Об организационной структуре и впервые примененных методиках работы санитарной службы.
Организация и структура санитарной службы Приморской армии (Одесса)
Автор
NETSLOV
, 06 мая 2013 10:12
В теме одно сообщение
#
Отправлено 06 мая 2013 - 10:12
Кто читал эту тему? (Всего : 1) Volosevich:
Сперва дай людям, потом с них спрашивай.
#
Отправлено 07 мая 2013 - 18:09
Фронтовой санбат.
К началу Великой Отечественной войны состояние медико-санитарного дела в СССР было на достаточно высоком уровне. В стране насчитывалось 74 мединститута, в которых обучались 115 тысяч студентов. Кроме того, во всех вузах были кафедры медицины по подготовке медицинских сестер гражданской обороны, действовали курсы санитарок и сандружиниц. В годы войны они оказывали большую помощь больным и раненым воинам, работали в госпиталях и больницах, заменяли в тылу медработников, призванных в армию.
Санитарная служба к началу обороны Одессы была представлена двумя медсанбатами и одним госпиталем, чего было явно недостаточно. Количество поступающих ежедневно раненых и больных намного превышало вместимость имевшихся лечебных учреждений.
В то же время в Одессе было большое количество гражданских врачей. Все они, включая виднейших специалистов, таких как проф. Коздоба, Резницкий, Рашковский, Целлариус, Харо, Корец, Венжер, и др. по предложению санитарной службы Приморской армии включились в работу. Большую роль также сыграли начальник санслужбы армии Соколовский и его помощник военврач 1 ранга Герцен. Одной из главных задач, которую надо было решить немедленно, была организация системы эвакуации раненых.
Эвакуация могла производиться, только морским путем на Кавказ и Крым, что отнимало немало времени, кроме того, каждый эвакуируемый из Одессы для армии представлял невосполнимую потерю.
Оказалось целесообразным организовать лечение легкораненых и больных так, чтобы они могли возвращаться в свои части, стоявшие на рубежах обороны. Были сформированы батальоны выздоравливающих, благодаря чему части получали обратно своих бойцов.
Для лечения раненых большую работу развернул медсанбат на базе 3 -и Советской больницы и в санатории им. Чкалова.
Работа проводилась в условиях непрерывного артобстрела и воздушных бомбардировок, которые приводили к повреждениям материальной части и потерям в людях. В течение всей обороны испытывались большие затруднения в водоснабжении, часто повреждалась канализация, были перебои в подаче электроэнергии.
Раненые с проникающими ранениями в черепную, грудную и брюшную полость обычно эвакуировались из Одессы в течение 12-15 дней.
Надо отметить, что при недостаточном количестве хирургов, бактериологов, эпидемиологов, особенно мужчин, никогда не было недостатка в медицинском инструментарии, бинтах, вате, йоде, медикаментах. После надлежащего лечения до 75% раненых возвращались в строй.
Применение современных методов обработки ран, высокая квалификация медицинского персонала давала малый процент заражений и сокращение числа ампутаций.
Сложнейшие операции проводили хирурги Ярицин, Ковалевский. А профессор Н.М.Коздоба был в период обороны главным консультантом всех хирургических госпиталей города. (1) Врачей Аколаева, Куницу, Грекиса нередка можно было встретить в окопах и на санитарном пункте батальонов. Фельдшер Киселев под артиллерийским и минометным обстрелом обеспечивал своевременный вынос раненых с поля боя, доставку их с полковых медпунктов в госпитали Одессы, и оттуда в порт. За работу по эвакуации раненых был награжден орденом Красной Звезды.
В одном из госпиталей, во время операции. испортилась динамо-машина. Палатка операционной погрузилась во тьму. Хирург не растерялся. Операция продолжалась при свете автомобильных фар.
В другом госпитале, во время операции, прозвучала воздушная тревога. Самолеты бомбили дорогу проходившую рядом. Однако хирург Краснов, проводивший операцию на раскрытой грудной клеткой, ни на секунду не прекратил работу.
Потеряв надежду захватить город с ходу, фашисты начали изо дня в день применять воздушные бомбардировки и артобстрелы города, не щадя ни больниц, ни детских учреждений, ни школ (2).
