Перейти к содержимому


Фотография
- - - - -

Рейды на Констанцу


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

# NETSLOV

NETSLOV

    «Fortunate Son»


  • OFFLINE
  • Администраторы
  • Активность
    5 663
  • 6 203 сообщений
  • Создал тем: 757
  • 1555 благодарностей

Отправлено 23 сентября 2013 - 15:30

 

Изображение

Перед началом войны здесь был сосредоточен практически весь немногочисленный военно-морской флот Румынии: 4 эсминца, 1 подводная лодка и 3 торпедных катера (немцы боевыми кораблями на Черном море в тот период не располагали). В то же время Черноморский флот располагал 1 линкором, 4 крейсерами, 16 эсминцами и 47 подводными лодками. Вполне логичным было решение советского командования сразу после начала войны заблокировать Констанцу с моря и воздуха. Однако неприятной неожиданностью стало то, что база оказалась надежно прикрыта с моря минными заграждениями и немецкими береговыми батареями дальнобойных 280-мм орудий. Учитывая почти двухлетний опыт войны в Европе, немецко-румынское командование перед началом операции "Барбаросса" существенно усилило и ПВО базы. Она включала в себя: немецкую авиагруппу III./JG 52, оснащенную истребителями Bf 109F, 53-ю истребительную эскадрилью ВВС Румынии, вооруженную "Харрикейнами", румынские зенитные батареи 76-мм английских орудий фирмы "Армстронг" и два немецких зенитных дивизиона Flak.254 и Flak.905. Еще около 20 зениток располагались на кораблях. 

Для проведения налетов на Констанцу было задействовано два авиаполка ВВС ЧФ: 2-й МТАП, вооруженный самолетами ДБ-3Ф, а также 40-й СБАП, оснащенный бомбардировщиками СБ и усиленный вскоре после начала боевых действий эскадрильей новейших нато время Пе-2. Организационно оба полка входили в состав 63-й авиабригады. 

По советским данным, днем 23 июня Констанцу атаковало 49 ДБ-3Ф и 24 СБ, сбросивших 53,3 т авиабомб. В воздушных боях с истребителями и от зенитного огня было потеряно по 8 бомбардировщиков каждого типа. Поданным противника, за тот день около 50 советских бомбардировщиков, шедших без истребительного прикрытия тремя группами, сбросили на Констанцу более 100 авиабомб. Ущерб от рейда оказался мизерным. Существенных повреждений база не получила. Серьезно пострадала только немецкая зенитная батарея 4./Flak.254, где погибли 5 человек. В тот день открыла свой боевой счет румынская авиация. Л-т Х.Агаричи (H.Agarici) из 53-й эскадрильи на "Харрикейне" с бортовым номером" 1 достоверно сбил два СБ и предположительно еще один. На это его старший брат, модный бухарестский композитор, откликнулся песней "Агаричи лупит большевичи", которая мгновенно стала, как теперь принято выражаться, шлягером. Впоследствии это дорого стоило братьям. Несмотря на то, что Х.Агаричи каких-либо боевых успехов более не добился, а Румыния окончила войну союзницей СССР, оба брата были репрессированы, и их жизненный путь окончился где-то на бескрайних сибирских просторах. 

Утром 24 июня 14 ДБ-3Ф и 18 СБ повторили налет на базу. Вечером того же дня 4 ДБ-3Ф на подлете к Констанце были атакованы 16 истребителями, которые советские авиаторы определили как Не 113. Огнем воздушного стрелка сержанта Кузнецова из экипажа л-та Юра один из нападавших был сбит. Всего за день авиация ЧФ выполнила на Констанцу 40 самолето-вылетов, сбросив 2 ФАБ-1000, 21 ФАБ-500, 30 ФАБ-250, 18 ФАБ-100 и 6 РРАБ-3. Потери составили 10 машин (3 ДБ-3Ф и 7 СБ). По данным противника, в 7.00 от 20 до 30 советских бомбардировщиков атаковали Констанцу и находящийся рядом с ней аэродром Мамайя. На земле было уничтожено 3 Bf 109F из состава III./JG 52. При этом один летчик фельдфебель Б.Браун (В.Braun) был убит, а двое, к-н Маетиц (Majetic) и фельдфебель О. Райнхард (О. Reinhardt) -ранены. Вечером советские бортстрелки 

сбили "мессершмитт" из 8-й эскадрильи этой же группы. Его пилот обер-фельдфебель Вальтер (Walter) благополучно покинул самолет и был поднят из воды румынским гидросамолетом SM 62 (бортовой номерXVI) из 102-й эскадрильи королевской морской авиации. За день пилотам Bf 109F засчитали 8 воздушных побед, румынским истребителям - 4, а еще по одному ДБ-3Ф и СБ - зенитчикам батарей 2./Flak.254 и 3./Flak.905. Итого 14 самолетов. 

