Так было...
После госпиталя куда ехать? Со мной рядом в палате лежал парень молодой тоже. У него ранение было - вот такой осколочек, как головка булавки: перебит был нерв, рука высохла. У него ещё не закончилось лечение, и он говорит: "Давай езжай ко мне в Сталинград. У меня там тётка, матери у меня нет, есть матери сестра".
- Так вас комиссовали?
Нет, мне дали отпуск на месяц. У меня есть отпускные билеты, могу потом показать тебе. Короче говоря, я поехал. По дороге встретился с одним майором. Он меня узнал, потому что я ходил на футбол на завод Октябрьский, а у него два брата тоже играли в футбол. А сам он в политотделе где-то на Кавказе работал.
- Ничего себе, вы тоже в футбол играли? А на какой позиции?
Где придётся. Самый главный был (*улыбается).
- Хорошо играли?
(*Смеётся) Я знаю, как там? Как приходилось. Мазила, ха-ха.
Короче говоря, в квартире жил полковник - командир 270-го полка, который охранял объекты в этом районе: в районе СтальГРЕСа, Бекетовки - в Сталинграде. А часть ихняя находилась там под горой: там Химгородок когда-то был, и там стоял полк. Он мне говорит: "Ты давай иди на пересыльный пункт в городе, а я пошлю своего человека, он возьмёт запрос, тебя отдадут ему, и он приедет с тобой к нам в полк".
Всё так и получилось: я поехал в Сталинград, в Бекетовку - это Кировский район Сталинграда. А Сталинград расположен на 60 километров вдоль Волги. Короче говоря, он меня привёз, потом спрашивает: "А что ты можешь?" Я говорю: "Был огнемётчиком, пулемётчиком недолго". -"А ещё что ты можешь?" Говорю: "В машинах немного разбираюсь". А у нас в доме на лиманчике жил один бывший солдат, он демобилизовался - воевал на Дальнем Востоке, у Жукова там. Он был шофёром, и машина стояла во дворе у нас. Ну, там такая машина, что каждый день ремонт. И мы, байстрюки, ему помогали. Короче, я говорю: "Вот так и так". Он: -"О, есть идея". А рядом со Сталинградом была станция Гумрак. На этой станции выгружали весь слом, который привозили: разбитые машины, и так далее. Оттуда этот слом увозили на заводы, там его расплавляли и делали уже оружие. И, значит, он мне дал ещё двух человек, которые ещё больше даже меня разбирались, и мы поехали туда. Каждый день нас туда возила машина к станции, а оттуда ехали рабочим поездом. Приезжали, брали сухой паёк на весь день и вечером возвращались. И в течение двух недель одну машину собрали. Потом вторую. За месяц мы собрали две машины. Первую когда мы собрали и уже завели - дай Бог-то выехать из ворот(*смеётся). Я ж не ездил никогда. Всё, опа, попал. Ну, и так поехал, поехал и поехал. Сначала тут поблизости, в Бекетовке, а потом уже надо было ехать через лес в Сталинград, на другой конец. Там горючее надо было получить, масло.
А потом - это уже был конец июля - всё, немцы пришли в Сталинград. Сначала бомбить стали, а потом уже и сами подобрались. Я был как раз на нефтебазе: нагрузили бензин - шесть бочек, а потом масло, и собрались ехать. И тут самолёты появились из-за Волги: солнце всходит, и они из-под солнца летят. Не на большой высоте, и как начали бомбить, как начали бомбить...
- Это 23-е августа, наверное, было?
