«В комиссию обратились жители г.Одессы т.т. Ржепишевский Павел Михайлович, Шульгина Наталья Сергеевна с просьбой сообщить им данные о членах разведывательной группы под руководством Красноперова А.Т.
Высылаем эти сведения для ознакомления. Согласно имеющимся в КГБ УССР материалам, 13 июля 1943 года в оккупированную румыно-немецкими захватчиками Одессу была заброшена разведывательная группа НКГБ УССР "Черноморцы" в составе Красноперова Александра Тихоновича и радистки-разведчицы Шульгиной Натальи Сергеевны, которая действовала до освобождения г. Одессы Советской Армией.
Ими к подпольной работе были привлечены в числе других жители города Одессы:
– Склонный Михаил Дмитриевич, который являлся активным помощником Красноперова А.Т., по его заданию был внедрен в разведывательный орган немецкого военно-морского флота.
– Шульгина Нина Сергеевна – по заданию группы внедрилась в одну из резидентур гестапо, собрала оперативно-ценные сведения о деятельности агентуры гестапо и румынской разведки.
– Ржепишевский Павел Михайлович и Суходольский Юрий (других данных нет) – выполняли отдельные поручения разведгруппы, в частности, вели наблюдение за сотрудником одного из немецких разведорганов.
– Кирьякова Мария и Винниченко Владимир (других данных нет) – выполняли отдельные поручения разведгруппы, направлялись с материалами, собранными группой через линию фронта, но потерпели неудачу и вернулись в г.Одессу.
Радистка-разведчица
разведгруппы "Черноморцы"
Наталья Шульгина (Екатерина)
Группой "Черноморцы" была проведена большая разведывательная работа, собраны обширные материалы политико-экономического характера о деятельности румыно-немецких захватчиков, выявлены резидентуры сигуранцы (тайной румынской полиции) и гестапо, получены данные на большое количество предателей и пособников».
И вот в помещении "Союза ветеранов военной разведки" перед нами сидит Наталья Сергеевна Шульгина – живой свидетель и участник упомянутой выше "разведывательной работы". У этой маленькой, хрупкой, уже в солидном возрасте женщины, за плечами богатая боевыми событиями и испытаниями жизнь. Она находилась в строю все годы войны и нам представилась возможность, хотя бы вкратце, рассказать о боевом прошлом этого рядового бойца "невидимого фронта" о ее командире, руководителе разведывательной группы "Черноморцы" Александре Тихоновиче Красноперове.
Руководитель разведывательной
группы "Черноморцы"
А.Т. Краснопёров (Милан)
Накануне войны Наталья Сергеевна Шульгина закончила химический факультет Одесского университета. Когда началась война, она пришла в военный комиссариат с просьбой направить ее на фронт. Но там рассудили иначе: человек с высшим химическим образованием полезен "по специальности" и зачислили Наташу в состав подвижной химической лаборатории. Предполагалось тогда, что такие лаборатории станут определять пригодность к употреблению питьевой воды на территориях, захваченных у противника. Вместо наступления пришлось отступать. Уже под Луганском она подает по команде рапорт с просьбой направить ее на фронт в качестве санинструктора либо снайпера.
Однако после собеседования ее направляют в разведывательную школу в г.Энгельс на Волге. Она оканчивает курсы радистов. Радиодело изучила так, что инструкторы называли ее почтительно по имени и отчеству. Тогда и познакомилась Наташа Шульгина с Александром Красноперовьм, будущим своим командиром. Их определили в пару, дав псевдонимы "Милан" и "Екатерина".
13 июня 1943 года в 22 часа с военного аэродрома над Ростовом поднялся "Дуглас". Примечательно, что на борту самолета кроме "Милана" и " Екатерины" находились также их коллеги – Николай Гефт и Валериан Бурзи. Самолет взял курс на Одессу. В половине двенадцатого ночи в районе Херсона сбросили В.Бурзи, через полчаса наступила очередь Натальи и Александра, Н.Гефт покидал самолет позже. Приземлились они на кукурузном поле. Сориентировались на местности, развернули радиостанцию и передали в Центр первую радиограмму. Затем замаскировали парашюты, рацию, наметили место и стали дожидаться утра, чтобы тронуться в путь. Поблизости было село Каиры Коминтерновского района. От него до Одессы 60 км. По легенде Саша и Наташа – муж и жена. Поженились в оккупированном Харькове и теперь пробираются на родину Натальи, где проживает ее семья. Благополучно пробравшись в Одессу, устраиваются на жительство, за определенную мзду получают прописку. Можно было приступать к делу, требовалось теперь доставить в город рацию. Однако тут едва не случился провал: местная полиция обнаружила место захоронения рации и устроила засаду и только случайность спасла разведчицу от провала и вполне реальной гибели. Конечно, потеря рации была сильным ударом для разведчиков, но все равно надо было действовать. Это была кропотливая и незаметная работа подбирать наших людей, готовить их себе в помощники, через них проникать в различные фашистские учреждения, узнавать секреты, проводить выявления и слежку агентов гестапо и сигуранцы. Наталья привлекла к себе в помощь родную сестру Нину, которая сумела сблизиться с «нужными людьми», что помогло ей собрать ценные сведения о деятельности агентов гестапо и румынской разведки.
