ИМЕНА НА ОБЕЛИСКЕ
Пропавший без вести солдат
На фронте много лет назад -
…Он воевать ушел на фронт
За отчий дом, за свой народ,
Ушел, войною опален,
Откуда не вернулся он.
(Я.Н. Розенштейн)
Каждую семью затронула Великая Отечественная война. Кто-то вернулся с поля боя инвалидом, а многие остались там навсегда. И часто бывало так, что найти место гибели солдата не представлялось возможным. Тогда его заносили в списки пропавших без вести...
В поселке Тарутино Одесской области есть обелиск павшим воинам-освободителям в годы Великой Отечественной Войны. На нем высечены имена: Бессоненко – мл.л-т, Гришин И.Д.- л-т.
Сейчас, когда прошло более 70 лет с Победы в Великой Отечественной войне, часть архивов уже рассекречена, я смог найти запись о них в Центральном архиве Министерства обороны Российской Федерации в Именном списке безвозвратных потерь офицерского состава частей 17 Воздушной армии за период с 5.9. по 1.10.1944 года.
ГРИШИН Иван Дмитриевич, 1920 года рождения, уроженец Тульской области, Заокского района Викеевского сельского совета, деревня Людское,лейтенант, старший летчик 39 ОРАП ( отдельный разведывательный авиаполк), член ВКП(б) с 1944 года, на фронт ушел добровольно через Роминский аэроклуб Московской области. 7.9.1944 года погиб при выполнении боевого задания, похоронен село Кульмя ( с.Подгорное) Тарутинский район Измаильская (Одесская ) область. Мать- Толкушова Дарья Дмитриевна, прож. Тульская область, Заокский район деревня Болынтово.
БЕССОНОВ Василий Изосимович, 1910 года рождения, уроженец Ворошиловоградской (Луганской) области, Александровского района, Раевского сельского совета, деревня Крутогоровка, младший лейтенант, заместитель старшего техника эскадрильи по спецслужбам 39 ОРАП, призван Ворошиловоградским РВК. 7.9.1944 года погиб при выполнении боевого задания, похоронен село Кульмя Тарутинского района Измаильской области. Жена- Бессонова Валентина Николаевна, прож. Г. Ворошиловоград ул. Рыльева, 85.
В 1944 году 17-я воздушная армия освобождала Одесскую область. 39-й авиаполк базировался в селе Тарутино. Что же произошло 9 сентября 1944 года. Ведь известно, что наш район был освобожден 22 августа 1944 года. Эта мысль долго не давала мне покоя. Были написаны десятки запросов.
И на один из запросов из Липицкой школы ответила заместитель директора Наталья Григорьевна Кытманова. Она разыскала родных Гришина И.Д. попросила у них письма.
В моем распоряжении оказались копии уникальных писем Ивана Гришина, который ушел добровольцем на войну. Вроде бы описываются какие-то бытовые нюансы, но, сколько в них жизни, сколько любви к родным, к Родине. Родственники Ивана Дмитриевича, которые теперь живут в селе Липицы, до сих пор хранят о нем светлую память.
Тульская область, Заокский район, Дмитриевское п/о дер. Болынтово Толкушевой Дарье Дмитриевне. Полевая почта № 53898 Гришину И.Д. Вот эти письма:
15 октября 1943 года
Здравствуйте, дорогие родные папа, мама и Шура. Шлю я вам свой сердечный привет и желаю всего наилучшего в вашей жизни. Спешу сообщить, что я жив и здоров, чего и вам желаю. Мама, со станции Пахомово я доехал без билета хорошо. Приехал в Серпухов, сошел с поезда и пошел прямо в милицию, где мне написали бумажку в билетную кассу, чтобы дали билет. В Серпуховской кассе получил билет и в 1 час дня поехал в Москву. В Москву приехал в 6 часов вечера и думал, что ребята уехали. Ходил, ходил и никого сначала не нашел, но потом на Казанском вокзале встретил человека и 6 ребят, они сказали, что поедем завтра в 12.45. Затем я поехал в Быково, там переночевал, а утром уехал в Москву. Из Москвы в вагоне дали постель и так добрались до Сталинграда. Насмотрелись на Сталинградские развалины, походили по всему городу. Со Сталинграда поехали в Калач. В Калаче своей части не нашли, оттуда уехали обратно в Сталинград. Из Сталинграда нас направили обратно в школу, но мы не поехали, доехали до станции Поворино, встретили там летчиков, они нам сказали, где находится наша часть. Добрались 12 октября. Живем в деревне по домам, живем пока ничего. Кормят здесь хорошо. Не знаю, сколько здесь пробуду, но пока летать не летаем. И едва ли придется летать через месяц, а то и больше. Особенно писать нечего. Затем до свидания, жду ответ.