Да, примерно так. И, короче говоря, приехали... Мы быстро в бомбоубежище так называемое - ну, накрытая яма. А там же за это время людей пособиралось полно, все полезли туда, а там всё расчвякалось, дышать нечем. Мы выскакиваем, а там уже машина горит. Оказалось, рядом где-то зажигалка упала или осколок какой-то. Мы борт открыли, сбросили тряпки всякие, потому что всё нужное ставили вперёд, чтобы не трясло, а всё лишнее там в конце было, и оно загорелось. Мы сбросили, закрыли борт и в Бекетовку. Приехали туда, там, слава Богу, всё в порядке. Решили поехать ещё, потому что уже там всё горит, а горючее надо. Уже на следующий день мы поехали туда - нефтебаза горит. Ой... Ну, там уже пожарники начали раскатывать. А бензин же хранили в бочках, потому что цистерны большие, и они сразу взрывались. Поэтому горючее было рассредоточено в ямах: огромная площадь, и всё в бочках. И это спасло, потому что одна цистерна взорвётся, там где-то сто тонн, и всё пропало. А так они рассредоточены были, и сохранился бензин этот.
Сначала нас вывели в Ивановку - это километров 10 от Сталинграда. Там, между Сталинградом и Ивановкой, был ложный аэродром. Туда немцы как-то налетели, а там солдат
на коне был, и они за ним начали гоняться. Мы увидели, остановились, а самолёт к нам. Мы быстро развернулись, а ему же разворачиваться долго надо, и мы быстро в посадку, и в посадке он уже не нашёл нас. Потом поехали в центр города, и уже в центре стали воевать. Немцы нас там окружили. У нас же была 10-я дивизия войск НКВД, мы стояли в Сталинграде, а за Волгой была 15-я дивизия войск НКВД. И эта 15-я дивизия была заградотрядом. Нас тоже назначили в заградотряд, но нам не было кого останавливать, надо было немцев останавливать, потому что мы же были в Сталинграде, за Волгу не убежишь пешком - надо только переплыть. Это уже был сентябрь 42-го.
- Можете описать бои уличные?
(*Вздыхает) Ну как можно описать... Немцы бомбили каждый день квартал. Город-то вообще-то был деревянный, ну, были там дома каменные, но в основном деревянные. Значит, сегодня здесь если он отбомбил - уже завтра можете сидеть спокойно, уже ничего не будет - он уже в другом месте бомбит. И так постепенно-постепенно весь город сжёг. Сжёг совершенно. Это было страшно. А куда, куда деться? Воды нет, пожарных нет - какие пожарные? Огонь... А там же была одна центральная улица, каменная такая, через весь Сталинград шла. И однажды во время бомбёжки мы из здания выскочить не сумели, и нас завалило. Так мы еле-еле выбрались оттуда - был коммунальный банк такой. Снаружи услышали, что мы в подвале кричим, начали разламывать, потом даже бросили гранату для того, чтобы взорвать стенку. Стенку взорвали, а там уже, тьфу-тьфу, вылезли...
Мы ходили на Волгу брать воду, потому что нету где напиться. А были мы в центре города. В центре города вокзал, километрах в трёх от Волги. И нужно сказать, что немцы потом захватили этот вокзал. Мы всё отступали, отступали, уже почти до самого центра: там площадь, с этой стороны дворец пионеров, а сзади уже набережная. И там как раз был памятник Хользунову - это лётчик, который спасал челюскинцев(*https://ru.wikipedia....8F.D1.82.D1.8C ).
Так мы вырыли окоп под бетонным этим основанием и туда прятались. А жрать-то нужно. Надо было прорываться в Бекетовку - только там был хлебзавод. А туда километров 15-20 примерно ехать. Дорога была открыта: там был такой бугор, и дорога была внизу, и её в этих узких местах немцы простреливали, так что нужно было только прорываться. Как случилось - не знаю, в общем, в мою машину попало. Снаряд взорвался впереди, радиатор сорвало - всё, ехать нельзя.
- Так вы шофёром были?
Шофёром был. Я ж говорю, что ездил с Бекетовки в центр Сталинграда, и это было страшно.
- В каком вы звании были тогда?
Я всё время был рядовым. Я никогда не хотел быть офицером.
