Румынские страницы Холокоста
Черная книга. Факты и документы. Страдания евреев в Румынии при фашистской диктатуре в 1940-1944 годах Под таким названием в 1946 - 1948 годах был издан в Бухаресте трехтомник Матиаса Карпа на румынском языке. Матиас Карп был длительное время секретарем федерации еврейских общин Румынии. Книга, по его замыслу, должна была стать документом, увековечивающим память погибших евреев Румынии и Транснистрии. Это была одна из самых первых книг по указанной тематике, основанная на объемном материале подлинных документов. На их основе была вскрыта страшная картина ада, созданного фашистской властью для евреев в Румынии и на контролируемых территориях. Книга написана как обвинительный акт, автор стремился дать не только документы доносов, отчетов, выступлений фашистских лидеров, но и полную хронологию всего происходящего с еврейским населением в Румынии и Транснистрии за годы Второй мировой войны.
Учитывая актуальность и значимость книги, писатель Ицхак Вайнштейн осуществил сокращенный перевод книги на идиш, он был издан в Буэнос Айресе. Объем этой книги - 374 страницы. Ввиду исключительной содержательности и актуальности материала, книга заслуживает полного перевода на русский язык. Ниже приведен
отрывок из главы Общий исторический обзор книги Матиаса Карпа.
Никто не мог предугадать насколько жестокой и страшной может стать предстоящая война. Ныне одни названия лагерей смерти вселяют ужас: Берген - Бельзен, Бухенвальд, Терезиенштадт, Освенцим, Майданек, Собибур, Треблинка и др. Среди этих названий должна упоминаться и Транснистрия. Такой местности и территории на карте никогда не существовало название возникло в июле 1941 года и стало символом страшных страданий и гибели нескольких сот тысяч евреев, одной из глав истории еврейского геноцида. Транснистрия (Заднестровье - в переводе с румынского) территориально занимала значительную площадь, протянувшейся с юга на север от Черного моря до северной части Винницкой области, а с запада на восток от реки - Днестр до Буга. Эта территория была отдана румынскому диктатору Иону Антонеску за участие в войне на стороне фашистской Германии.
В этих местах столетиями обитали и вели нелегкую борьбу за существование евреи. Здесь возник хасидизм, проповедовал Бааль шем - Тов, жили прототипы героев Шолом- Алейхема, возникло движение БИЛУ. Здесь, в Одессе, ставшей административным центром этого искусственного образования, творили Хаим Нахман Бялик, Ахад а-Ам, Менделе Мойхер - Сфорим, Шимон Дубнов, Менахем Мендл Усышкин словом, целая плеяда еврейских мыслителей и литераторов. В конце 19 столетия, начиная с 1881 года, по этому краю прокатились спровоцированные царским правительством погромы и антисемитские преследования.
Погромы в Одессе, и Балте тех лет имели продолжение в 1900 и 1905 годах, затем были повторены бандами Петлюры в гражданскую войну. Режимы Гитлера и Антонеску стали для евреев еще более страшными временами, превратив Транснистрию в сплошное еврейское кладбище. До войны в Румынии проживало около 800 тысяч евреев из общего населения страны в 17 миллионов. Более трети евреев (315 тысяч) проживали в Бесарабии, Буковине, и Дарохойском уезде.
Согласно данным центрального статистического института Румынии на 1 сентября 1941 года в этих трех провинциях оставалось 156 тысяч человек. К 20 мая 1942 года в указанных провинциях оставалось не более 19,5 тысяч евреев. А еще 60 тысяч живых евреев из этих провинций находились в гетто и лагерях Транснистрии.
На этом массовом кладбище на территории Транснистрии также покоится практически все еврейское население довоенной Одессы и значительное большинство еврейских жителей из этой местности. Уже, после того как половина евреев Бесарабии и Буковины и уезда Дарохой (ныне находится в Румынии, примечание переводчика) были уничтожены до сентября 1941 года на территории их исходного проживания, здесь в Транснистрии погибли две трети евреев, пригнанных сюда из Румынии в 1941-1942 годах. Методы уничтожения были разными и охватывали почти все, что человеческий разум придумал от Средневековья до Гитлера. Начиная с июня 1941 до марта 1944 года, евреи Бессарабии, Буковины, уезда Дарохой и евреи Транснистрии погибали от расстрелов, на виселицах, их травили, топили, резали, сжигали, они умирали от голода, эпидемий, пыток Итог - 350 тысяч погибших евреев. При этом не были использованы ни газовые камеры, ни крематории, ни научные эксперименты по уничтожению, ни яды, ни прочие прогрессивные методы уничтожения. В этом смысле Румыния отставала от немецкой цивилизации.
Хотя Бухарест и находилася под сильным влиянием и давлением со стороны германской нацистской диктатуры, депортация и уничтожение евреев в Румынии и Транснистрии была собственной инициативой и реализацией румынского руководства. Впрочем, на территории Транснистрии многие пали и от рук немецких нацистов. Резня в Бесарабии и на Буковине в июле и августе 1941 года, давшая наибольшее число убитых евреев, была совершена наступающими армиями. Среди них - девятая немецкая армия, проследовавшая только в рамках уезда Бельц. По всей остальной протяженности фронта от Черемуша до Дуная воевали только солдаты и офицеры румынской армии. Убийственные перемещения депортированных в северной Буковине и Бесарабии (марши смерти), заключение евреев в лагеря Единец, Секуряны, Вертюжаны и Маркулешты, как и депортация, осенью 1941 года были проведены крупными подразделениями румынской полиции и жандармерии.
Установленный режим насилия и террора еще до депортаций, как в Румынии, так и в Транснистрии, был задуман и осуществлен в учреждениях власти (губернаторами, префектурами, магистратами и всей жандармской иерархией). Непрекращающиеся давление и постоянные угрозы были организованы высоким румынским начальством, стремящимся, чтобы вместе с войной возникла атмосфера взаимной ненависти.
Только два этапа трагедии в Транснистрии были исполнены в соответствии с немецкими намерениями - большая акция по уничтожению 1942 - 1943 года и депортация осенью 1942 года. Последняя была отмечена ослаблением немецкой военной и политической силы, большим поворотом в войне, свидетельствовавшим о начале провала фашистского режима в Германии. К тому времени тевтонское владычество распространилось от Бреста до Воронежа и от Нарвика (Норвегия) до Тобрука (Ливия), авангард немецких армий победоносно приблизился к Каспийскому морю, Волге и Нилу, гитлеровский менталитет глубоко внедрился в сознание многих европейских народов, повсюду сея варварский психоз расового превосходства. И тогда национал-социалистическое руководство фашистской Германии решило: пора включить в планы и уничтожение всех евреев Румынии.