Член разведгруппы
"Черноморцы"
Нина Шульгина
Чтобы легализоваться, Наталья Сергеевна поступила на работу в университет, Александр Тихонович стал инженером-консультантом в посредническом "Промтехбюро" на улице Ланжероновской 18, которое принадлежало его дальнему родственнику Склонному. Это было очень удобное место, где можно было принимать людей и устраивать встречи, не вызывая при этом подозрения.
Член разведгруппы
"Черноморцы"
Павел Ржепишевский
Настоящей удачей "Милана" было знакомство с видным сотрудником гестапо, маскировавшегося на незаметной должности заведующего учебной частью стоматологической школы, Альфредом Юндтом. Юнд стал бывать в обществе милой супружеской пары – "Милана" и "Екатерины", частенько заглядывал к ним на дачу у моря. В результате "дружбы" советские разведчики вскоре добыли данные о многих агентах немецкой разведки, их явочных квартирах и др.
"Промтехбюро" часто навещали румынские офицеры, которым Склонный оказывал помощь в ремонте мелкой аппаратуры. Вскоре им заинтересовался офицер из румынской разведки, который начал склонять его к сотрудничеству. Такой шанс нельзя было упускать. Получив "добро" от своего родственника Склонный дал согласие. В марте 1944 года, буквально накануне освобождения Одессы, новоиспеченный агент побывал в Бухаресте на инструктаже и вернулся в Одессу с паролями, явками, шифрами и с предписанием оставаться в городе после прихода советских войск в качестве резидента.
Для того, чтобы облегчить Склонному объяснение, почему он, "румынский прихвостень", остался в Одессе, оккупанты должны были как-то "обидеть" его. И вот, в один из последних дней оккупации, на глазах прохожих вывеска "Промтехбюро" была сорвана и повисла на одном гвозде. Из дверей бюро на улицу выбросили несколько стульев, а в самом помещении перевернули два стола и побили стекла в шкафах. На теле Склонного появилось несколько натуральных синяков.
Нашей разведке стало известно многое из того, что фашисты берегли "как зеницу ока": имена законспирированных предателей, их конспиративные квартиры, явки, пароли.. В труднейших условиях, перенасыщенного немецкими и румынскими спецслужбами всех мастей города, двое советских разведчиков, по крупицам собирали важнейшие сведения. Они знали – это нужно для Победы.
За этот подвиг в тылу врага оба разведчика были награждены правительственными наградами: Красноперов А.Т. – орденом "Красного Знамени", а Шульгина Н.С - орденом "Красной Звезды".
С освобождением Одессы работа разведчиков не закончилась. Красноперов и Шульгина были направлены в Киев для подготовки к новому заданию. И уже в июле 1944 года на аэродроме "Три дуба", вблизи словацкого города Зволин, приземлился самолет с разведывательно-диверсионной группой капитана Красноперова, который в этот раз имел псевдоним "Краснов". Радисткой была "Вера" – Н.С.Шульгина. В это время в Словакии началось антифашистское восстание и командование Советской Армии с помощью авиации начало перебрасывать на ее территорию вооружение, боеприпасы, отряды опытных советских партизан, а также разведывательно-диверсионные группы с целью добывания разведданных и проведения диверсий.
Невзирая на тяжелые условия, отряд капитана Красноперова беспрерывно следил за передвижением врага в заданном ему районе, подрывал железнодорожное полотно, столбы высоковольтных линий, питающие электроэнергией важные для военного производства заводы.
Дважды в сутки выходила на радиосвязь Центром с "Вера", которая сообщала добытые отрядом данные о дислокации немецких войск, их вооружении, о проходящем транспорте и перевозимых грузах, координаты целей для нанесения ударов силами фронтовой бомбардировочной и штурмовой авиации.
5 февраля 1945 года от предательской пули погибает командир отряда капитан А.Т.Красноперов. Радистка "Вера" – Н.С.Шульгина, в очередной сеанс радиосвязи получает приказ – принять командование отрядом на себя: основную часть личного состава передать ближайшему партизанскому отряду, а остальных бойцов-румын выводить к линии фронта. И эта маленькая мужественная женщина с помощью карты и компаса, обходя опасные места, выводит свой небольшой отряд в расположение частей Советской Армии.
Родина по достоинству оценила ратный подвиг Натальи Сергеевны Шульгиной. Она награждена орденом "Красной Звезды", медалями "Партизану Отечественной войны", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.", чехословацкими медалями "Чехословацкий партизан" и "Словацкое народное восстание". У нее сохранилась прекрасная память, и она с гордостью вспоминала своих боевых товарищей.
Одесский историко-краеведческий музей, 2001 год. У экспозиции, посвященной 90-летию со дня рождения Н.А. Гефта слева направо: Солодова В.В. – директор музея, Дробязко В.Ф., Мындра И.Я. – член разведгруппы Н.А. Гефта, Шульгина Н.С. – радистка разведгруппы «Черноморцы».