Выражая благодарность медработникам, активно работавшим на своих постах во время налетов, горздравотдел приказом №122 от 9 августа особо отметил доктора Эрихмана Н.И. - главврача 3-й поликлиники.
В ночь на 22 июля на здание больницы №1 Черноморского водздравотдела было сброшено 3 бомбы; вследствие чего было 23 погибших, в том числе 2 медсестры. Здание было полностью разрушено, а больница переведена в помещение школы №50 на улицу Конную, 46, где медики продолжали оказывать помощь раненым и больным (3).
В успешном лечении ранений и их осложнений массовое переливание крови и кровезамещающих жидкостей играло поистине огромную роль. 25 июля группой медработников была создана станция переливания крови. А утром 28 июля начался массовый приток доноров и уже к 18.00. для спасения жизни раненых, было сдано 20 л крови. 18 тысяч доноров обеспечивали бесперебойное снабжение военных госпиталей кровью для переливания. Ежедневно 500 доноров-добровольцев отдавали свою кровь. Домохозяйка А.С. Иванова с 14 июля по 23 сентября 1941 г. сдавала 4 раза кровь в количестве 1000 см3, а с 7 июля 1944 года и до конца войны еще 3 литра 450 см3л (4). Домохозяйка К.П. Субда, несмотря на свои 52 года, за время с 4 по 22 сентября 1941 г. сдала 750 см3 крови, а уже через 9 дней после освобождения Одессы вместе с другими женщинами-домохозяйками явилась для продолжения сдачи крови. Таким образом, с апреля 1944 года по август 1948 года (имея в виду 750 кубиков, сданных в 1941 г.) К. Субда сдала 27,5 литров крови. Она также вовлекла в ряды доноров 1000 женщин-домохозяек (5).
Наравне с мужчинами, героически обороняли Одессу и женщины. Они тушили пожары, оказывали помощь пострадавшим, работали на строительстве оборонительных сооружений. В первые же дни войны более 2 тысяч девушек записались на курсы сандружинниц.
4 сентября 1941 года газета "Большевистское знамя" писала: "Когда не хватало медперсонала, комсомольская организация города привлекла в сандружины сотни юношей и девушек, которые, презирая смерть, шли в самые опасные места для оказания помощи пострадавшим. С первыми сигналами тревоги, под звон осколков и вой бомб на улицы, в разрушенные дома пробирались девушки сандружинницы 1-го хлебзавода, Джутовой фабрики, электростанции, студенты мединститута, сестры" (6).
Сандружинницы также доставляли пострадавших в больницы, ухаживали за ранеными в больницах и госпиталях.
Достойны уважения и восхищения женщины, работавшие в полевых госпиталях, на полковых пунктах, на санитарных транспортах, санитарных поездах.
Часто в армейских газетах можно было встретить имена сестры медсанбата Тамары Бабановой, уже побывавшей на Хасане, Халхинголе и на финской войне, операционной сестры М.А.Ковалевской, женщины-врача полкового медпункта Иоффе, награжденной орденом Красного Знамени, военфельдшеров Нины Власовой, Тани Величко, Лизы Вельмизовой.
Медицинские сестры на передовых позициях оказывали первую помощь раненым, выносили их на своих плечах с поля боя на эвакуационные пункты. Часто им самим приходилось брать в руки оружие и отбиваться от фашистов, проникавших к госпиталю. Практически все они ушли на фронт добровольно, многие со студенческой скамьи.
Отличились на поле боя медсестры Вера Козаченко, Мария Трофименко, Лида Нагорная, Ксения Филиппова, Люба Мельникова. Медсестра Галина Ловская 40 метров ползла, не поднимая головы, скрываясь за копнами, в лощинах, кукурузе, чтобы спасти офицера, раненого вблизи вражеских окопов. Галина там же ему сделала перевязку и осторожно вынесла с поля боя (7).
Медсестра 90 стрелкового полка 95 стрелковой дивизии Вера Побережняк в одном из боев, будучи сама ранена, вынесла с поля боя 35 раненых, с их оружием. Медсестра Мальвина Дунай, добровольно ушедшая на фронт, вынесла с поля боя 36 раненых с их личным оружием. Медсестры Н.Дьячек и А.Кутова, под огнем артиллерии и пулеметов, выносили на руках раненых бойцов, оказывали им необходимую помощь.
