Перейти к содержимому


Фотография
- - - - -

артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец»


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 5

# paradip

paradip

    Фортовед


  • OFFLINE
  • Доверенные
  • PipPipPipPipPipPip
  • Активность
    149
  • 136 сообщений
  • Создал тем: 10
  • 21 благодарностей
  • Страна: Country Flag

Отправлено 01 июня 2013 - 17:04

Очень часто встречал кривотолки об известной фотографии, где сфотографирован Т-20 с моряками. Как только не комментировали это транспортное средство: танк и лёгкий танк, и трофейная танкетка в большей степени немецкого производства, чем румынского.

Но на фото отечественный  артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец» и не более того.

 

 

[font="arial;"][color=#008080;][font="times new roman;"]Т-20 «Комсомолец»[/color][/font][/font]

[font="arial;"][color=#29643e;]ИзображениеИзображение[/color][/font]

 

[color=#29643e;]лёгкий бронированный артиллерийский тягач[/color]Изображение

 

 

 

 

[font="times new roman;"]Лёгкий быстроходный гусеничный тягач Т-20 «Комсомолец» [/font][font="times new roman;"]многие принимают за танкетку. И действительно, во время героической обороны Одессы этот[/font] [font="times new roman;"]образец советской боевой техники, вооружённый танковым пулемётом [color=#29643e;]ДТ[/color][/font], использовался как лёгкий танк и воспринимался штурмовавшими город румынами как грозное боевое оружие.

[font="times new roman;"]«Комсомолец» [/font]был разработан в конце 1936 года в КБ завода №37 в Москве под руководством главного конструктора завода Н. А. Астрова. Это был полноценный быстроходный бронированный артиллерийский тягач.
ИзображениеМашина имела просторный клепано-сварной корпус из бронелистов толщиной 7-10 мм, защищавших экипаж – водителя и командира-стрелка – от пуль винтовочного калибра и мелких осколков. Кроме того, командир получил оборонительное вооружение – танковый пулемет ДТ в подвижной маске, отнюдь не лишний в зоне переднего края, где для артиллеристов был весьма вероятен непосредственный контакт с противником. Кабина экипажа, бронированная со всех сторон, имела сверху два люка, а впереди и по бортам – откидные бронещитки, прикрывавшие смотровые щели, позже замененные пулестойкими блоками «триплекс». За кабиной находилось моторное отделение, закрытое сверху броневым капотом с откидными крышками. Двигатель тягача располагался сзади и был развернут маховиком вперед. Над ним, за бронеперегородкой, размещалось грузовое отделение с двумя блоками продольных трехместных сидений. При перевозке расчёта, спинки были повёрнуты вовнутрь, а при перевозке боезапаса их поворачивали наружу, и они образовывали своими спинками борта грузовой платформы. В ненастную погоду при длительных маршах над грузопассажирским отделением мог устанавливаться закрытый тент с окошками, при этом высота машины увеличивалась до 2,23 м.

Изображение

[font="arial;"][color=#29643e;]Продольный разрез трактора-транспортера Т 20 "Комсомолец" 2-й серии: 1 – педаль главного фрикциона; 2 – главная передача; 3 – рычаг управления бортовым фрикционом; 4 – смотровой прибор; 5 – рычаг управления демультипликатором; 6 – рычаг переключения передач; 7 – пулеметные диски; 8 – сиденье стрелка; 9 – дополнительный топливный бак; 10 – кормовой ящик ЗИП; 11 – запасной опорный каток; 12 – прицепное устройство; 13 – радиатор системы охлаждения двигателя; 14 – вентилятор системы охлаждения; 15 – выхлопной патрубок двигателя; 16 – двигатель; 17 – главный фрикцион с коробкой передач; 18 – стеллаж для укладки пулеметных дисков; 19 – рукоятка включения стартера; 20 – демультипликатор; 21 – соединительная муфта.[/color][/font]