Крупные акции уничтожения осенью 1942 года проводились во Франции, Бельгии, Голландии, Словакии, Австрии, но преимущественно в Польше, Белоруссии и Украине. Самая близкая к румынской границе акция такого рода прошла в Каменец - Подольской области, она практически полностью покончила с еврейским населением этой территории. Акция распространилась до границы Транснистрии в область Бар - Ялтушков, где вместе с несколькими тысячами местных евреев были уничтожены и депортированные из Румынии.
Еще дальше от этих мест были акции уничтожения евреев в районах среднего течения Буга (Гайсин, Краснополье, Немиров, Михайловка, Тарасовка). Часть жертв была собрана немцами в лагерях Печоры, из Ладыжинской каменоломни, из гетто Тульчина, Бершади и других мест. Вначале эта территория была полностью под румынским контролем, но антисемитизм, слабость румынских вооруженных сил и пренебрежительное отношение к румынской власти со стороны немцев привели к тому, что немецкие требования выдачи им евреев, не встретили никакого сопротивления. Румынские органы власти (Буковинское губернаторство) выслали сюда евреев, нижестоящие инстанции (префектуры, жандармы-легионеры) без всяких колебаний передавали их в руки нацистов. А немцы, этих евреев уничтожили, согласно национал- социалистическим установкам в организованных акциях, которые сразу начались сразу же и затянулись до весны 1944 года.
Вторым сектором, где также была использована немецкая сила без каких-либо ограничений, был уезд Березовки в районах Мостовое Васильевка - Роштад, где функционировал важный штаб СС - групп. Румынские власти полагали, что это наиболее подходящее место для депортации оставшихся в живых евреев Одессы, куда следует также выслать первую партию евреев из собственно Румынии и из Транснильвании. Губернатор Транснистрии 7 января 1942 года издал приказ об интернировании около 20 тысяч одесских евреев в гетто Слободки (пригород Одессы). В течение января-февраля румынская жандармерия всех их держала в состоянии постоянной готовности к эвакуации в Мостовое. Начиная с марта, СС-группы перегоняли их группами по несколько сотен человек и уничтожали в акциях, которые затянулись до осени. Фюрер румынского государства Ион Антонеску приказал в конце июля 1942 года депортировать из собственно Румынии и Трансильвании в Транснистрию группу из нескольких сот евреев, которые в декабре 1940 года в Бухаресте в советском представительстве пытались получить въездные визы в СССР. В начале сентября министерство внутренних дел Румынии отправило их в район Мостовое и сразу по их прибытию передало СС - группам, которые их ликвидировали.
Иначе закончилась вторая немецкая попытка осенью 1942 года применить на практике национал- социалистическую программу в Румынии. Согласно нацистскому замыслу в то время стоял вопрос тотального уничтожения еврейского населения, которое еще жило под властью румынского правительства.
Немецкие акции уничтожения, которые раньше проводилось тихо и скрытно, чуть ли не по - воровски, и которые потом цинично и нагло расписывались немецкой прессой в Бухаресте и за границей, вначале не встречали никакого сопротивления. Напротив! На них тут же давал согласие маршал Иона Антонеску, нацисты очень быстро получали необходимую помощь от румынских органов власти (генеральный штаб армии и министерство внутренних дел), которые сообразно их возможностям были призваны выполнить эти указания. Но после отправки сообщений о согласии и подробностей в сентябре и октябре 1942 года, именно тогда, когда уже все было подготовлено к первой массовой депортации трансильванских евреев, немецкие проекты наткнулись на специфические черты румынской бюрократии - сомнения, мелкие интересы и немножко человечности. В результате эта акция была сначала отложена, а затем полностью отвергнута.
Провал этой попытки был одним из первых поражений, которые потерпела гитлеровская политика. Странным является факт, что этот момент осени 1942 года, самый опасный в истории румынского еврейства, обозначил собой начало чуда, которое спасло жизнь 350 тысяч еврейских душ. Об этом чуде сказано и написано много. Показательно, что в то время, когда по всей Европе было тотально проведено уничтожение евреев, в Румынии оставалась в живых столь значительная еврейская группа. На самом деле произошедшее едва ли будет выглядеть чудом, если принять в расчет уничтоженное еврейское население собственно Румынии и Трансильвании.
Когда Румыния была освобождена от фашистской диктатуры, в живых остались 300 тысяч евреев в границах страны и, кроме этого, примерно 68 тысяч на бывших оккупированных территориях. Факторы, которые позволили свершиться этому чуду, неоднородны. Прежде всего, Румыния не была страной, подчиненной немецкому военному оккупационному режиму. Суверенные государства, которые были зависимы или были подчинены новому европейскому порядку можно подразделить на две особые категории: во-первых, находившиеся под военной немецкой оккупацией (Франция, Бельгия, Голландия, Норвегия, Чехословакия, Австрия, Югославия, Албания, Греция, Польша, Белоруссия, Украина, позднее Италия (сентябрь 1943 года) и Венгрия (март 1944 года); во-вторых,
находившиеся под немецким политическим влиянием (Румыния, Финляндия, Болгария; Дания занимала промежуточное положение). В странах первой категории национал-социалисты могли принимать как прямые решения, которые исполнялись их собственными силовыми органами, так и косвенные - через национал-коллаборационистские организации, которые либо оплачивались, либо просто подчинялись приказам гестапо. Депортации или акции уничтожения здесь не зависели ни от какого согласия и не могли натолкнуться на противодействие. В Италии и Венгрии гонения на евреев были слабыми, больше рассчитанные на демонстрацию лояльности нацистам и не были опасны для жизни евреев, пока не произошла настоящая военная немецкая оккупация этих стран.
Румыния и Болгария находились под немецким политическим влиянием и были низведены почти до степени вассалов, но в то же время эти государства сохраняли определенные признаки суверенитета. В экономической сфере, как и по части расовой политики, была возможность противостоять немцам. Поэтому преследование и уничтожения евреев в Румынии были полностью актом румынской инициативы - со спорадическим немецким соучастием. Достигнутые ужасающие результаты и страшные итоги в первую очередь следует отнести к враждебной пропаганде, которую диктаторское руководство румынского государства распространяло, чтобы ею приукрасить начало священной войны.