Под руководством военфельдшера Лидии Курасовой на передовой линии фронта был организован пункт первой помощи, на который своими руками девушки вынесли с поля боя в один день 45 раненых (8). Вот что рассказывает в своих воспоминаниях Дмитрова Ольга Александровна - капитан медицинской службы бывший младший врач 90 с.п. 95 с. д.: "Наш стрелковый батальон занимал оборону под станцией Выгода. Мне было приказано развернуть санчасть во второй железнодорожной будке. В моем подчинении были фельдшер Евдокия Резник и санитары-носильщики. Как-то в санчасть принесли раненого, случайно обнаруженного в кукурузном поле. Раненый в ногу и контуженный он отполз в кукурузное поле, потерял сознание и пролежал там трое суток. Когда мы разрезали брюки, увидели обширную рану на передней поверхности бедра, сплошь покрытую червями. Рану обработали, перевязали и подготовили раненого к отправке.
В погребе будки находился оружейный мастер Старчак, который приводил в порядок вынесенное с поля боя оружие, которое потом он отправлял на передовую. В этом раненом Старчак узнал родного брата. Осенью 1945 г. я случайно встретилась на ул. Московской с оружейным мастером. Через некоторое время братья пришли ко мне, и мы тепло отметили нашу встречу" (9).
23 августа 1941 года вышел Приказ народного комиссара обороны СССР № 281 о представлении к наградам военных санитаров, в зависимости от количества вынесенных ими с поля боя раненых. Так за вынос 15 раненых военные санитары и носильщики представлялись к медали "За боевые заслуги" или "За отвагу". За вынос 25 раненых - к ордену Красной Звезды, за вынос 40 раненых - к награждению орденом Красного Знамени.
Военные санитары, вынесшие с поля боя 80 раненых, представлялись к ордену Ленина. Таким образом, спасение раненых на поле боя было приравнено к проявлению воинской доблести.
В экспозиции "Одесса и край в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг.", в разделе "Оборона" есть комплекс, посвященный подвигу медицинских работников в 1941 г.
В 2003 г. действовала выставка "Фронтовой санбат", которой мы еще раз хотели напомнить о тех, кто спасал человеческие жизни, выполняя свой патриотический долг.
К началу Великой Отечественной войны состояние медико-санитарного дела в СССР было на достаточно высоком уровне. В стране насчитывалось 74 мединститута, в которых обучались 115 тысяч студентов. Кроме того, во всех вузах были кафедры медицины по подготовке медицинских сестер гражданской обороны, действовали курсы санитарок и сандружиниц. В годы войны они оказывали большую помощь больным и раненым воинам, работали в госпиталях и больницах, заменяли в тылу медработников, призванных в армию.
Санитарная служба к началу обороны Одессы была представлена двумя медсанбатами и одним госпиталем, чего было явно недостаточно. Количество поступающих ежедневно раненых и больных намного превышало вместимость имевшихся лечебных учреждений.
В то же время в Одессе было большое количество гражданских врачей. Все они, включая виднейших специалистов, таких как проф. Коздоба, Резницкий, Рашковский, Целлариус, Харо, Корец, Венжер, и др. по предложению санитарной службы Приморской армии включились в работу. Большую роль также сыграли начальник санслужбы армии Соколовский и его помощник военврач 1 ранга Герцен. Одной из главных задач, которую надо было решить немедленно, была организация системы эвакуации раненых.
Эвакуация могла производиться, только морским путем на Кавказ и Крым, что отнимало немало времени, кроме того, каждый эвакуируемый из Одессы для армии представлял невосполнимую потерю.
Оказалось целесообразным организовать лечение легкораненых и больных так, чтобы они могли возвращаться в свои части, стоявшие на рубежах обороны. Были сформированы батальоны выздоравливающих, благодаря чему части получали обратно своих бойцов.
Для лечения раненых большую работу развернул медсанбат на базе 3 -и Советской больницы и в санатории им. Чкалова.
Работа проводилась в условиях непрерывного артобстрела и воздушных бомбардировок, которые приводили к повреждениям материальной части и потерям в людях. В течение всей обороны испытывались большие затруднения в водоснабжении, часто повреждалась канализация, были перебои в подаче электроэнергии.