25 июня эскадрилья ДБ-3Ф к-на П.Ф.Семенюка на подходе к Констанце была перехвачена над морем 14 "мессершмиттами". Советские экипажи доложили об уничтожении 7 вражеских истребителей и потере одного бомбардировщика. По данным противника, военно-морскую базу тремя звеньями пытались атаковать 10 бомбардировщиков. Атака была отбита, причем истребителям зачли 5 побед. Над морем советские бомбардировщики сбили дозорный румынский гидросамолет SM 62 из 102-й эскадрильи, экипаж которого спас немецкий Не 59 SNGr.8. 

26 июня вошло в историю советского флота как одна из самых неудачных за войну набеговых операций. Во время рейда на Констанцу подорвался на мине и затонул лидер эсминцев "Москва". В поднявшейся суматохе подводная лодка Щ-206 ошибочно пыталась атаковать ордер своих кораблей и была ими же потоплена. Из одиннадцати посланных в тот день на Констанцу самолетов на базу вернулись 2 ДБ-3Ф и 5 СБ, один из которых возвратился, не долетев до цели. В стане противника царила эйфория. Два румынскихторпедных катера Viforul и Vijelia вместе с двумя Не 59 (бортовые обозначения SD+WH и DA+ML) из SNGr.8, выполнившими 10 вылетов, подняли из воды 69 моряков из экипажа "Москвы", включая ее командира. Вражеские летчики доложили о сбитии аж 13 советских бомбардировщиков, еще один был записан на счет зенитчиков из З./Flak.254. Итого 14 побед, хотя на деле авиация ЧФ лишилась только четырех СБ. 

После этого советские самолеты неделю не появлялись в небе Констанцы. Лишь в ночь на 3 июля имел место налет 6 ДБ-3Ф, а днем 4 июля - разведполет одиночного Пе-2. 8 июля восемь ДБ-3Ф вновь бомбили Констанцу, потери составили одну машину. По данным противника, в тот день утром база была атакована одиночными самолетами, вечером на порт сброшено 10 авиабомб. Погибли 10 человек, в основном, работников порта. В тот день пилотам 7./JG 52 засчитали шесть сбитых бомбардировщиков. 

10 июля одиночный ДБ-3Ф совершил налет на аэродром Мамайя, однако все четыре сброшенные им бомбы упали в море. На следующий день одиночные налеты выполнялись четырьмя СБ и одним ДБ-3Ф. Потерь не было. 18 июля на разведку к берегам Румынии было послано 9 МБР-2. Ни один из них на базу не вернулся. Интересно, что противник претендует лишь на три сбитых гидросамолета. Все они на счету унтер-офицера Эберхарда (Eberhard) из 7-й эскадрильи. "Хейнкели" из SNGr.8 подобрали четырех советских летчиков. 

Затем центр боевой активности авиации ЧФбыл перенесен в дельту Дуная, где удалось нанести противнику существенный урон в плавсредствах. К Констанце посылались лишь одиночные бомбардировщики и гидросамолеты-разведчики. Так, 20 июля два МБР-2 встретились в 120 милях восточнее базы с румынским гидросамолетом Cant 501Z из 101 -и эскадрильи. В воздушном бою один из МБРов был сбит. 21 июля Bf 109F из 7./JG 52 уничтожил два СБ южнее дельты Дуная, однако и сам получил повреждения и произвел вынужденную посадку. 22 июля пара "мессершмиттов" той же эскадрильи атаковала над морем одиночный разведывательный ДБ-3Ф, но была сбита огнем воздушного стрелка. Оба немецких летчика фельдфебель Ф.Шлоссер (F.Schlosser) и унтер-офицер С.Феннсебнер (S.Fennsebner) спаслись на парашютах и были эвакуированы спасательным . Не 59. 25 июля в 17.55 унтер-офицер1 Ратцлафф (Ratzlaff) из 7./JG 52 близ аэро-; дрома Мамайя уничтожил МБР-2. На еле-' дующий день эта эскадрилья недосчиталась одного истребителя, сбитого над. Констанцей бортстрелком СБ. Тогда же немецким зенитчикам батарей 1 ./Flak.254 и З./Flak.905 засчитали два СБ. По советским источникам, все бомбардировщики вернулись на базы. 