Национальная румынская экономика не могла обходиться без еврейских предприятий и была во многом обязана еврейскому предпринимательству, настойчивости и энергии. Есть большая доля истины в тогдашних антисемитских высказываниях о том, что на важнейших экономических постах находились евреи. Но они назначались на эти посты по результатам их деятельности. Евреи были пионерами во всех экономических областях финансовой, индустриальной, коммерческой. Они нередко пожинали плоды своей длительности, но порой дорого платили за инициативный риск. Новая румынская власть не приняла во внимание эти факторы во время взрыва насилия со стороны железной гвардии Антонеску, но ощутила их влияние накануне и во время войны. Поэтому правительство Антонеску, хотя и проводило свою политику устранения евреев соответствующими законами, часть евреев удерживало в экономическом аппарате и не торопилось принимать решения о тотальном уничтожении.
Характеры и темперамент важнейших румынских представителей власти был подвержен колебаниям, сомнениям и влияниям. Среди тех, в чьих руках были жизни румынских евреев, прежде всего, следует назвать маршала Иона Антонеску - фактического диктатора страны, Михая Антонеску временного главы правительства, но фактически - премьера, генерал К.З. Василиу - исполнительного секретаря полиции и правопорядка. Все они совершили тяжкие преступления против румынского народа и еврейского населения. У них к тому же не было никаких качеств народных лидеров, которые столь необходимы в моменты исторических потрясений.
Ион Антонеску был человеконенавистником. Особенно он ненавидел евреев, но не по убеждениям, а потому, что в антисемитизме обнаружил возможность выразить свою ненависть ко всему человечеству. Немцам он служил с преступной преданностью только потому, что с их помощью он мог удовлетворить свои претензии на величие. Он был человеком с ограниченными мыслительными способностями, и к тому же излишне импульсивным. Поэтому он легко переходил от одного решения к другому, даже если второе было полной противоположностью первому.
На судебном процессе по его делу, Ион Антонеску объяснил: Если румынские евреи еще живы, то они живы благодаря маршалу Антонеску. Это объяснение в какой-то степени претендует на историческую правду, но с поправкой на то, что от румынских и советских евреев, которые находились под его властью остались в живых несколько сот тысяч - после того как на территории Румынии и Транснистрии было уничтожены около 350 тысяч евреев.
Румынское общественное мнение чисто спорадически приспособилось к фашистским идеям и главное - к фашистским методам. Официальная доктрина румынских властей, как во время псевдо демократии, так и в период диктатуры проделала странную эволюцию в период от 6 сентября 1940 года до 23 августа 1944 года. Она в целом равнодушно приняла безумные идеи главарей железной гвардии; не жаждала войны, но и не выступила против. Румынский антисемитизм, который был традиционным, но исключительно политическим, никогда бы не получил пугающе-опасную форму, несмотря на двадцатилетнюю работу по дезориентации целого поколения, которое было спровоцировано извне и поддержано внутри со стороны всех политических направлений, которые управляли страной.
Война захватила это общественное мнение, прежде чем она преобразовала его антисемитские наклонности в направленную ненависть. Но в ситуации войны это произошло очень быстро. От июня до ноября 1941 года манифестации ненависти становились все более преступными. Не было никакой доброй воли в этой дикой резне, равнодушном наблюдении за группами евреев, которых гнали с лопатами и грузами на плечах на тяжелые работы, проклятиях и издевательствах над евреями с желтыми нашивками, во вдохновенном наблюдении за депортациями осени 1941 года. Но эта захлестывающая ненависть была вызвана искусственно. Она достигла своей высшей точки в октябре 1941 года, когда Антонеску пустил в ход весь свой пропагандистский аппарат, чтобы оправдать свои прежние преступления и подготовить последующие. В тот момент общественное мнение верило всем пустым речам: последние сомнения отпали, ненависть к евреям была почти единогласной.
Но через два месяца внутри страны группы евреев, которых выводили чистить снег на улицы, воспринимались населением иначе, и даже сопровождались передачами от населения евреям хлеба и теплой воды. Спад ненависти проходил медленней, чем ее эскалация, но он зашел настолько далеко, что осенью 1942 года общественное мнение уже не было равнодушным к акциям тотального уничтожения евреев. Реакция народного сознания прямо повлияла на сомнения в высших эшелонах власти. Побеждающие армии союзников сделали остальное - в Сталинграде, Эль - Альмейне (Египет) и в Алжире.
Часть 1(отрывок)
Жестокие убийства
Историческая хронология от 29 июня 1940 года до 15 ноября 1941 года
Июнь 1940 года
В большой Румынии до войны жили около 800000 евреев. Официальный последний расчет от 29 декабря 1930 года установил, что евреев было 756930. Больше трети из них (314933) жили в Бесарабии, Буковине и Дорохойском уезде.
Примечание: согласно проверке, которую провел Центральный статистический институт, 1 сентября 1941 года из этого общего числа евреев осталось 156121 человек.
Во время расистского подсчета, который был проведен 20 мая 1942 года, уже в этих провинциях находилось не больше, чем 19576 евреев. К этому же времени еще находились 60 тысяч оставшихся в живых евреев в гетто и лагерях так называемой Транснистрии.
29 июня 1940 года
Согласно соглашению Румыния уступила Бесарабию, Северную Буковину и несколько поселений Дорохойского уезда, начала возвращать из этих мест румынских военных, по всей длине границы от Черемуша до Дуная. Военные соединения, которые уходили из Бессарабии через мосты на Пруте, из Галаца до Герцы, как показалось, вели себя спокойно и достойно. В любом случае их переход не вызвал никаких особых происшествий. Однако, те военные, которые вошли в страну между Прутом и Серетом в Буковине, совершили ужасные преступления. Их жертвами были много евреев из городов и сел вдоль дорог, по которым военные возвращались.
30 июня 1941 года
В приказе Высшего генерального штаба евреи были обрисованы, как виновные в шпионаже, саботаже и нападениях на изолированных военных. В нем содержался призыв к погромам, и было приказано командирам самых крупных военных соединений, чтобы они со своим подчиненными были безжалостными.
2 июля 1941 года
Перед началом общего наступления по всему фронту, румынские войска провели нападение с убийствами на местечко Новоселица, с обвинением евреев в обстреле военных, при этом там были убиты 800 евреев.
3 июля 1941 года
Профессор Михай Антонеску, вице-президент совета министров, призвал на участие в секретной конференции в министерстве внутренних дел всех административных инспекторов и субпрефектов, которые должны быть отправлены в Бесарабию и Буковину.