Передайте привет Симе и всем знакомым.
Мой адрес: Полевая почта № 23 208 Гришину И.Д.
1 июля 1944 года
Здравствуйте, дорогие родные: папа, мама, Шура, шлю я вам свой чистосердечный привет и желаю всего наилучшего в вашей работе и жизни. Мама, письмо ваше получил, за которое большое спасибо. От Николая я тоже получил одно письмо и написал ему ответ. Насчет Шуры, то пускай едет учиться, что толку, если она будет работать дома. Я живу по-старому. Хорошо живем, сейчас на аэродроме построили себе такую круглую юрту с немецкого картона. В деревнях кругом зелень, летать приходится редко, большинство приходится дежурить в самолете. Погода стоит жаркая. Особенно писать нечего.
Затем до свидания. Жду ответа. (Подпись).
31 июля 1944 года
Здравствуйте, дорогие родные папа, мама и Шура. Шлю я вам свой сердечный привет и желаю наилучших успехов в вашей жизни и работе. Мама и Шура, письма ваши получил, за которые вам большое спасибо. Живу я по-старому хорошо, без особых изменений. С Николаем переписку наладил. Сейчас стали переписываться. Я в июне получил звание лейтенанта. Сейчас очень много фруктов: яблоки, вишня, сливы, абрикосы, так что жить можно. Пришла ко мне малярия, каждый месяц трепет. Хотят послать в дом отдыха, но я не хочу ехать, прошусь домой дней на 15, в Москву попасть можно очень быстро на самолете. Не знаю, пустят или нет. Хорошо бы повидаться с вами. Новостей никаких нет. Писать больше нечего. Затем до свидания. Жду ответа. (Подпись).
О том, что произошло 9 сентября 1944 года написал друг Гришина И.Д. – Владимир Дементьев.
10 сентября 1944 года.
Здравствуйте, дорогая мамаша Дарья Дмитриевна (Так сказал мне ваш сын Иван Дмитриевич, что вас так зовут). Шлю я вам свой боевой чистосердечный привет и желаю всего наилучшего в вашей жизни. Пишет вам друг вашего сына Володя. Дорогие родители Ивана Дмитриевича. Я хочу вам рассказать о моей жизни, которую я провел с Иваном Дмитриевичем. С Ваней я встретился в 40 году в августе месяце и с ним провел все школьные годы. На фронт мы с ним попали 4 января 1944 года. Здесь в этом нашем полку он себя проявил как исключительно хороший летчик. Летал он лучше всех нас, ему присвоили звание лейтенанта, после чего он с месяц проболел, потом выздоровел и стал снова летать. Мы были в Бессарабии, откуда летали в Румынию. Потом пришло время перелетать в Румынию. Собрались, сели в самолет, с ним сел еще один техник и мы стали взлетать. Он взлетал третьим, я летел за ним. На первом развороте он резко положил машину на спину без скорости и пошел к земле. Правда, он ее вырвал перед землей, но высоты не было. Самолет ударился о землю, их выбросило, самолет загорелся. Ваня немного обгорел и разбил себе голову. Подбежали к нему, но… было поздно, нечаянная смерть вырвала из наших рядов такого лучшего друга как ваш сын Иван Дмитриевич. Я не помню, когда слезы катились из моих глаз, но на этот раз они невольно бежали. Вы потеряли своего сына Ивана Дмитриевича, а я потерял моего лучшего боевого друга, с которым, когда он жив был, договаривались иметь переписку в случае гибели кого-нибудь. Но ничего, вы потеряли своего сына, но знайте, нас еще много и поверьте мне, мамаша, что мы отстоим нашу любимую Родину. Дорогие родители, я живу вообще в Москве (неразборчиво…) когда война закончится я приеду и расскажу вам подробно о жизни и о смерти вашего сына. Похоронили его в Бессарабии около Тарутино, село Кульмя, на площади. Похоронили его очень хорошо, могилу убрали, поставили памятник с его фотографией. Сделали так, как положено. Мы его не забывали и никогда не забудем, он в наших сердцах до самой смерти жить будет. Таких людей не забывает советский народ. Дорогая мамаша, я прошу, дайте ответ мне, получили вы письмо или нет. Я постараюсь выслать вам его фото. Правда, что были фотографии у него — погорели, но я найду у ребят. Мой адрес: п.п. № 53 898, Деменьтьеву Владимиру Дементьевичу. Пока до свидания, остаемся живы и здоровы, и вам того желаю. Если чего еще интересует, все опишу. Пишите, не беспокойтесь. Друг вашего сына Володя.