1 августа впервые успешно сработала советская разведка, добыв данные о замене понесшей большие потери III./JG 52 на I./LG 2. Используя это, авиации ЧФ удалось без собственных потерь нанести румынам существенный урон. Не встретив противодействия истребителей противника, 6 Пе-2 из 40-го полка в 13.30 сбросили на Констанцу 12 ФАБ-250. Прямыми попаданиями были потоплены транспорт Durostor (1309 т) и лоцманский буксир Amarilia (103 т), уничтожено одно и подожжено второе нефтехранилища. Полной неожиданностью для противника стало истребительное прикрытие бомбардировщиков: четыре И-16, которые доставила на внешней подвеске в район 40 км восточнее Констанцы пара ТБ-3 из 18-го транспортного авиаотряда.

На следующий день над Констанцей прошли три Пе-2, посланные оценить последствия вчерашнего налета и "прощупать" состояние ПВО. Их экипажи доложили о потоплении плавучего дока. По результатам разведки командование решило повторить налет на порт. Согласно германо-румынским источникам 3 июля в 18.35 три советских бомбардировщика сбросили на гавань 10 бомб ФАБ-100, одной из которых был тяжело поврежден 50-тонный спасательный катер люфтваффе FI.B.301. Погнавшийся за Пе-2 румынский "Харрикейн" из 53-й эскадрильи был подбит и в 19.00 упал в море в районе аэродрома Мамайя, не дотянув до берега всего 500 м. 

3 августа почти все находившиеся в строю самолеты 63-й авиабригады (командир - п-к Г.И.Хатиашвили) осуществили успешный налет на Констанцу: 18 ДБ-3Ф атаковали район Южного мола, 18 СБ - Восточный мол, 6 Пе-2 - железнодорожную станцию и 5 нефтехранилищ. Задание выполнили с минимальными потерями (не вернулись 2 ДБ-3Ф и 1 СБ).

У противника было повреждено несколько кораблей, в т.ч. эсминец. В румыно-германских источниках советские потери увеличились втрое. Пилотам из I./LG 2 зачли 5 побед: по одному ДБ-3Ф записали фельдфебелю Шайфу (Scheif) и унтер-офицеру Шлайфу (Schleif), по одному СБ - обер-л-ту Е.Клаузену (E.Clausen), л-там Г.Хан-наку (G.Hannak) и Ф.Гайссенхардту (F.Geissenhardt). По две победы зачли румынским истребителям и зенитчикам из Flak.254 и 905. Стрелки ДБ-3Ф сбили самолет Шайфа. Летчика спас экипаж Не 59. Кроме "мессершмитта", немцы потеряли двухмоторный транспортно-связ-ной Fw 58 из XII.SBK, который на свою беду случайно оказался в эпицентре воздушного боя и был поражен перекрестным огнем из трех ДБ-3Ф. 

4 августа не вернулись с задания два lVlBP-2, посланные на разведку. По немецким данным, их сбили Аr 196 (бортовые обозначения CK+FLи CK+FB) из переброшенного с Эгейского моря SAGr.126. Спасательный Не 59 поднял из воды двух советских летчиков. До этого тихоходные и слабовооруженные МБР-2 практически на равных воевали с немецкими "хейнкелями", румынскими "савойями" и "кантами", но с прибытием быстроходных и лучше вооруженных (три пулемета, две 20-мм пушки) "арадо" ситуация изменилась в худшую сторону. Она еще больше усугубилась с появлением на Черном море трехмоторных немецких летающих лодок Do 24. 