В директивах и разъяснениях, которые он им дал, при этих обстоятельствах, и которые позже были раскрыты в брошюре, особо обращено внимание на раздел этнические и политические чистки о строгом и несгибаемом отношении, которую власть должна проводить относительно еврейского населения в этих провинциях. Разъяснения полны ядовитого подстрекательства к погромам, а также конкретными распоряжениями, которые должны быть рассмотрены, как источники позднейших действий по депортации.
6 июля 1941 года
Румынское войско, которое только вчера вечером оккупировало местечко Единцы, начинает убивать еврейское население. За два дня были убиты 500 евреев. Еврейские девушки и женщины насиловались и несколько из них из-за этого покончили с собой.
6 июля 1941 года
В Новоселице, местечке, которое было оккупировано из-за нападения еще до начала всеобщего наступления, устанавливается румынская власть. Согласно приказу взяты 60 евреев из лагеря, который сразу же создан на спиртовой фабрике, и их расстреляли.
7 июля 1941 года
В Единцах собраны все погибшие во вчерашних убийствах, и они захоронены в 3-х общих могилах. Совершившие погребение - все евреи, после этого были расстреляны.
Еврейскому населению запрещено выходить на базар или вообще иметь контакты с христианским населением.
7 июля 1941 года
После немецких военных соединений, которые захватили местечко Перлица (Уезд Бельцы), туда вошли несколько румынских солдат из 5-ой пехотной дивизии. Их первая забота заключалась в определении еврейских домов и их ограблении. Во дворе Гедалия Фельдера на главной улице (Страда Принципала) № 22 они нашли в погребе 10 евреев, у которых они потребовали деньги и ценные вещи. После окончания грабежа солдаты, там же в погребе, расстреляли этих 10 человек, из которых 4 погибли на месте, двое позже. Кажется что, и остальные четыре умерли. После того как румынские солдаты ушли, один из которых был опознан двумя офицерами, население ограбило остальные еврейские дома.
Примечание: об этом убийстве и случае ограбления комендант 11 немецкой армии сообщил в высший генеральный штаб. Было приказано провести расследование. Это расследование было проведено 7 августа жандармским управлением в Бельцах в и было установлено, что были убиты еще другие евреи, но остальные уже немецкими солдатами. Понятно, что расследование было проведено так, что не были найдены никакие виновные и не были приняты никакие меры наказания против кого-либо.
7 июля 1941 года
Банды крестьян из села Влад, Бельцского уезда, вооруженные палками и косами, напали на еврейские жилища в селе, куда после 26 июня убежала часть евреев из города Бельцы. Евреи были вытащены из домов, их всех избили, некоторых из них убили, а дома подожгли.
8 июля 1941 года
Бричаны и Липканы, местечки со старыми еврейскими поселениями, были разрушены и опустошены ордами, которые там прошли. Неизвестно и уже никогда не станет известно, сколько евреев было там убито в тот день.
8 июля 1941 года
Отдельное соединение 14 румынской пехотной дивизии, в составе около 20 солдат под командой капрала, маршируя по шоссе Фалешты- Кишкарен (уезд Бельцы) встретило между селами Таура Веке и Таура Ноуа группу евреев из 42 взрослых и 6-8 детей. После того как евреи были полностью ограблены, включая все, что у них было, даже из одежды и обуви, что они носили, их загнали в болото, где их принудили лечь лицом к земле и так их расстреляли. Дети погибли от ударов. Спаслись только 2 женщины, которые были найдены немецкими солдатами, отправившими их в больницу Кишкарена.
Примечания: Выглядит странным, что эти бестии убийств превзошли даже немецкую солдатню, которая прибыла после румын. Комендатура 9 немецкой армии дала знать румынскому генеральному штабу об этом жутком убийстве, указывая при этом, что такое поведение представителей румынской армии служит только, чтобы снизить престиж румынской армии и одновременно также немецкой армии перед мировым общественным мнением.
Согласно приказу высшего генерального штаба, жандармское управление Бельц 9 августа 1941 года провело расследование, но это уже было сделано таким специальным образом, чтобы ни к чему не привести.
8 июля 1941 года
Румынские военные, занявшие Маркулешты (уезд Сороки) собрали в конце поселка всех еврейских жителей, мужчин, женщин, детей. В первые часы были объявлены заложниками 18 евреев из самых уважаемых в местечке и среди них раввин общины. Затем началось массовое уничтожение, во время которого были убиты тысяча евреев. Они все были закопаны в противотанковом рву вне местечка.
Вечером, после отступления советских и до прихода румынских военных, местные жители вместе с жителями соседних сел устроили погром и ограбили еврейские дома.
Несколько актов уничтожения румынская военщина провела в Флорештах, Гура Каменке и Гура Кайнары.
Примечание: Маркулешты были еврейской земледельческой колонией. В нормальные времена в местечке проживало 2300 евреев и 200 румын. Румыны там представляли органы власти: примарию (интенданство), службу налогов, жандармский пост и т.д.
8 июля 1941 года
В выступлении на заседании Совета Министров Ион Антонеску дал указания и открыто провоцировал к погромам.
11 июля 1941 года
В Липканах (Хатинский уезд) военная полиция убила еще 12 евреев, которые раньше были взяты как заложники.
Также как заложники были расстреляны 40 евреев в Ленковцах (Хатинский уезд). Они были закопаны под деревней Мошанец.
В Чепельцах- Хатине были убиты все евреи (около 60 человек).
11 июля 1941 года
В город Бельцы, который был оккупирован 9 июля, начали возвращаться в свои жилища евреи, которые убежали из-за бомбардировок. Они, однако, были собраны немецкими патрулями и заперты в лагере. В этот же день были отобраны 10 евреев, которых объявили заложниками и их расстреляли в садике, около старого собора.
12 июля 1941 года
В Климауц Сороке умерщвлены 300 евреев, мужчины, женщины, дети. Убитые были закопаны в общей могиле на краю села.
15 июля 1941 года
Гестапо в Бельцах потребовало у еврейской общины, чтобы ему выдали 20 коммунистов на расстрел. Поскольку община отказалась это выполнить, были собраны все члены правления общины и еще 44 еврея - в итоге 56 человек, которых сначала пытали, издевались над ними и их фотографировали. Потом их отвели в Слабодзея- Бельцы, где после того, как они себе сами выкопали могилу, они были расстреляны. Благодаря стараниям нескольких видных румын был спасен только председатель правления общины.
16 июля 1941 года
По приказу гестапо были расстреляны еще 20 еврейских заложников в Бельцах.
