию. [116] На случай внезапного отхода из Одессы были подготовлены к разрушению средства связи, промышленные предприятия, нефтебазы, аэродромы, дамбы и др. На все эти объекты были завезены ВВ и выделены команды подрывников.
По заданию Военного совета Одесского оборонительного района разрабатывается и 3 октября утверждается общий план разрушений военных объектов в городе, которым предусматривался вывод из строя двадцати девяти промышленных предприятий, двух аэродромов и восьми объектов Одесского порта. Этот план был выполнен.
Организация инженерного обеспечения выхода войск армии из боя и погрузки их на суда выражалась в проведении следующих мероприятий. В каждом стрелковом полку был создан отряд заграждений в составе стрелковой роты, двух пулеметных взводов, саперной роты, двух батарей и двух минометных взводов. В задачу отряда заграждений входило прикрывать отход подразделений полка на новый рубеж, задержать противника, расстроить его боевые порядки и дезорганизовать его; создать условия, исключающие или, во всяком случае, затрудняющие использование противником дорог; установленные саперами заграждения прикрыть огнем и тем самым превратить их в надежную преграду для продвижения противника; боевые действия отрядов организовать перекатами на заранее намеченные промежуточные рубе.жи, находящиеся один от другого на удалении действительного пулеметного огня.
Особое внимание в действиях отрядов заграждения в период отхода войск обращалось на широкое применение минновзрывных средств, с этой целью дивизиям было выделено определенное их количество (1000 ППМ, 1500-1600 ПТМ, до 10 т ВВ на каждую дивизию).
Для выполнения работ по инженерному обеспечению эвакуации войск дивизии были усилены армейскими инженерными частями. В частности, 47-й отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон был придан 421-й стрелковой дивизии, 44-й отдельный моторизованный понтонно-мостовой батальон — 95-й стрелковой дивизии, 388-й легкий инженерный батальон — 25-й стрелковой дивизии, 138-й отдельный саперный батальон вел подготовку к разрушению важнейших объектов в городе.
В целом работы, выполненные инженерными войсками наряду с другими мероприятиями обеспечили возможность в трудных условиях, связанных с отражением возобновившегося в начале октября наступления противника, закончить эвакуацию войск к 16 октября. В 5 часов 10 минут 16 октября из Одесского порта вышел последний транспорт с войсками. [117]
Из инженерных войск в первую очередь были эвакуированы управления военно-полевого строительства и рабочие батальоны, а вместе с частями прикрытия все армейские и дивизионные инженерные части.
В период обороны Одессы воины Приморской армии, Черноморского флота и население осажденного города, личный состав инженерных частей и подразделений проявили массовый героизм и высокую моральную стойкость.
Вместе со всеми доблестными защитниками Одессы воины инженерных войск, участвовавшие в обороне, награждены медалью «За оборону Одессы». 109 человек из состава инженерных частей Приморской армии получили правительственные награды. Среди них сержант М. И. Глазунов (48-й отдельный саперный батальон) и старший политрук Д. П. Максюк (247-й отдельный саперный батальон) награждены орденом Ленина. 17 человек, в том числе начальник инженерных войск Приморской армии Г. П. Кедринский, командир 388-го легкого инженерного батальона М. П. Бочаров, награждены орденом Красного Знамени. 36 человек, в том числе помощник начальника инженерных войск армии майор К. Я. Грабарчук, начальник УВПС № 82 военинженер 2 ранга Б. С. Немировский, начальник УВПС № 5 капитан С. П. Кулыгин, командир 47-го отдельного моторизованного понтонно-мостового батальона старший лейтенант С. Я. Барсуковский, награждены орденом Красной Звезды, 27 человек награждены медалью «За отвагу» и 27 — медалью «За боевые заслуги».
Огромное значение в период обороны Одессы имела партийно-политическая работа как среди воинов Одесского оборонительного района, так и среди населения города. Она явилась одним из решающих факторов, обеспечивших организацию длительной обороны Одессы и нанесение огромных потерь противнику на подступах к городу-герою.
Многие коммунисты, комсомольцы и беспартийные патриоты, сражавшиеся в составе инженерных частей и подразделений, пали смертью храбрых на поле боя: старший политрук Д. П. Максюк, младший лейтенант Н. В. Колесник (82-й осб), лейтенант А. М. Колесник (48-й осб), сержант М. В. Симака (247-й осб), красноармеец Н. В. Брединин (82-й осб), лейтенант П. Д. Дей (47-й омпмб) и другие. Сотни бойцов и командиров инженерных войск были ранены.
Огромна заслуга в героической обороне Одессы трудящихся города. Они пополняли ряды героической Приморской армии, работали на оборонных заводах, в госпиталях, на хлебозаводе и мясокомбинате, по нескольку тысяч ежедневно выходили на строительство оборонительных рубежей, день и ночь дежурили на пунктах ПВО