Перейти к содержимому


Фотография
- - - - -

Николай Васильевич Богданов


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

# NETSLOV

NETSLOV

    «Fortunate Son»


  • OFFLINE
  • Администраторы
  • Активность
    5 663
  • 6 203 сообщений
  • Создал тем: 757
  • 1555 благодарностей

Отправлено 27 июня 2013 - 19:33

Николай Васильевич Богданов[color=rgb(0,0,0);font-family:'Times New Roman';font-size:medium;] [/color]
Изображение

 

В центре Одессы есть тихий переулок, соединяющий улицы Нежинскую и Коблевскую, — переулок Богданова. К сожалению, сейчас далеко не каждый одессит может сказать, чьё имя носит та или иная улица или переулок, какую роль играл этот человек в истории города и почему его имя обозначено на карте города. А ведь их немало, этих улиц и переулков, носящих имена героев обороны Одессы, — улицы Маловского и генерала Петрова, генерала Софронова и 25-й Чапаевской дивизии, переулок вице-адмирала Жукова и многие другие. 
 
В истории обороны Одессы Николай Васильевич Богданов был одной из легенд, несмотря на совсем не «легендарную», во многом даже обычную военную биографию. Он родился 14 сентября 1903 года в селе Балашёвка Опоченского района Псковской области в семье крестьянина. Член ВКП(б) с 1926 года. Как значилось в анкете, образование среднее. До военной службы был рабочим в Петрограде. В Красной Армии с августа 1925 года. В 1925 году поступил во 2-ю Ленинградскую артиллерийскую школу (ныне Коломенское высшее артиллерийское командное училище имени Октябрьской революции). В артшколе курсант Богданов пользовался немалым авторитетом: избирался членом комсомольского бюро, был членом Выборгского райкома комсомола города Ленинграда, депутатом Ленинградского горсовета. 
 
После окончания училища в 1929 году Богданов проходил службу в Днепропетровске. За 9 лет службы прошёл путь от командира взвода до командира артиллерийского полка. В 1937 году окончил Курсы усовершенствования командного состава (КУКС). В 1938 году одним из первых среди командиров подразделений РККА (Рабоче-крестьянской Красной армии) был награждён орденом «Знак Почёта». В июне 1938 года избран депутатом Верховного Совета Украинской ССР. 
 
В первые же дни войны его 265-й полк, входивший в состав 14-го стрелкового корпуса, вступил в бой на берегах Прута. Противник быстро оценил роль этого полка в обороне и изо дня в день бомбил с воздуха те участки левого берега, откуда артиллеристы только что вели огонь. Но богдановцы (так называли их все в корпусе) оказывались неуязвимыми. Полк не имел потерь ни в людях, ни в орудиях. 
 
В дальнейшем полк пережил отступление из Бессарабии, пережил первые бои на берегах Днестра. Дважды на марше к Одессе полку приходилось принимать бой с ходу. В одном из приднестровских сёл полк остановился, ожидая горючего для тягачей, а к селу тем временем прорвались вражеские танки. Пришлось вручную вкатить орудия в сады по обе стороны главной улицы и бить по танкам прямой наводкой, метров с пятисот. Три танка подбили, остальные повернули обратно. Вслед за тем боем был ещё один на марше к Одессе — с танками, сбившими заслон отходивших на одесские рубежи войск. Богданов успел развернуть свои дивизионы, и снова несколько танков было уничтожено прямой наводкой. 
 
Начштаба Приморской армии Николай Крылов вспоминал о встрече с майором: «Тяжёлая артиллерия предназначена вести огонь издалека. И 265-м полком, естественно, дорожили как особо мощной огневой силой, берегли для использования но прямому назначению. Но на войне приходится решать и непредвиденные задачи. На каких учениях тяжёлый артполк поставили бы на передний край в качестве противотанкового? Однако богдановцы оказались подготовленными и к этому. 
 