17 июля 1941 года
Немецкие и румынские войска вошли в Кишинев. На обоих путях их движения от Скулена в северной стороне и от Ганчешты в южной стороне проведены страшные по жестокости убийства. Нет и никогда уже не будет известно точное число жертв, но, учитывая число евреев, оставшихся жить, чтобы через несколько дней быть заключенными в гетто, можно установить, что при захвате города были убиты около десяти тысяч евреев.
25 июля 1941 года
Колонна из примерно 25 тысяч евреев была переведена через Днестр на Украину. Часть колонны прибыла в Кислар, где люди стояли тесно прижатыми на свободном месте. Никому не было разрешено уйти оттуда. Один еврей немного удалился с тремя детьми, и они все были расстреляны.
1 августа 1941 года
По приказу гестапо были выведены из гетто Кишенева 450 евреев, особенно интеллектуалов и красивых женщин. Их вывели из города в Вистерничен и там 411 из них были расстреляны. Остальные 39 были возвращены в гетто, чтобы они рассказали, что произошло (документ№19). Среди убитых были: инженер Ицхак Краснянский, инженер Саша Шварцман, Юзя Милштейн, госпожа Горштейн, они оставили в гетто сирот: 8-летнего ребенка и др.
Примечание автора перевода: Этот документ № 19 и многие другие составляют значительную часть книги, в том числе и указанной 1-й части. В приведенных здесь переводах они пока отсутствуют.
2 августа 1941 года
После того, как евреи Бесарабии, которые были переведены через Днестр, бродили по дорогам Украины, живя в страшной нужде, они были приведены в Могилев. Из 25 тысяч, которые вышли в путь, отсутствовали 4 тысячи. Возможно, что часть осталась в украинских селах, но многие умерли от голода и нужды, или были застрелены.
6 августа 1941 года
Колонна с бессарабскими евреями, которые были перевезены через Днестр, была приведена в Сказинец. Была проведена селекция, отобраны пожилые люди, больные и просто измотавшиеся, всего около 1000 душ. Им сказали, что они поступят в запас. Все были расстреляны. Захоронили их в противотанковом рву.
6 августа 1941 года
Жандармы 23 полицейской команды застрелили 200 евреев, которых они затем бросили в Днестр.
Примечание: Этот факт кратко представлен со стороны Кишиневской жандармской инспекции (рапорт №80 от 13 августа). Не приводятся ни обстоятельства, ни место где это убийство произошло. К этому дню 23 полицейская команда имела власть над уездом Лэпушна.
На этом упомянутом рапорте главный претор, генерал Топор, написал резолюцию: В архив.
7 августа 1941 года
Румынская власть, в лице инспектора дорог, забрала из Кишиневского гетто 500 евреев, чтобы отправить на работу в Гидигич. Были также взяты 25 женщин, которые должны были для них готовить еду. Через неделю вернулись только двести из них, полностью обессиленные, и полностью неработоспособные. Остальные 325 уже никогда больше не вернулись (№ 19).
Примечание: Согласно рапорту от 10 жандармского батальона еще 25 августа еврейская рабочая группа находилась в каменоломнях Гидигичской железнодорожной станции. В этот же день на этой станции находилась также пехотное отделение; в ожидании поезда это отделение спровоцировало драку с еврейскими рабочими, под предлогом, что один из евреев избил румынского солдата во время, когда румыны отступали в 1940 году. Эта драка говорится в рапорте - закончилась с несколькими легко ранеными жиданами.
Это дело никогда серьезно не рассматривалось, т.к. главный претор, генерал Топор, считал этот рапорт пустым.
О 300 евреях известно, без точных подробностей, что они были убиты. После этого дня уже ни о ком из них больше не слышали.
9 августа 1941 года
В протоколе младших эсесовских руководителей Фрейлих и капитан Ян Г. Вету из жандармского управления Килия устанавливается, что первый от имени генерала Антонеску прислал второму приказ немедленно расстрелять всех евреев (415 человек), которые находятся в его подчинении, в лагере села Татарешты, уезд Килия.
Капитан сообщил, что он исполнил приказ.
Кроме упоминаемого протокола, имеются и другие документы, которые подтверждают это убийство, как, например, рапорт комиссии, которая во времена Антонеску исследовала некоторые моменты этих варварских убийств (№ 19). Этот рапорт также дает цифру в 451 убитых. Но в других документах говорится только о 115 жертвах. Определено, что тот, который провел эти убийства, капитан Ян Г. Вету, был передан суду, но не потому, что он убил так много невинных людей, но потому, что при этой возможности он ограбил свои жертвы, забрав у них несколько часов, несколько колец и определенную сумму денег.
17 августа 1941 года
Немецкие войска переслали обратно через Днестр у Ямполя колонну бессарабских евреев, которая в конце июля была переправлена на Украину румынскими войсками. Колонна состояла из 12 тысяч 500 человек, которые остановились на отдых на поляне Косоуцкого леса. Согласно датам, которые содержат отдельные документы, видно, что были перевезены на западный берег Днестра 13500 человек, а не 12500. В любом случае обратно вернулись максимум 16500 из почти 25000 человек, которых перегнали румынские войска. Возможно, что из остальных 8000 человек часть сумела сбежать и пряталась на Украине. Большинство тех, что отсутствовали, однако, умерли от голода, нужды, потери сил или были убиты. Они мучились почти целый месяц, каждый раз их гнали, то на восток, то опять обратно на запад. При этой суете их били, пытали, и грабили на каждом шагу. Много девушек и женщин были изнасилованы и много людей, которые обессилили остались лежать на дорогах. Перед переходом через Днестр, 13 августа, на дороге между Сказинцом и Ямполем, на берегу реки немцы расстреляли 150 евреев, потому что они остановились отдохнуть за лесом. Уже в последний момент, почти перед переходом через Днестр, немцы еще убили 800 евреев, которые не перешли через воду к оговоренному времени, когда переход уже должен был завершиться.
1 сентября 1941 года
Согласно приказу румынской власти и исследований центрального статистического института проведен подсчет жителей в Бесарабии и Северной Буковине. Установлено, что в обеих провинциях имеется еще 126434 еврея. На этой же территории при последнем подсчете были зарегистрированы 274036 еврея.
Это означает, что после двух месяцев военных операций, в конце первого этапа священной войны, после оккупации провинций, которые были отданы в 1940 году, установлено, что в них не достает 150 тысяч евреев. Они были убиты, или они вымерли из-за диких гонений, или из-за голода, жажды и нужды, от болезней и неизлечимых ран, или вследствие истощенности и усталости.