Когда взорвался этот снаряд и снесло радиатор - всё, нужно идти пешком. А недалеко располагался речной вокзал - там был тыл нашего полка. Этот вокзал уже был сгоревший, там ничего не было. Мы туда приехали, там стояла скорая помощь так называемая, вся побитая от осколков. В общем, завели её, поехали, перегрузили этот хлеб и привезли. А только хлеб и всё - больше уже ничего не было. И то, там хлеб был такой вот узенький, как книга толщиной, наливной хлеб: заливали такую вот сковородку, потом разрезали и получался этот хлеб, вот такой толщины. И вот по такому кусочку давали на целый день - килограмм делили на четверых. Так что там уже ну ничего не было, потому что доставить через Волгу, а она там как раз самая широкая, было очень тяжело. Между двумя берегами остров был: сначала на остров, потом на другой берег, и так переходили.
- У вас там до рукопашных не доходило?
Нет.
- А стрелять вам там приходилось?
Да, стрелять конечно. Но в кого стреляешь - там не видно. Потому что всё разрушенное, сгоревшее, но всё-таки какое-то прикрытие. А так прямо в рукопашную там почти не ходили.
- У вас трёхлинейка была?
Нет, был карабин - короткая винтовка.
В центре Сталинграда, поперёк города, идёт река Царица. Она небольшая, но за многие годы вымыла огромный котлован, шириной, наверное, километр. А наверху была улица Исполкомовская - самая крайняя над Царицей. Она шла до центральной улицы, и там ходил трамвай. Ещё там электроподстанция была. Короче говоря, эта улица примерно метров 25-30 над этой речушкой, и там находился штаб обороны Сталинграда, но мы этого сначала не знали. Значит, получилось так. Мы выходили на Исполкомовскую, сначала пошли вниз, там стояло огромное количество брёвен - склады были. А здесь вот - ну, будем считать, что это скала - так вот, туда был врыт тунель, и в этом тунеле находился штаб обороны Сталинграда, 62-й армии. Короче говоря, каким-то путём немцы уточнили, что там штаб, и в один из дней решили его уничтожить. Рано-рано утром, только солнце взошло, один самолёт пришёл. Пришёл и бросил бомбу. Но с высоты большой. И вот, мы услышали, как она летит: "У-у-у-у..." - и как дала. Темно стало везде. Там вообще было страшно. Покамись развеялся дым от этого взрыва, наверное минут 30 прошло. А как мы спаслись вдвоём: там был командир взвода кавалеристов, так называемых. Кавалерии не было-то, а каввзвод был в полку. Короче говоря, когда развеялось - всё снесено. Все дома, которые были там ещё, эти развалины - все сравняло. А почему мы остались живы: потому что мы прыгнули в водопроводный люк. Люк этот засыпало, а он от дороги примерно метра полтора. Потом пощупали - о, дорога целая. И пошли, пошли по ней. Так стояло такое тёмное пятно, что мы где-то прошли метров 30-40, и только потом уже начало развеиваться, развеиваться, и почти до самого вокзала речного дошли. А там его уже практически не было, он был разрушен. А когда уже развеялось - там, там, там убитых много. И некоторых в окопах так вот сдавило землёй, что раздавило. Это такой силы был взрыв. Сколько килограмм была эта бомба, я не знаю.
- Штаб они не разрушили?
Они перебросили дальше немного. Короче говоря, штаб целый остался. Там, между прочим, Хрущёв был в штабе. Может быть, его в тот момент не было, но до этого мы видели, что он входил туда. Снизу, там где брёвна были, там была сделана дорога, вымощенная брёвнами. Там часовые стояли по краям, и там где-то ещё, чтобы никто не видел.
А потом команда: командир полка, начальник штаба: "Уходим. Вас мы передаём 71-му полку". А мы видели тот 71-й полк?? Мы уже ничего не знали.
- Вас - это кого?