Силовой установкой тягачу служил четырехтактный четырехцилиндровый карбюраторный двигатель от легковушки ГАЗ-М-1, оснащённый французским карбюратором «Зенит» с экономайзером и обогатителем. Его рабочий объём при 98,43-миллиметровом диаметре цилиндра и 107,95-миллиметровом ходе поршня равнялся 3286 куб. см, а мощность при 2800 об/мин составляла 50 лошадиных сил. Пуск двигателя осуществлялся с помощью электростартера МАФ-4006 мощностью 0,8-0,9 л.с. (0,6-0,7 кВт) или от заводной рукоятки. В системе зажигания применялась бобина ИГ-4085 и прерыватель-распределитель ИГФ-4003. Двигатель располагался за кабиной и был защищен броневым капотом. Воздух для системы охлаждения первоначально забирался вентилятором через боковые воздухозаборники над гусеницами, что при движении в сухую погоду вызывало загрязнение двигателя и его быстрый износ. На последней серии тягачей воздухозаборники были перенесены в более чистую зону – между спинками сидений. Для повышения живучести машин у командира-стрелка имелось дублированное управление (кроме переключения передач), что в годы войны не раз выручало при ранении или гибели водителя. Емкость бензобака, оборудованного бензоуказателем, составляла 115 л. Кроме того, имелся расходный бачок емкостью 3 – 6,7 л (в зависимости от серии). 
Четырехступенчатая коробка передач, обеспечивавала четыре передачи вперед и одну передачу заднего хода. Одноходовый демультипликатор от трехосного автомобиля ГАЗ-ААА удваивал число ступеней в трансмиссии и позволяло иметь два диапазона: тяговый и транспортный. Отсюда и возможность минимальной («ползучей») скорости движения в 2-2,5 км/ч при тяговом усилии на крюке до 3000 кг. Остальные агрегаты трансмиссии: главную передачу, бортовые фрикционы с тормозами, бортовые передачи с ведущими звездочками, а также мелкозвенчатую гусеницу, опорные и поддерживающие обрезиненные катки использовали от танка Т-38 Изображение.
Тележки с блокированными попарно опорными катками, в отличие от танковых, имели более компактную рессорную подвеску, что позволило снизить высоту гусеничного обвода для удобного размещения расчета. Первоначально задний опорный каток выполнял роль и направляющего колеса, но из-за частых случаев опрокидывания тележки, которые не удалось предотвратить установкой ограничителя, пришлось ввести отдельное направляющее колесо. К сожалению, не оправдало себя и применение в опытном порядке бесшумной резинотросовой гусеницы с металлическими плицами – она часто соскакивала. 
Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 6 В. В качестве источников электроэнергии использовались аккумуляторная батарея ЗСТЭ-100 емкостью 100 А•ч и генератор ГБФ-4105 напряжением 6-8 В и мощностью 60-80 Вт. 
Армейские испытания «Комсомольца», проведенные в августе – ноябре 1937 года, показали, что он, при условии устранения отдельных недоработок, может быть принят на вооружение РККА. Средняя скорость движения тягача с прицепом по шоссе достигала 15-20 км/ч, по проселку и бездорожью – до 8-11 км/ч, что было признано как высокая. Машина преодолевала ров 1,4 м, брод 0,6 м, стенку 0,47 м, валила деревья толщиной 0,18 м. Движение было возможно при крене 40° (правда, при этом иногда спадали гусеницы с короткими перьями траков). Максимальный преодолеваемый подъем с экипажем из двух человек и полной заправкой без прицепа доходил до 45°; при полной боевой массе и прицепе массой 2000 кг до 18°. Радиус поворота составлял всего 2,4 м (разворот на месте), что также оценивалось положительно, учитывая высокие требования к маневренности машины. К сожалению, автомобильный двигатель, не рассчитанный для длительной напряженной работы на гусеничном тягаче, был перегружен и нередко преждевременно выходил из строя (износ шатунных подшипников, пробой прокладки головки, течи через сальники). Однако других подходящих, легких и компактных, моторов тогда в стране не было.

Изображение

[font="arial;"][color=#29643e;]Захваченный финнами [/color]«Комсомолец[/font]» буксирует захваченную финнами нашу [color=#008080;]сорокопятку[/color]. В 1941 году армия Финляндии имела 56 Т-20, в 1944 году – 215 единиц, а в конце 1959 года – 11. Трофейные «Комсомольцы» служили финнам до 1961 года. 
Были отмечены и недостатки, позже устраненные: непригодность буксирного приспособления (впоследствии установили резиновый амортизатор крюка), малая живучесть гусениц (траки стали отливать из марганцовистой стали), самовыключение передач (ввели блокировку в КП). Пробуксовку тягача на обледенелой дороге ликвидировали введением съемных шипов, прикрепляемых болтами к каждому пятому траку гусеницы (всего на борт – 16 шипов). Шипы стали придаваться каждой машине в индивидуальный комплект ЗИП.

Изображение
Выпускать «Комсомолец» начали в 1937 году на головном заводе № 37 и на спецпроизводствах СТЗ и ГАЗ, а прекратили выпуск прекратили в июле 1941 года: армии в большей степени требовались легкие танки. Всего было изготовлено 7780 машин трех производственных серий, несколько отличавшихся устройством платформы, сидений, системы охлаждения, ходовой части, вооружения. Они получили широкое применение в Красной Армии и сыграли заметную роль в ее моторизации. Так, по состоянию на 1 января 1941 года в войсках насчитывалось 4401 «Комсомольца» (20,5% парка специальных тягачей) при положенных по штату 2810. Кстати, по штатам, утвержденным в апреле 1941 года, в каждой стрелковой дивизии полагалось иметь 21 машину; к началу войны число тягачей этого типа в войсках достигло 6700 единиц.Изображение