16 сентября 1941 года
Начинается депортация в Транснистрию евреев, которые были интернированы в лагерях Северной Бесарабии. Месяц назад при создании лагерей были с особым отсутствием забот подсчитаны все интернированные. В части лагерей (Секуряны и Единцы) были даже проведены два подсчета: один со стороны военных властей и другой - со стороны местных общин (коммун). Когда же колонны отправились в путь, то никто даже не попытался подсчитать число оставшихся в живых.
В лагерях - Секуряны, Единец, Вертюжаны и Маркулешты, особенно в двух последних вымерло множество евреев. Были различные особые причины, но все они могут быть приписаны дикому режиму, под который жертвы попали. После мучительных перемещений, которые для некоторых тянулись почти два месяца, физическое и духовное состояние сил сопротивления у людей понизилось. Уже в начале произошли самоубийства и преждевременные роды, случаи выкидышей росли с каждым днем. Сразу же показались все болезни, которые всегда имели власть там, где правит нужда: тиф, сыпной тиф, высыпания на коже, дизентерия и другие. Хотя среди интернированных было много врачей, но, однако не хватало медикаментов и профилактических средств (мыло, керосин, вода), болезни продолжали распространяться, и смертность очень возросла.
Из тех, кто не заболел, многие умерли от голода и жажды. В ряде мест вообще не было что кушать. В других - пищи было достаточно, но она стоила очень дорого для полностью ограбленных людей. Дошло до того, что платили часами за хлеб, одеялом за две буханки хлеба, 10 рубашками за котел воды. Иногда руководители лагеря запрещали закупать еду, не разрешая крестьянам входить в лагерь и евреям выходить из него. Нехватка воды вообще обострила большие страдания и во многих случаях - вела к смерти. В лагере Единцы был один единственный колодец с хорошей водой; второй колодец был отравлен. Большая часть интернированных там пили дождевую воду, которая собиралась в двух ямах. В колонне, которая осталась на 8 дней в лесу Бирнава в самой середине августа, не было вообще еды, т.к. крестьянам было запрещено приносить еду. Для питья была только дождевая вода. В Единцах в начале сентября умирало от 70 до 100 человек ежедневно. Часть умерла от жажды, как: Павел Грин (из Станешты), Хаим Коэн (из Жадовы), Ицик Биркенфельд (из Селетина), Малка Менашес и другие.
В лагерях, особенно в Вертюжанах и Маркулешты евреи также умирали от очень тяжелой работы, но в основном от избиений и пыток. Часть была убита, расстреляна на месте, просто так, потому что так хотелось лагерному руководству.
15 ноября 1941 года
Заканчивается первая фаза депортаций. Бессарабские лагеря, включая Кишиневский, были опустошены. В городах Буковины и селах ни один еврей не остался, кроме Черновиц, где было разрешено остаться около 20 тысяч евреям. У входных ворот Транснистрии евреи (Могилев, Ямполь, Рыбница, Тирасполь, Яски) пересчитывались. Согласно информациям жандармских инспекторских управлений от месяца декабрь, к этому времени переправились через Днестр 118847 евреев. В этом числе учитывалось также около 35 тысяч депортированных евреев из Южной Буковины и Дорохойского уезда. Согласно официальным данным от 1 сентября в Бесарабии и Южной Буковине было 126434 еврея, включая 20 тысяч, которые уже не были депортированы из Черновиц. Если подсчитать согласно этим цифрам, то получается, что в последние два месяца умерли в Бесарабии более 22 тысяч евреев.
Часть умерла от голода, жажды, нужды, болезней и тех страданий, которые они перенесли в лагерях.
У других исчерпались силы, в то время как они напрягались, чтобы не отстать в колоннах, которые гнали к Днестру. Одна из этих колон, которая отправилась из Единцов, потеряла за одну единственную ночь, на станции Карбу, около Атаки, 860 человек. Хотя было только 15 октября, но случился сильный мороз и в течение ночи выпал первый снег. Люди были почти голые, некоторые одеты в тряпки, другие бумагу, все с пониженной силой сопротивления, так что мороз их легко скосил. Среди умерших в ту страшную ночь были: Мендл Кац и Лекер из Банилова, Г. Ер, аптекарь из Селетина, З. Габар, Г.Друкман и др.
Большинство, однако, были убиты жандармами и охранниками, которые сопровождали колонны.
Все дороги, которые вели из лагерей в Транснистрию, но особенно дороги из Вертюжаны в Косоуцы, из Маркулешты в Резину и из Кишинева в Оргеев были просто засеяны мертвыми. В приказах по депортации было особое указание расстреливать всех, которые отстают от колонн. Под предлогом этого указания охранки колонн убивали евреев, просто из-за каприза, или садизма, так и чтобы их ограбить, как и тогда, когда этого требовали крестьяне, которые поджидали на дорогах. Эти крестьяне покупали за 1500- 2000 лей живого человека, которого они выбирали, и жандармы этого человека передавали покупателю уже убитого, чтобы тот мог снять с него одежду. Из группы Буковинских евреев, которые выстояли эти адские испытания в течение двух месяцев и потом страдания лагеря в Единцах, были затем убиты около Атаки 100 человек, исчерпавших силы. Это были: раввин Ишуа Френкель со всей его семьей, раввин Френкель, Эти Бирнбойм, Эти Вагнер, Сара Шерцер, Эрна Син, Златшевер, Рейнис и др.
После 15 ноября 1941 года уже больше ни одного еврея не убили по всей Бесарабии, т.к. там уже ни один из них не находился.
Ниже приведена 5 глава книги Матиаса Карпа Холокост в Румынии под названием Жизнь и смерть в Транснистрии. Хронологический порядок событий: от 1 октября 1941 года до 20 марта 1944 года.
Хотя содержание книги связано, в основном, с судьбой румынских евреев, судьба евреев, коренных жителей этих мест была не менее трагичной. Достаточно указать на то, что из 300 тысяч евреев, проживающих на территории Транснистрии до войны, к моменту освобождения Советской армией в апреле 1944 году осталось в живых 125 тысяч.