И вот еще одно письмо Владимира Дементьева, адресованное сестре Гришина И.Д.
Дорогая Шура!
Во-первых, примите от меня боевой привет и наилучшие пожелания вам в 1945 году. Теперь разрешите мне перейти к другому вопросу. Я с Иваном прожил вместе с 1940 года и по ту минуту, когда он погиб, и если все описывать, что я про него знаю, это сложное дело. Давайте договоримся так, при первом моем приезде в Москву я зайду к вам и все расскажу. Согласны?
Шура, мне очень трудно писать о Ване, ведь мы с ним как братья жили, мы ни с чем никогда не считались, но о смерти его еще раз напишу. На спину машину положил он сам, но скорости у него не хватило, и мотор перетянул и пошел к земле, а это дело происходило низко. Механик, который с ним сидел в горгроте, тоже погиб. Гореть они не горели, но живы ни минуты после удара не были. Вот так, дорогая Александра Дмитриевна. Так я потерял друга лучшего, вы брата, а мамаша сына. Ну, ничего, мы отомстим этим фашистским извергам за его смерть. Знаете, Шура, человек один раз помирает и обязательно при ошибке, а ведь каждый человек может ошибаться не в том, так в другом деле и вот мне в 22 года тоже пришлось ошибиться, но все прошло нормально. Жизнь моя сохранилась, как говорят, это очень большой урок для меня. Шура, я не знаю, что еще написать тебе. Живу сейчас хорошо, правда, только скучновато. Шура, извините меня за нескромность, но я хотел бы сказать, давайте переписку продолжим, если вы будете не против, то ответ дадите положительный на это мое письмо. Я вообще жил в Люберцах, вы знаете, и в Быкове я с Иваном был, поэтому, возможно, если жив буду, то буду у вас и все расскажу о вашем брате. Вот так, дорогая. Если вы хотите видеть меня на фото, то небольшое условие для вас. Сперва вы мне, а я вам вышлю обязательно. Ну, пока, Шура, жду ответ. Володя. Фото Ивана постараюсь выслать.
Но не суждено было Владимиру Дементьеву рассказать родным Гришина И.Д. подробности о его гибели и передать его фото. Дементьев В.Д. погиб в марте 1945 года в Венгрии.
Родные Гришина И.Д. и Бессонова В.И., у которых не было конкретной информации, где похоронены их родные, выслали мне их фотографии. Я же отослал им фото братской могилы в поселке Тарутино. Вот письмо внука Бессонова В.И.
Здравствуйте, Виктор. Огромное спасибо Вам за ваши усилия. Это нужно нам всем, живым, чтобы жила память. К сожалению, информации о деде у меня очень мало. Когда была жива бабушка, я был слишком мал, чтобы расспросить по- больше. Вся информация собрана мной по скупым рассказам отца. Бабушка рассказывала, что после войны она ездила на могилу к деду. Насколько я знаю, он погиб в другом месте, затем их перезахоронили. К сожалению, мой отец, Бессонов Валерий Васильевич, умер в этом году за день до своего 74-летия. А родился он 9-го мая 1941 года, предвестник Победы. И некому больше рассказать что-то еще о деде. С уважением, Юрий Валерьевич Бессонов
А на войне как на войне, Меня убьют в неведомой сторонке И мать моя заплачет обо мне В тот самый миг, еще до похоронки