Раненые с проникающими ранениями в черепную, грудную и брюшную полость обычно эвакуировались из Одессы в течение 12-15 дней.
Надо отметить, что при недостаточном количестве хирургов, бактериологов, эпидемиологов, особенно мужчин, никогда не было недостатка в медицинском инструментарии, бинтах, вате, йоде, медикаментах. После надлежащего лечения до 75% раненых возвращались в строй.
Применение современных методов обработки ран, высокая квалификация медицинского персонала давала малый процент заражений и сокращение числа ампутаций.
Сложнейшие операции проводили хирурги Ярицин, Ковалевский. А профессор Н.М.Коздоба был в период обороны главным консультантом всех хирургических госпиталей города. (1) Врачей Аколаева, Куницу, Грекиса нередка можно было встретить в окопах и на санитарном пункте батальонов. Фельдшер Киселев под артиллерийским и минометным обстрелом обеспечивал своевременный вынос раненых с поля боя, доставку их с полковых медпунктов в госпитали Одессы, и оттуда в порт. За работу по эвакуации раненых был награжден орденом Красной Звезды.
В одном из госпиталей, во время операции. испортилась динамо-машина. Палатка операционной погрузилась во тьму. Хирург не растерялся. Операция продолжалась при свете автомобильных фар.
В другом госпитале, во время операции, прозвучала воздушная тревога. Самолеты бомбили дорогу проходившую рядом. Однако хирург Краснов, проводивший операцию на раскрытой грудной клеткой, ни на секунду не прекратил работу.
Потеряв надежду захватить город с ходу, фашисты начали изо дня в день применять воздушные бомбардировки и артобстрелы города, не щадя ни больниц, ни детских учреждений, ни школ (2).
Выражая благодарность медработникам, активно работавшим на своих постах во время налетов, горздравотдел приказом №122 от 9 августа особо отметил доктора Эрихмана Н.И. - главврача 3-й поликлиники.
В ночь на 22 июля на здание больницы №1 Черноморского водздравотдела было сброшено 3 бомбы; вследствие чего было 23 погибших, в том числе 2 медсестры. Здание было полностью разрушено, а больница переведена в помещение школы №50 на улицу Конную, 46, где медики продолжали оказывать помощь раненым и больным (3).
В успешном лечении ранений и их осложнений массовое переливание крови и кровезамещающих жидкостей играло поистине огромную роль. 25 июля группой медработников была создана станция переливания крови. А утром 28 июля начался массовый приток доноров и уже к 18.00. для спасения жизни раненых, было сдано 20 л крови. 18 тысяч доноров обеспечивали бесперебойное снабжение военных госпиталей кровью для переливания. Ежедневно 500 доноров-добровольцев отдавали свою кровь. Домохозяйка А.С. Иванова с 14 июля по 23 сентября 1941 г. сдавала 4 раза кровь в количестве 1000 см3, а с 7 июля 1944 года и до конца войны еще 3 литра 450 см3л (4). Домохозяйка К.П. Субда, несмотря на свои 52 года, за время с 4 по 22 сентября 1941 г. сдала 750 см3 крови, а уже через 9 дней после освобождения Одессы вместе с другими женщинами-домохозяйками явилась для продолжения сдачи крови. Таким образом, с апреля 1944 года по август 1948 года (имея в виду 750 кубиков, сданных в 1941 г.) К. Субда сдала 27,5 литров крови. Она также вовлекла в ряды доноров 1000 женщин-домохозяек (5).
Наравне с мужчинами, героически обороняли Одессу и женщины. Они тушили пожары, оказывали помощь пострадавшим, работали на строительстве оборонительных сооружений. В первые же дни войны более 2 тысяч девушек записались на курсы сандружинниц.
4 сентября 1941 года газета "Большевистское знамя" писала: "Когда не хватало медперсонала, комсомольская организация города привлекла в сандружины сотни юношей и девушек, которые, презирая смерть, шли в самые опасные места для оказания помощи пострадавшим. С первыми сигналами тревоги, под звон осколков и вой бомб на улицы, в разрушенные дома пробирались девушки сандружинницы 1-го хлебзавода, Джутовой фабрики, электростанции, студенты мединститута, сестры" (6).