1 октября 1941
Первые депортированные евреи из Румынии, которые вступили на землю Приднестровья (Транснистрии), относятся к самым несчастным. Это были те бессарабские евреи, которые пережили массовые убийства, их собирали вместе и затем гнали сначала румынские военные, а затем немецкие солдаты по обеим сторонам Днестра. Измученных пытками, грабежами и голодом, их провели через Могилев, затем они были остановлены, чтобы перехватить дыхание в Сказинце, и после того как треть из них уже погибла, их пригнали в страшные лагеря Вертюжан. Оттуда первые колоны отправились в путь 16 сентября и после двух недель страданий, они начали пересекать Днестр у Косницы на Ямполь и Резину в направлении Рыбницы. После этих входных ворот формировались новые колонны, которые гнали по дорогам, что вели к Бугу. После небольшого отдыха в Бирзуле, первая колонна, в конце концов, прибыла и остановилась в Гроздовке. По пути они испытали избиения и издевательства унтер-офицера Тарка, под руководством которого были расстреляны несколько депортированных. Затем по прибытию на место отдыха, они попали в распоряжение какого-то капрала, который сам себя определил, как комендант лагеря Гроздовка и который их перенял, пересчитывая их с побоями, железным прутом по плечам.
Колонны тянулись одна за другой по разным маршрутам. Но каждая из них была со своей собственной трагической судьбой.
13 октября 1941 года
В Атаки, напротив Могилева, начали накапливаться временами все больше евреев, которые были определены на депортацию. Это были большей частью Буковинские евреи из Единцовского и Секуранского лагерей, которые несколько дней тому назад подвергли эвакуации. Также здесь были и евреи, которых сняли с поездов, прибывших из Сучавы, Гура Хуморулуя и других поселений. После прохождения официального подсчета национальным банком и всеми другими службами, о которых мало кто имел понятие, им была предоставлена собственная инициатива. Но это уже после того, что они потеряли представление идентичности, или различия, после отбора у них всех личных документов, после издевательств офицеров, которые имели привычку, при переходе людей через Днестр бросать людей в воду, чтобы увидеть или повторится чудо Красного моря. Наконец первые депортированные еле пришли в Могилев, полностью проклятый войной, и к тому же разрушенный катастрофическими затоплениями с Днестра, которые происходили в августе.
Как публичные здания, так и частные дома были без дверей, без окон, некоторые без крыш. С трудом и бедами депортированным - даже тем, которым удалось что-то спасти из их состояния - удавалось получить кусочек крыши над головой. Большинство, сразу после прибытия в город были пригнаны к группе разрушенных казарм, которые вскоре будут превращены в Могилевский лагерь и еще позднее, во время эпидемии сыпного тифа, здесь ангел смерти полностью захватит власть. Перед переходом через Днестр некоторым руководителям евреев удалось отправить из Атаки в Центральную Румынию последние апелляции и призывы о помощи. Их отчаянные крики горя были, однако, напрасными. Высшие румынские руководители были безжалостными, а еврейское руководство парализовано.
1 ноября 1941
В течение всего октября тянулись походные колонны через три контрольно-пропускные пункты (Рыбница, Ямполь и Могилев). Никому не было разрешено оставаться в первых двух городах. Депортированные лица, колонны которых там были вынуждены провести, гнали все дальше к берегу Буга, где они были заперты в гетто Бершади, Ободовки, Цибулевки, Ольгополя, Усти и других пунктов. Вдоль всех дорог, которые они прошли пешком, им приходилось бороться с зимой, которая в том году была суровой, и к тому же большая часть этих людей были почти без теплой одежды. Погруженные ногами в липкую грязь сырых дорог, они страдали от жадности и дикости их охранников. Многие были убиты; очень многие замерзли или страдали от полного истощения; или уже просто лишились сил. Мертвых не предавали земле, а просто они были брошены на полях, где собаки и вороны довершали то, что начали люди. Редко когда мама, рискуя жизнью, голыми ногтями выкапывала горсть земли (за это расстреливали) и в ней хоронила своего ребенка, который умер на ее руках. В тех поселениях, куда их засылали, депортированные в большинстве случаев не находили места, чтобы поселиться, разве что в постройках для скота, сараях без дверей и окон, в шкафах и схожих местах, часто вместе со скотом. Стены этих строений представляли порой чудовищную картину длинных рядов людей, которые стояли, опираясь на них; людей - уже полностью исчерпавших себя и уже даже не говоривших, не стонущих, не проклинающих, но в состоянии полного одряхления. Они часами или днями ожидали, пока смерть их не укладывала или на землю, или на других мертвецов. Слова стены смерти как-то сразу родились в разных концах Транснистрии осенью 1941 года. Так вначале выглядели гетто на берегах Буга.
Также в Могилеве власть не была склонна позволить депортированным евреям оставаться в городе. Но, здесь, однако, создались такие условия, которые позволили части евреев, которые прибыли сюда, перейдя Днестр у Атаки, чтобы их судьба в будущем зависела от их собственного желания. Для некоторых из них, однако, такой выбор стал фатальным.
Здесь были евреи из южной Буковины, и евреи, прибывшие в Транснистрию из Черновиц и Дорохоя. Некоторые были оторваны от продуктивной работы в местах своего проживания. Часть из них, состоятельные люди, сумели, несмотря на все организованные грабежи, перевести через Днестр хоть что-то из их состояния, добытого с трудом. Благодаря этому они имели возможность приобрести какое-то снисхождение. Среди них прибывшие Сучавские и Кимпалунгерские евреи закупили транспортные средства и таким образом разъехались по всему краю. С немецкими грузовыми машинами, за которые они заплатили префектуре, субперфекту и претору (лица, представляющие власть румынского правительства на местах, примечание автора перевода) от 50 до 125000 лей каждому, первые группы достигли местечек, в которых потом создавались гетто Шаргорода, Копайгорода, Джурина, Жмеринки и другие. Очень немногим, однако, выпало счастье уехать на этих транспортах.
Бедняки были не в состоянии заплатить огромные суммы, которые стоил транспорт. Но даже часть тех, кто мог заплатить, но не попал в эти транспорты, вынуждены были идти пешком в дождь и снег через сырые раскисшие дороги. Страдания в этих конвоях были ужасными и для некоторых фатальными. Из первых колон евреев, которые прибыли из Сучавы, часть гнали пешком в Лучинец, в Копайгород, в Бар, в северо-западную сторону Транснистрии, через сельские дороги, которые от одного конца до другого была одним куском глубокой и вязкой трясины. Там, где дорога пересекает шоссе Могилев - Озаринцы, 28 человек уже не могли вытащить ноги из болота. От их попыток и кручений, они еще более засасывались в болото. Запрещено было им помогать. Адвокат Авраам Шапирер из Сучавы попробовал протестовать против этого, обращаясь к жандармам, и за это его застрелили. Конвоиры приблизились к этим обреченным людям и только наблюдали, как те ожидали смерти. Они все умерли. Среди них были: супруги Герман и Мали Дайпиг, Кока Гайниг рожденная Дольфен, М. Гайниг, старуха Керзнер и др.
