15 сентября 1941 года, начинается… новый учебный год в школах! С опозданием на две недели (о причинах такой задержки можно не говорить), да и учащихся стало значительно меньше*, но начинается! Занятия проводятся в двух, так сказать, уровнях – на земле и под землей! Дело в том, что какая-то часть одесского народа нашла спасение от бомбардировок и артиллерийских обстрелов в катакомбах. В рассматриваемой нами диссертации доктора Б.С.Волоха довольно много говорится об использовании таким образом одесских катакомб и выражается сожаление по поводу того, что только небольшая часть одесситов воспользовалась этими знаменитыми подземными лабиринтами…
Так вот, учебный год начался и в катакомбах, где парты были вырублены в ракушняке, а освещались «классы» керосиновыми фонарями. Зато, как и на поверхности, все учащиеся получили новенькие, 1941 года издания, учебники. В статье «Сентябрь 41-го» журналист Юрий Гончаренко так описывает происходившее в те далекие дни: «В катакомбах с. Кривая Балка на глубине 30 м под землей дети совместно с учителями, при помощи родителей оборудовали библиотеку, комнату отдыха, классы, где… занятия проводились все время (до 15 октября включительно)… Такого же рода школа… существовала в катакомбах по улице Островидова. Эти одесские школы назывались «школы мужества». Некоторые школы проводили свои занятия в вырытых больших щелях (4-я и 11-я станции Большого Фонтана) и в скальных укрытиях (Аркадия). Были группы 10-классников (школа № 3 и др.), которые собирались по утрам в своих школах, вместе с учителями отправлялись в район Большого Фонтана (менее подвергавшийся бомбардировке) и там проводили занятия в вырытых щелях». В своих мемуарах А.Ф.Хренов писал по этому поводу: «Город воевал, трудился до кровавых мозолей, тушил пожары, читал выходившие ежедневно газеты, провожал детей в школу...».
Конечно, ощущалась острая нехватка учителей (одни эвакуировались, многие служили в госпиталях, некоторые погибли), и на помощь пришли те педагоги, которые давно уже были на заслуженном отдыхе, а также студенты.