На следующий день 9 Пе-2 без потерь отбомбились по Констанце. По данным противника, имело место два налета: в 8.50 было сброшено 20 бомб (все упали в море) и в 12.35 - еще 25 бомб, одной из которых разбита стоявшая в порту баржа. 10 августа по Констанце нанесли удар 7 СБ. Ночью 13 августа порт бомбила шестерка Пе-2, но все сброшенные бомбы упали в море. Зенитчикам засчитали один сбитый самолет. 16 августа восьмерка СБ сбросила на Констанцу 20 бомб. Два самолета не вернулись из этого вылета. Один из них сбил штабс-фельдфе-бель Х.Гэдерт (H.Goedert) из I./LG 2. 

17 августа имела место вторая, на этот раз неудачная, попытка использования системы "Звено-СПБ" для истребительного прикрытия СБ. Три ТБ-3 благополучно доставили шесть И-16 в район цели, но противник был настороже. Его истребители перехватили советские самолеты еще над морем, сбили четыре "ишачка" и подбили один СБ, экипаж которого смог дотянуть на поврежденном самолете до своей территории и произвести вынужденную посадку. По немецким данным, в тот день был отражен налет группы СБ в охранении истребителей И-15 (!). Шаффелькапитану группы обер-л-ту Е.Клаузену и фельдфебелю Франтцену (Frantzen) записали по одному советскому истребителю. Один И-15 сбили в 30 км юго-восточнее острова Змеиный румынские "Харрикейны". 

Эта неудача стала последней каплей, изменившей планы советского командования. Воздушные рейды на Констанцу стоили большого числа так остро необходимых в тот период самолетов, которые, как правило, терялись вместе с экипажами. Врагхоть и понес определенные потери, но заблокировать его военно-морскую базу с воздуха авиация ЧФ оказалась не в состоянии. Поэтому было принято решение отказаться от бомбардировок Констанцы, но разведполеты в ее район продолжать - остаться без оперативных сведений о противнике штаб флота не мог. Добывать их пришлось, в основном, экипажам МБР-2, поэтому главными героями дальнейших событий в небе Констанцы стали тихоходные "амбарчики". 

22 августа рано утром истребитель из I./LG 2 "завалил" МБР-2 в 60 км восточнее мыса Сфынтцу-Георге. Через два дня паре МБР-2 удалось подбить в том же районе Аг 196 (CK+FB). Однако немцы отбуксировали севшую на воду машину к берегу и позже отправили по железной дороге в Травемюнде на капитальный ремонт. 

29 августа пара МБР-2 близ мыса Сфынтцу-Георге сбила румынский гидросамолет Cant 501Z с бортовым номером X из 101-й эскадрильи. Погиб весь его экипаж: пилот - адьютант-шеф И.Константин (I.Constantin), наблюдатель-к-нфлота А.Бондаренко (A.Bondarenko), механики-инструкторы С.Кристя (S.Cristea), А.Мирон (A.Miron) и стрелок - капрал В.Чиокан (V.Ciocan). Однако вскоре победителям пришлось туго. В 16.00-16.10 их сбил обер-л-т Клаузен, одержав таким образом 13-ю и 14-ю личные победы. 

Рано утром 9 сентября 1941 г. 25 бомбардировщиков вывели ; из строя подводный кабель между Констанцей и аэродромом L Мамайя. Однако более застать противника врасплох уже не удавалось. 19 сентября в 10.00 унтер-офицер Renkopf, из I./LG 2 сбил два ДБ-3Ф в 20 км восточнее Констанцы.: На поиски их экипажей был послан МБР-2, но в 15.55 в 75 км [ восточнее Констанцы его сбил унтер-офицер Лухр (Luhr). 6 октября в 10.15 Аг 196 (бортовое обозначение CK+FJ) сбил МБР-2. Другой "арадо" (CK+FF) в 15.00 атаковал два советских гидросамолета, определенных немцами как АРК-3. Один из них был сбит, второй загорелся, но ушел в сторону моря. Советских летчиков подняли из воды два немецких Do 24. 16 октября румынские "Харрикейны" сбили два разведывательных ДБ-3Ф: один в 40 км восточнее мыса Мангалия, а второй в 50 км северо-восточнее Констанцы. "Илы" были направлены для предупреждения развертывания "мощного" румынского флота на пути советского конвоя, эвакуировавшего защитников Одессы. Однако враг ограничился лишь посылкой торпедных катеров. 