При прощании Николай Васильевич сказал: 
— Приезжайте к нам, товарищ полковник, немного погодя, на новоселье. Вот устроятся расчёты в землянках поуютнее, может быть, даже тёсом разживёмся — стены обшить, полы настлать... Ну и баня запланирована, столовая комсостава. Приезжайте — посмотрите. 
 
Вот оно как! Только что заняты новые позиции. Общая задача — во что бы то ни стало выстоять. При мне Богданов предупреждал командиров дивизионов и батарей, что по-прежнему должны быть наготове для раздачи расчётам ручные гранаты — мало ли что... И в то же время уже думают, оказывается, о нехитрых удобствах солдатского быта, о собственной баньке... 
Худощавое лицо майора выглядело усталым и осунувшимся. Должно быть, давно по-человечески не спал, как и все в полку. И я понял: то, о чём он сейчас заговорил, занимает его, конечно же, не только в силу привычки заботиться о подчинённых. Тут нечто большее. Если вдуматься, то фронтовая баня и благоустройство землянок (а всё намеченное богдановцы осуществили) приобретали сейчас особый смысл. Разве не должно и это укреплять у людей уверенность, что здесь они обосновались прочно? 
 
«Умный командир!» — подумалось мне. И вспомнилась фраза, которую произнес Николай Васильевич в разговоре с артиллеристами полчаса назад: «Раз подошли к Одессе, значит, отступать кончили». 
Знакомство с майором Богдановым оставило чувство гордости за командиров, которые выросли, сложились в мирные годы, но умеют учитывать всё, от чего зависит успех на войне». 
 
Под Одессой средняя плотность всей советской артиллерии составляла от 3 до 10 орудий на километр фронта, что было совершенно недостаточно для создания сплошной завесы огня. Чтобы наиболее эффективно использовать эту силу, вся артиллерия войск, оборонявших Одессу, была подчинена единому руководству. Это давало возможность маневрировать огнём артиллерии всех видов, включая артиллерию береговых батарей, быстро сосредоточивать его на том или ином участке фронта для поддержки пехоты там, где завязывались решающие бои. Управление всей артиллерией было возложено на начальника артиллерии Приморской армии полковника Н. К. Рыжи. 
 
К 11 августа в ходе боёв и общей перегруппировки войск в каждом секторе обороны были созданы артгруппы поддержки пехоты (ПП), в состав которых входили артиллерийские полки стрелковых дивизий, подвижные батареи береговой артиллерии (преимущественно среднего калибра); группы дальнего действия (ДД) — из артиллерийских дивизионов армейской артиллерии, подвижных батарей 152-мм калибра и частично стационарных батарей береговой артиллерии; группы корабельной артиллерии и артиллерийские противотанковые резервы. 
 
1-й и 3-й дивизионы 265-го полка вместе с двумя подвижными батареями береговой обороны составляли группу дальнего действия в составе восточного сектора (сводная группа комбрига Монахова), 2-й дивизион был передан в южный сектор обороны Одессы и действовал в районе Дальника. 
 
Начальник артиллерии Приморской армии Николай Кирьякович Рыжи вспоминал: «В середине сентября 1941 г. западнее Дальника разведчик 265-го артполка в ночной вылазке захватил пленного солдата и привёл его на командный пункт командира полка. В глазах пленного можно было прочесть ужас обречённого человека. Пленному предложили кружку чая и кусок хлеба. 
 
Будучи ошеломлённым таким к нему отношением, пленный, спустя некоторое время, принялся с жадностью есть хлеб. 
На допросе пленный показал, что их солдаты больше всего боятся огня советской артиллерии, от которого они несут большие потери. При этом пленный сказал, что они особенно боятся, когда стреляет полк Богданова. 
Командир полка Н.В.Богданов, услышав свою фамилию, был в недоумении. 
 
Узнав от переводчика смысл слов пленного, он тут же передал пленному, что он сам и есть командир полка Богданов. 
Пленный был вне себя, он немедленно вскочил, вытянулся и задрожал. 
 
Вскоре мне стало известно о том, насколько немецко-румынское командование интересуется личностью самого командира полка Н.В.Богданова и расположением боевых порядков его полка. 
 