Нас там группа солдат была. -"Мы вас передали, всё, мы уходим за реку. Останетесь живы - приходите в Заплавное". Там были тылы наши, с той стороны Волги. -"А вот тут через несколько суток будет высаживаться дивизия Родимцева" - 13-я гвардейская дивизия - "Расскажете, где тут немцы, а потом приходите". И действительно, где-то, я уже не помню точно, по-моему, 16-го октября, высадилась дивизия Родимцева. Они высадились: "А где? А что?" -"Вот тут, вот тут". -"Оставайтесь у нас." А мы: "Не-не, нам сказали приезжать в штаб полка нашего". И мы-таки вдвоём с этим парнем связали два бревна и на этих брёвнах поплыли до острова. Но до острова нельзя было доплыть на этих брёвнах, потому что было много раненых, и брёвен этих там столько скопилось, что не успеешь встать - так и провалишься между ними. Попал под брёвна - всё, погиб. Так мы вот так на животе по этим брёвнам ползли, ползли, а уже на острове встретили связистов, которые тянули связь. Они говорят: "Перегоните лодку нашу на ту сторону, только потом отдайте её там". Мы-таки перегнали, и только переплыли, только вышли там - устали страшно, уже начало светать - как немцы открыли огонь. Так мы мимо дорог шли, потому что они стреляли по дорогам. Пришли в Заплавное, нас спрашивают: "Ну что? Как там?" -"Высадилась дивизия, заняла оборону...".
А, там у нас был один чудак с Саратова, и он отпросился поехать домой - там бабка умирала у него вроде. И ему командир полка говорит: "Ладно, езжай". И мы в Саратов съездили, обратно приехали и буквально где-то через дней пять нас собрали и повели. Уже начал снег выпадать. Мы дошли аж до Дерюгино, сели и поехали в Челябинск. В Челябинске организовалась авторота. И, значит, меня уже причислили к автороте, на Челябинском тракторном заводе базировались мы. Там были лагеря, где формировали новую дивизию. Её назвали 181-я Сталинградская ордена Ленина краснознамённая стрелковая дивизия. Короче говоря, в этой дивизии я уже воевал до конца войны.
- Остался ещё кто-то из вашей части, которая в Сталинграде была? На тот момент.
Были, но очень мало. Там же шофёры были, остальные - в других воинских частях. Меня избрали комсоргом роты, и я был им до конца войны. Но сначала были политруки, и меня назначили младшим политруком. А потом, опа, политруков не стало, помполитов не стало, всё. И слава Богу, что не стало. -"Вот, новое звание". Я говорю: "Никаких званий, всё. Ничего не хочу".
В Челябинске на автозаводе нас отремонтировали и дали ещё дополнительно 15 или 16 машин.
- А американские машины были?
У нас в автороте не было, были только ЗиСы и "полуторки". Я воевал на полуторке. А в конце войны я стал возить офицера связи из штаба корпуса в штаб дивизии. Ну, до этого дойдём ещё.
Значит, в это время формировалась отдельная армия войск НКВД. В Челябинске формировалась наша дивизия, в Свердловске формировалась Уральская дивизия, в Ташкенте формировалась Среднеазиатская, в Новосибирске формировалась Сибирская дивизия, и ещё формировалась Дальневосточная. Пять дивизий. Для чего: они формировались для замены РККАвских частей, которые были в Иране, потому что там войска были, а народу-то уже не было к концу войны. И эти части формировали из охранников лагерей, и так далее - всех их в эту армию. Но когда наши победили в Сталинграде и ушли далеко, то тылы отстали. Ничего нет: ни снарядов, ни коннице жрать нечего. И немцы наших погнали. Мы перемахнули через Волгу и пошли на Юг. Но две дивизии - наша 181-я и 268-я - отправили под Курск, остановить немцев. И мы под Северском остановили их, а остальные дивизии ушли на Иран. И мы так и остались до Курской дуги, и Курскую дугу пережили...