Тягачи «Комсомолец» сыграли огромную роль в процессе моторизации Красной армии. В состав каждой стрелковой дивизии должно было входить как минимум 60 тягачей этого типа. Иногда вместо них применяли танкетку Т-27. До начала войны советская промышленность не смогла полностью обеспечить потребности армии. Поэтому на практике «Комсомольцами» были укомплектованы только ударные части, а также подразделения мотопехоты в составе стрелковых частей. Тягачи Т-20 участвовали в боях с Японией у озера Хасан в 1938, у реки [font="arial;"][color=#29643e;][font="times new roman;"][font="arial;"][font="times new roman;"][font="arial;"][font="times new roman;"][font="arial;"][font="times new roman;"][font="arial;"][font="times new roman;"][font="arial;"][font="times new roman;"][font="arial;"][font="arial;"][font="times new roman;"][color=#29643e;]Халхин-Гол[/color][/color][/font][/font][/font][/font][/font][/font][/font][/font][/font][/font][/font][/font][/font][/font][/font] в 1939, в советско-финской войне и, конечно же, в [color=#29643e;]Великой Отечественной[/color].
На фронтах войны тягачи «Комсомолец», количество которых непрерывно сокращалось (на 1.9.1942 в армии осталось 1662 машины, на 1.1.1943 – 1048), продолжали нести свою нелегкую службу. При отсутствии других тягачей их применяли и для буксировки более тяжелой малокалиберной зенитной и дивизионной артиллерии, конечно, работали машины при этом с перегрузкой. Использовали Т-20, оказавшиеся идеальными для лесных дорог, к тому же всегда обеспеченные автомобильными запчастями, и партизаны.

В июле 1941 года Василий Гаврилович Грабин, служивший на Горьковском артиллерийском заводе № 92 главным конструктором, предложил создать на базе «Комсомольцев» противотанковые САУ, и вскоер на свет появилась ЗиС-30. Подробнее о ней читайте ТуТ
Большое количество тягачей было захвачено немецкими войсками в исправном состоянии. «Комсомольцы» в вермахте состояли под обозначением leicht gepanzerter Artillerie Schlepper 630®.

Изображение

Прикрепленные файлы


  • Neuburg это нравится



Кто читал эту тему? (Всего : 4) Aleks: paradip: Ярослав54321: Alex Keith:

# paradip

paradip

    Фортовед

  • Topic Starter

  • OFFLINE
  • Доверенные
  • PipPipPipPipPipPip
  • Активность
    149
  • 136 сообщений
  • Создал тем: 10
  • 21 благодарностей
  • Страна: Country Flag

Отправлено 01 июня 2013 - 17:09

http://ru.wikipedia....20_«Комсомолец»

Более качественные фото с финской компании

 

 

Прикрепленные файлы

  • Прикрепленный файл  a_203.jpg   61,39К   7 Количество загрузок:
  • Прикрепленный файл  a_222.jpg   116,28К   7 Количество загрузок:
  • Прикрепленный файл  a_223.jpg   106,38К   7 Количество загрузок:
  • Прикрепленный файл  fu_2371.jpg   160,32К   6 Количество загрузок:
  • Прикрепленный файл  fu_2374.jpg   155,8К   7 Количество загрузок:

  • NETSLOV и Neuburg это нравится

# NETSLOV

NETSLOV

    «Fortunate Son»


  • OFFLINE
  • Администраторы
  • Активность
    5 663
  • 6 203 сообщений
  • Создал тем: 757
  • 1555 благодарностей

Отправлено 01 июня 2013 - 17:49

где то есть фотка Балашова на таком "танке" найду выложу

 

http://militera.lib....ov_km/1_12.html

Восспоминания К.Симонова об этом эпизоде под Одессой.


  • paradip это нравится

Сперва дай людям, потом с них спрашивай.


# paradip

paradip

    Фортовед

  • Topic Starter

  • OFFLINE
  • Доверенные
  • PipPipPipPipPipPip
  • Активность
    149
  • 136 сообщений
  • Создал тем: 10
  • 21 благодарностей
  • Страна: Country Flag

Отправлено 04 июня 2013 - 11:46

Нашёл.

Прикрепленные файлы


  • NETSLOV это нравится

# paradip

paradip

    Фортовед

  • Topic Starter

  • OFFLINE
  • Доверенные
  • PipPipPipPipPipPip
  • Активность
    149
  • 136 сообщений
  • Создал тем: 10
  • 21 благодарностей
  • Страна: Country Flag

Отправлено 04 июня 2013 - 11:48

Из той-же серии движения:

 

Прикрепленные файлы


  • NETSLOV это нравится

# слава2012

слава2012

    Спасатель-искатель


  • OFFLINE
  • Доверенные
  • PipPipPipPipPipPipPipPip
  • Активность
    445
  • 599 сообщений
  • Создал тем: 32
  • 173 благодарностей

Отправлено 17 октября 2013 - 23:47

На 13 тягачах «Комсомолец» были установлены по 4 направляющих для стрельбы авиационными реактивными снарядами[129].

 

Одновременно с производством траншейных огнеметов производилось переоборудование бронированных гусеничных тягачей А-20 «Комсомолец» в огнеметные танки. Всего таким образом было переоборудовано 8 машин[128].


  • NETSLOV это нравится
Не суди, да не судим будешь...

Поблагодарили 1 Пользователь:
Администратор



Добро пожаловать на www.73.odessa.ua!

Зарегистрируйтесь пожалуйста для того,
что бы вы могли оставлять сообщения и
просматривать полноценно наш форум.