Подобные сцены разыгрывались вблизи многих транспортных шоссе. Несколько сот евреев умерли, засасываемые трясинами.
Часть депортированных, рискуя жизнью, остались в городе Могилеве. Маленькие группы, которые группировались вокруг мужественных людей, создавали первые ядра коллективной жизни. Такой была группа доктора Штерна, состоявшая из Радевицких евреев. Эта группа организовалась, чтобы поставить рабочие руки власти, и чтобы позаботиться о поселении стариков, созданном в спешке, чтобы там оставить тех, которые нельзя было вести дальше. Другая группа организовалась из евреев Ицкана и Бурдужена, бывших работников и руководителей сахарной фабрики, которые взяли на себя задачу восстановления разрушенной сахарной фабрики Виндичан.
Еще более весомая группа собралась вокруг инженера С. Егендорфа, когда власти потребовали, чтобы евреи специалисты опять пустили в ход городскую электростанцию. Эта группа из примерно 500 человек, прежде всего, получила задание восстановить индустриальные коммуникации фабрики металлических плат для электрических конденсаторов; эта фабрика, которая была известна под именем литейная вскоре превратилась в важнейший фактор экономики Транснистрии, и одновременно также в интересный социальный эксперимент. Вся группа получила разрешение оставаться в Могилеве.
Евреи, оставшиеся в городе, без разрешения, были вынуждены вести постоянную борьбу против гонений и угроз, которые на них обрушивались ежеминутно. Пока было принято решение об их судьбе и окончательном месте ссылки, власть держащие каждый раз собирали тех, кого они ловили с помощью военных патрулей или украинских милиционеров. Их отправляли на работу, за которую не платили и не давали ничего из еды.
16 ноября 1941 года
Большая колонна с Дорохойскими евреями проходила через Шаргород, по пути к поселению на берегу Буга. Люди были уже в таком ужасном состоянии, что украинские крестьянки, которые пришли сюда на базар, их пожалели и отдали им всю еду, которую привезли сюда на продажу, они просили претора с плачем, чтобы он разрешил этой колонне остаться в городе. Еле с бедами и болью руководители местного гетто выпросили для колонны разрешение остаться здесь до весны.
16 ноября 1941 года
Одна из колонн, которая отправилась из Маркулешты, оставила в пути много умерших, погибших от голода, истощения, или которых застрелили жандармы - в Крыжополе, Вапнярке и в Цыбулевке. Затем колонна прибыла в Ободовку, где был создан центр для сбора депортированных, для того чтобы отсюда они были поделены по разным местечкам района и округа.
По всей протяженности дороги люди не получали никакой еды, и так как они были еще и ограблены, они не имели никаких средств, чтобы себе что-то купить, и они могли питаться только травой.
В Ободовке депортированных поселили в постройках для скота. Под руководством претора, жандармской командой его подчинения, они были опять ограблены и лишены последних остатков их добра. Войти в местечко разрешили только тем, которые заплатили золотом, долларами, или украшениями. Все остальные остались в грязных постройках для скота. И поэтому появились новые жертвы.
Группа из 780 депортированных евреев из Ободовки была послана в Лухаву на берегу Буга. Примар (староста) принял колонну со словами: Здесь будет ваш гроб. Депортированные были брошены в постройку для скота без окон, половина ее была занята скотом. Согласно приказу этого старосты, двери оставались запертыми, и только один раз в два дня депортированные могли выйти наружу. Только тогда они могли воровством обеспечить себя водой из речки.
18 ноября 1941 года
Состояние слабости преследуемых людей, дезориентация еврейских масс и хаос отняли у них равновесие; уже гораздо позднее стало возможным, чтобы наступило оживление у нескольких человек, которые были способны установить хребет организованной общественной жизни.
В Могилеве был создан еврейский комитет для координации работ и помощи эвакуированным евреям. Из протокола основания комитета видно, что помощник перфекта из уезда, который основал этот комитет, дал указания, как он должен функционировать и обратил внимание, что в случае несоблюдения строго декларируемого в протоколе члены комитета будут строго наказаны. Помощник префекта подчеркнул, что ни один еврей не имеет права обращаться прямо с какой-либо просьбой к властям, а все должно быть исполнено через комитет.
Подобный комитет намного раньше был создан в Шаргороде.
18 ноября 1941 года
В Цибулевке 2000 депортированных были загнаны в строение, где нормально можно было разместить не более 200 человек. Хотя недалеко оттуда находился колодец, евреям не разрешалось им пользоваться, и они были вынуждены пить воду из какой-то болотистой речушки, и многие из-за этого заболели.
20 ноября 1941 года
В Могилеве сформирована новая группа из 176 глав семейств (646 человек), вокруг адвоката Данилова. Эта группа получила разрешение остаться в городе, заплатив помощнику префекта пол миллиона лей. Через несколько дней вторая группа Данилова (166 глав семейств) получила разрешение остаться в городе на тех же условиях, что и первая.
25 ноября 1941 года
Часть депортированных евреев, которые отдохнули в Бершади, были эвакуированы в Ваитовку, Баланевку, Маньковку и другие села на берегу Буга, где они страдали в помещениях для скота бывших колхозов. Чтобы остаться в Бершади, надо было заплатить претору Константину Александреску 10 тысяч лей за каждого члена семьи.
Другие депортированные из Ободовки были изгнаны в Малакнею, в таких тяжких условиях, что многие вымерли по дороге.
30 ноября 1941 года
Последние колонны из Черновиц и Дорохойска пересекли Днестр. Из 118 тысяч человек, которых власти признали депортированными, примерно половина попала в Могилев. Еще четверти из них (примерно 15 тысяч) удалось остаться в городе и примерно треть из оставшихся получили разрешение, за которое они весьма дорого заплатили. Префектура распорядилась, чтобы эти разрешения были завизированы и вынесла решение больше не выдавать новые разрешения. Одновременно, согласно приказу префектуры было сообщено депортированным евреям, что те, которые попадутся в городе без разрешения на жительство, будут расстреляны, а пока решено людей, принадлежащих к этой категории, эвакуировать силой. Жандармское подразделение (лейтенант Илюце) строго исполняло этот приказ. Людей хватали на улице, их собирали в кинозале и оттуда высылали дальше конвоями. Таким образом, были разделены и разбросаны семьи, так часто случалось, что часть членов семьи, особенно родители, были эвакуированы, а их дети оставались на месте.