- О, вот на счёт Курской дуги поподробнее.
Ха-ха-ха, так вот, мы остались под Северском - это было страшно. Железная дорога взорвана, мосты взорваны, а без них ничего не доставишь сюда. В наших воинских частях - в Дивизии Плиева и так далее - начался тиф. Целые хутора окружили и организовали госпитали тифозные. Холод, мокро, жрать нечего. До станции Дмитриев-Льговский сделали мост, через который пустили машину: резину сняли, а диски как раз проходят по желеной дороге нашей. И наши на дисках начали таскать продовольствие, боеприпасы, и вот эти машины выручили нас, потому что иначе мы бы ничего там не сделали. Короче говоря, сначала нас вывели во второй эшелон, а перед самыми боями на Курской дуге насуже ввели в основную силу. И пошло...
- Вы снаряды подвозили?
Снаряды, раненых, что угодно возили.
- Что-нибудь запомнившееся с Курской дуги расскажете? Случай какой-нибудь.
Ну, что... Тяжело было, когда только-только вступили в бои под Северском. Была уже весна практически, а перед Северском, там есть река такая - Свапа. Она не глубокая, но широкая. И она разлилась тогда сильно. И один случай действительно вспомнил я. У нас был шофёр с Сибири. Он куда-то поехал, и там его машину разбило: в мотор попало, или в радиатор. А когда бои шли, там рядом на трассе Москва-Курск-Симферополь осталось много побитых машин, и наших, и немецких. А запчасти нужны ведь. А где их брать? Запчастей нет. Мама не пришлёт. Ремонтировать надо. И вот, он уговорил командира роты, что вот там, я не помню уже, на каком километре, есть несколько машин разбитых, которые ещё целые, и с них можно снять запчасти и отремонтировать. И, мол, у нас есть кому ещё тоже надо отремонтироваться - давай поедем. Снарядили бригаду, в том числе и меня. Я не знаю почему, но меня туда воткнули.
Короче говоря, приехали мы туда - это перед самой Курской битвой. Немцы были вдалеке, примерно километрах в трёх, в лесопосадке. А дорога чуть возвышенная, и она видна оттуда с леса, где немцы. В общем, мы начали разбирать, а немцы увидели и открыли огонь артиллерийский. Мы прекратили - это под огнём таким, страшно. Ещё никого не тронуло. А с этой стороны шоссе Курского большой блиндаж. И вход прямо с шоссе туда: лесничка, и он пустой совершенно, потому что немцы оттуда далеко. Короче, решили: "Давай всё-таки добьём, раз приехали". Только-только опять пошли туда - опять немцы увидел и опять открыли огонь. Мы в блиндаж. И в этот момент снаряд попадает как раз в эту щель, где вход в этот блиндаж. И этому шофёру (хороший такой парень был) прямо под ноги. Господи, так его разорвало... И там несколько человек уже были внутри, а некоторые ещё не добежали даже. Потом подбегаем - всё... Он...
- А вы не добежали?
А мы не добежали.
- А те, кто внутри был, погибли?
Нет, те остались живы, потому что ни были там за углом. Снаряд пролетел и туда вылетел, сквозь эти балки, которые были перекрытиями. Трое или четверо их было. Они убежали в сторону - там большой блиндаж был - и остались живы. И потом мне как комсоргу роты надо было писать домой родным, что вот так и так, смертью храбрых погиб ваш сын, и так далее. И это мне не одно такое письмо приходилось писать, потому что кому поручат? Комсоргу. У тебя больше времени есть, тебя освобождают от других работ - всё. И вот так. Сначала они ответили: "Где и как?". Ну, я написал им, что такая-то деревня, такой-то километр, такое-то шоссе. А похоронили его там, где мы стояли: километрах в трёх-четырёх оттуда, над рекой этой, Свапой. Вот такой случай был.