Один из советских лётчиков, оказавшихся во вражеском плену, рассказывал, что его и пытали, и предлагали деньги за то, чтобы он указал, где расположены позиции и командный пункт полка Богданова». 
 
122-миллиметровые гаубицы-пушки 265-го полка не раз громили противника. Богдановцы поддерживали огнём 25-ю Чапаевскую дивизию в тяжёлых боях в южном секторе обороны, сыграли они и важную роль в успехе Григорьевского десанта. 
 
Успешные действия советской артиллерии были по достоинству отмечены противником. После взятия Одессы 2-м (разведывательным) управлением румынской 4-й армии была подготовлена докладная записка под названием «Данные о действиях советских войск, противостоящих 4-й армии в Бессарабии и Транснистрии, за время ведения боевых действий 22 июня — 16 октября 1941 года», в которой говорилось: «Боевой опыт показывает такие основные тенденции использования советскими войсками артиллерии: 
— активное использование артиллерии большого калибра; 
— ведение стрельбы на большие дистанции с целью нанесения противнику потерь, изменения направления его движения, воспрещения использования определённых участков местности. 
 
Контрбатарейная борьба во время ведения боевых действий в указанный период практически не велась. Исключение составляют бои, которые проводились во время операции на р. Прут. 
Довольно эффективно проводились артиллерийские подготовки наступательных действий советских войск. 
Советская артиллерия в основном не использовала ведение огня с долговременных позиций, предпочитая частые перемещения на новые огневые позиции, чему способствовало её хорошее оснащение автомобильным и гусеничным транспортом. 
 
Техническое состояние артиллерии и подготовка личного состава хорошая, в связи с чем практически все артиллерийские налёты проводились своевременно и по целям. 
 
Взаимодействие артиллерии, пехоты и авиации организовано эффективно. 
 
Вместе с тем, советская артиллерия часто используется не собранная вместе, а растянутая по фронту. Батареи, а иногда и отдельные орудия, находятся на большом удалении друг от друга, что значительно снижает эффективность ведения огня. 
 
Огневые позиции как легкой, так и тяжёлой артиллерии располагаются на большом удалении от позиций стрелковых частей, иногда на достаточно большем, чем это необходимо в обороне. 
 
Артиллерийские боеприпасы советского производства действуют нормально, без большого количества отказов. В некоторых случаях отмечалось использование советскими войсками шрапнельных снарядов. Случаи использования артиллерийских химических боеприпасов не отмечены». 
 
За героическую оборону Одессы 265-й корпусной артиллерийский полк был награждён Орденом Красного Знамени. 28 апреля 1942 года полк стал называться 18-м гвардейским артиллерийским полком. В июне 1942 года, поддерживая атаки стрелковых подразделений, Богданов умело управлял огнём полка в районе Мекензиевых высот под Севастополем. Многократно во главе группы бойцов вступал в рукопашные схватки с врагом. В одной из них в конце июня 1942 года Богданов получил тяжёлое ранение и был эвакуирован в госпиталь на Кавказ. 
 
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 октября 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования, за умелое управление полком в период боёв под Одессой и Севастополем и проявленные при этом мужество и отвагу гвардии полковнику Богданову Николаю Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за № 712. 
 
В начале 1943 года Николай Богданов был назначен командиром артиллерийской дивизии РГК, которая принимала участие в боях на Брянском фронте. В июле 1943 года началось общее наступление советских войск. Артиллеристы Богданова помогали пехоте при прорыве гитлеровской обороны и освобождении посёлка Ульяново Калужской области. В августе Богданов руководил дивизией при штурме города Карачев. 
 
4 октября 1943 года в бою за город Брянск Н.В.Богданов погиб... Там же он и был похоронен. В городах Севастополе и Днепропетровске именем Николая Богданова названы улицы... И скромный переулок в Одессе.

 




Сперва дай людям, потом с них спрашивай.





Добро пожаловать на www.73.odessa.ua!

Зарегистрируйтесь пожалуйста для того,
что бы вы могли оставлять сообщения и
просматривать полноценно наш форум.