Сандружинницы также доставляли пострадавших в больницы, ухаживали за ранеными в больницах и госпиталях.
Достойны уважения и восхищения женщины, работавшие в полевых госпиталях, на полковых пунктах, на санитарных транспортах, санитарных поездах.
Часто в армейских газетах можно было встретить имена сестры медсанбата Тамары Бабановой, уже побывавшей на Хасане, Халхинголе и на финской войне, операционной сестры М.А.Ковалевской, женщины-врача полкового медпункта Иоффе, награжденной орденом Красного Знамени, военфельдшеров Нины Власовой, Тани Величко, Лизы Вельмизовой.
Медицинские сестры на передовых позициях оказывали первую помощь раненым, выносили их на своих плечах с поля боя на эвакуационные пункты. Часто им самим приходилось брать в руки оружие и отбиваться от фашистов, проникавших к госпиталю. Практически все они ушли на фронт добровольно, многие со студенческой скамьи.
Отличились на поле боя медсестры Вера Козаченко, Мария Трофименко, Лида Нагорная, Ксения Филиппова, Люба Мельникова. Медсестра Галина Ловская 40 метров ползла, не поднимая головы, скрываясь за копнами, в лощинах, кукурузе, чтобы спасти офицера, раненого вблизи вражеских окопов. Галина там же ему сделала перевязку и осторожно вынесла с поля боя (7).
Медсестра 90 стрелкового полка 95 стрелковой дивизии Вера Побережняк в одном из боев, будучи сама ранена, вынесла с поля боя 35 раненых, с их оружием. Медсестра Мальвина Дунай, добровольно ушедшая на фронт, вынесла с поля боя 36 раненых с их личным оружием. Медсестры Н.Дьячек и А.Кутова, под огнем артиллерии и пулеметов, выносили на руках раненых бойцов, оказывали им необходимую помощь.
Под руководством военфельдшера Лидии Курасовой на передовой линии фронта был организован пункт первой помощи, на который своими руками девушки вынесли с поля боя в один день 45 раненых (8). Вот что рассказывает в своих воспоминаниях Дмитрова Ольга Александровна - капитан медицинской службы бывший младший врач 90 с.п. 95 с. д.: "Наш стрелковый батальон занимал оборону под станцией Выгода. Мне было приказано развернуть санчасть во второй железнодорожной будке. В моем подчинении были фельдшер Евдокия Резник и санитары-носильщики. Как-то в санчасть принесли раненого, случайно обнаруженного в кукурузном поле. Раненый в ногу и контуженный он отполз в кукурузное поле, потерял сознание и пролежал там трое суток. Когда мы разрезали брюки, увидели обширную рану на передней поверхности бедра, сплошь покрытую червями. Рану обработали, перевязали и подготовили раненого к отправке.
В погребе будки находился оружейный мастер Старчак, который приводил в порядок вынесенное с поля боя оружие, которое потом он отправлял на передовую. В этом раненом Старчак узнал родного брата. Осенью 1945 г. я случайно встретилась на ул. Московской с оружейным мастером. Через некоторое время братья пришли ко мне, и мы тепло отметили нашу встречу" (9).
23 августа 1941 года вышел Приказ народного комиссара обороны СССР № 281 о представлении к наградам военных санитаров, в зависимости от количества вынесенных ими с поля боя раненых. Так за вынос 15 раненых военные санитары и носильщики представлялись к медали "За боевые заслуги" или "За отвагу". За вынос 25 раненых - к ордену Красной Звезды, за вынос 40 раненых - к награждению орденом Красного Знамени.
Военные санитары, вынесшие с поля боя 80 раненых, представлялись к ордену Ленина. Таким образом, спасение раненых на поле боя было приравнено к проявлению воинской доблести.
В экспозиции "Одесса и край в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг.", в разделе "Оборона" есть комплекс, посвященный подвигу медицинских работников в 1941 г.
В 2003 г. действовала выставка "Фронтовой санбат", которой мы еще раз хотели напомнить о тех, кто спасал человеческие жизни, выполняя свой патриотический долг.
Донор К.П. Субда 1941 г. Медсестра Побережняк В.А. 90 стрелкового полка, 95 стрелковой дивизии. 1941 г.
Сперва дай людям, потом с них спрашивай.