Дальше началось наступление. Была предварительная полуторачасовая артподготовка. А до этого шла разведка: и авиационная, и ещё какая-то там. Так что передовой практически у них не стало. И наши сразу пошли, пошли, и пошли, и пошли. Это было самое главное, чтоб первую линию задавить, а потом уже свободнее. Там уже их догонять надо было. Вот тут я увидел нашу силу, мощь. На этой Свапе, на реке, сильно крутой спуск. И, значит, примерно вот сколько глаз видел, вот как река течёт, столько танков было: сначала КВ, а потом тридцатьчетвёрки. Два ряда танков, примерно на расстоянии метров 50-100 - не больше. Вот так вот стояли танки, перед боями. А потом вся эта масса двинула, понимаете? Такая мощь там была подготовлена. Это то, что на нашем участке было. А потом там южнее было страшное танковое сражение.
- Под Прохоровкой?
Да. Это было страшно. А потом пошли, пошли. Легко пошли. До Днепра дошли, и Днепр сразу форсировали. То есть, за каких-то две недели прошли такое расстояние. Возле села Мановичи навели мост. Он, правда, был не такой, как потом делали мосты - с накаченными баллонами, а просто деревянный. Потом меня ранило. Получилось так: перед боями, перед взятием Киева, были такие попытки, где легче прорвать оборону. А потом мы обошли Киев, и получилось так, что мы зашли уже в Белоруссию. Я не помню, какая это область была, напротив Чернобыля. Мы сразу взяли Чернобыль, а потом ушли: немцы нас выпихнули из оттуда, и наш полк, который ещё в Сталинграде был, страшно погиб там. И командир полка, герой Советского Союза, там тоже погиб. А на земле перед Чернобылем, на Белорусской земле, река есть - забыл название. В общем, она почти около Киева впадает в Днепр. Короче говоря, они отступили, а там же кругом песок, между той рекой и Днепром, и они сделали блиндаж такой, в несколько слоёв, и там закрылись. А немцы прошли через Чернобыль и танками их всех задавили там. Это было страшно. Там такое было тогда несчастье в нашей дивизии...
Потом мы пошли дальше, дошли до Коростеня, Чернобыль оставили, а прошли через Киев и вышли к Фастову. А под новый 44-й год мы пошли в наступление и дошли аж до старой границы. Через Житомир и так далее, до Владимира-Волынского. И остановились уже в Луцке. Там у нас произошёл случай один. У нас командир дивизии был сильно такой грамотный, нахальный. Так он должен быть таким. А дивизии была придана танковая бригада. Между Владимир-Волынским на границе и Луцком она стояла, в каком-то лесу. И вот, командир дивизии приехал проверить посты. А там у него настоящая дисциплина, порядок. И тут какой-то часовой остановил его и не пускает. Он: "Как?! Это меня, командира дивизии, не пускать?!" А тот: "Нет" - и всё. Приходит уже командир взвода танкового, потом командир батальона - тут шум уже такой поднялся с этой охраной. Тут пришёл командир бригады, а комдив этот ходил всё время с тростью. И тот что-то ему напхал хренов, а он взял его тростью этой. Ага, так, тут же рапорт. И его сняли за то, что он поднял руку на командира бригады. И вообще на солдата не имеет право поднять руку. Дальше появился уже новый командир дивизии, а нашего больше не стало - его куда-то отправили.
Потом мы взяли Чернигов, и от Чернигова прямо на Беларусь. У нас был сначала Центральный, а потом 1-й Украинский фронт. И так до конца я был на 1-м Украинском. Дальше уже, на новый 44-й год, мы пошли в наступление и освободили часть Польши. До Вислы дошли, Вислу форсировали и заняли Сандомирский плацдарм. Там то же самое: тоже оторвались, и тоже надо было тылы подбирать, потому что немцы опять перешли в контрнаступление. Там были страшные бои, нас чуть-чуть не сбросили с Сандомирского плацдарма. И там как раз такой был случай. В Варшаве поляки подняли восстание. А наши же не перешли Вислу. И вот, меня назначили ехать на рекогносцировку. Нас там было две машины полные: генералы, офицеры. И поехали аж под самую Варшаву. Приехали мы туда, что они там выясняли - мы не знали, но, видно, решали вопрос, как помочь полякам. Ну, и ты знаешь, как это произошло, что мы не сумели перейти Вислу и помочь полякам в Варшаве, и там их очень много погибло. От них потом жалобы были, они писали куда-то, и так далее. Вот это я помню, сколько начальства было. Я сначала не понимал: ну, едем - и едем. А потом прислушался, когда они там объсняли, и понял, в чём дело. Но потом всё это отменили, и ничего не состоялось.
А потом с Сандомирского плацдарма мы быстро пошли, и шли без сопротивления практически. Наши идут одной колонной, а немцы второй параллельно. Пересекаются, и тут завязываются бои. И тоже такой случай. Пётркув-Трыбунальский - такой город есть в Польше, недалеко от границы немецкой. Подходим - опа: стоят новые машины, только-только, видно, с завода, тентами оборудованы. Говорю: "Давай заменим". Командир роты: "Ну хорошо, заменю. Только как? Мы машину не имеем прва бросить". Я говорю: "Вот, оставим тут - тылы же остаются наши". -"Ладно, давай, бери". А у командира дивизии была полуторка, в которой находился начальник штаба, и там ещё были воспитанник, радист и повар. А его самого возила полуторка, которая была приделана к хозяйственной части штаба дивизии. -"Давай, езжай, замени его". А там был, между прочим, шофёр армянин. Он работал почти от Курской дуги, и у него к тому времени были уже четыре медали "За отвагу". Там писарь пишет, командир подписывает, и так он четыре медали получил (*смеётся). А они приравниваются, как "Герой Советского Союза". Короче говоря, я приехал: "Нет, нет!" - начальник там, старший лейтенант какой-то. Я говорю: "Это не я, это командир роты". Вдруг он появляется: "Да, пересаживайся, всё, твоя миссия закончена. Новую машину вот берём". И новенькая машина: кузов, всё это оборудовано там - продовольствие, рация. И эти четверо там: воспитанник, радист, и так далее. Погрузились, едем.
И вот, подъезжаем к Пётркуву. А перед ним противотанковый ров был вырыт немцами заблаговременно. Настоящий противотанковый ров - не такие, как у нас копали, а где-то шириной метра четыре или пять, глубиной тоже метров пять, даже шире, и наш батальон сапёрный сделал через него перекрытие. Перекрытие такое: просто настелили брёвна, но землёй не засыпали. А машины пошли, и их очень много, и очень тяжёлые, и это перекрытие просело вот так вот. Где-то уже было около 12-ти ночи. Едем. Они там в кузове, а мы с этим лейтенантом в кабине. А шёл мокрый снег, и эти все брёвна накрыло им. Подъехали, я, значит, начал подниматься, а сапёры не догадались связать брёвна или забить сваи, и брёвна разъехались, и дырка оказалась. И вдруг наша машина падает в этот ров. Покатилась, перевернулась, и что вы думаете? Все четверо погибли, которые были в кузове. У них там было добра слава Богу, оно их накрыло и задавило. Всё. Мы когда начали разгребать - они уже не дышат. Машина вверх колёсами, там уже быстро-быстро сообщили командиру дивизии, он приезжает, я вот так сижу тут - я ж тоже как-то виноват, наверное. Он ко мне подходит, а у него вот такая толстая палка: "Как?! Как это получилось?!". Я говорю: "Да вот, видите..." - а брёвна эти торчат, всё видно. -"Брёвна не связаны, поехал..." -"Я вижу! Вижу!" - он вот так вот голову держит. У него повар этот работал с начала войны, радист с ним работал тоже с начала войны, этот воспитанник - то же самое.