Затем над Констанцей на два года наступило затишье. Только в начале осени 1943 г. по приказу наркома ВМФ Н.Кузнецова была проведена очередная воздушная операция против этой базы. Участвовали в ней летчики 36-го МТАП, которым командовал Герой Советского Союза п/п-к А.Ефремов. Для выполнения задания он отобрал шесть наиболее подготовленных экипажей и выделил еще один для последующего фотоконтроля результатов рейда. Возглавил группу зам. командира полка п/п-к Ш.Бидзинашвили, который начал войну во, главе 1-го МТАП на Балтике, уже в 1941 г. был удостоен двух" орденов Красного Знамени, но по до сих пор не выясненным причинам через два года оказался на другом флоте и на более низкой должности. 

Согласно выписке из журнала боевых действий 36-го МТАП, в 11.00 27 сентября с аэродрома Геленджик поднялись семь торпедоносцев A-20G. В экипаж Ш.Бидзинашвили входили штурман полка гв. к-нШ.Кордонский, стрелок мл. с-т П.Бородин i и радист с-т А.Кузнецов. Известен состав и других экипажей: командир м-р А.Фокин, штурман к-н Г.Писарев, стрелок-радист i ст.л-т В.Андреев; командир к-н В.Левашов, штурман л-т В.Яры-гин, стрелок-радист мл.с-т М.Еремеев; командир ст. л-т В.Рука-вицын, штурман мл.л-т П.Поярков, стрелок-радист старшина Г.Вертюков; командир ст. л-т А.Рыхлов, штурман ст.л-т А. Клю-шин, стрелок-радист В.Степашко; командир мл. л-т М.Дюков, штурман л-т И.Недужко, стрелок-радист с-т П.Миронов. Седьмой машиной командовал л-т Б.Маслов, а его штурманом был л-т М.Жосан. Большая часть летчиков имела на своем счету по 150-170 боевых вылетов, причем Фокин участвовал в налетах на Берлин в августе 1941 г. Кордонский в июле-августе того же года отличился при налетах на Плоешти. 

Операция была задумана очень дерзко. Самолетам предстояло пройти над морем более 800 км без истребительного прикрытия и нанести удар по хорошо защищенному объекту. Поэтому ставка делалась на внезапность. Для обеспечения скрытности экипажи на маршруте радиообмен не вели. Торпедоносцы первое время шли на высоте 500-600 м, а затем еще более снизились. Так как предполагалась возможность радиолокационного обнаружения, самолеты несколько раз меняли курс, имитируя атаку на болгарский порт Бургас, затем отвернули на север и пошли на реальную цель. Однако трагический исход рейда предопределила неожиданная встреча на подлете к Констанце с немецкой летающей лодкой (очевидно, BV 138 или Do 24). Противник был оповещен о приближении советских самолетов и успел задействовать все имеющиеся силы для отражения налета. Выйдя к порту, "Бостоны" натолкнулись на сильный зенитный огонь береговых батарей и кораблей, а в воздухе их атаковали новейшие румынские истребители IAR 80 из 53-й эскадрильи. 

Оценки итогов этого налета по советским данным и данным румын и немцев расходятся кардинально. В боевом донесении штаба 36-го МТАП говорится, что экипажи Бидзинашвили и Фокина потопили по транспорту, а Рукавицына и Рыхлова по миноносцу. Источники противной стороны не подтверждают какие-либо потери плавсредств и боевых кораблей. Много неясного и в оценке потерь торпедоносцев. По официальным советским данным, над целью погибли самолеты Бидзинашвили и Дюкова, а машина В.Левашова была подбита и ушла в сторону моря, но над Крымом ее уничтожили немецкие истребители. Во всяком случае, на свою базу вернулся только один самолет, и еще один смог дотянуть до другого кавказского аэродрома, где совершил вынужденную посадку, имея более 300 пробоин. Румыны претендуют на то, что в районе базы их истребители сбили три Ил-4(!?), а зенитки два таких же самолета. Еще один торпедоносец был подбит и сел на вынужденную, причем летчик и штурман застрелились, а стрелок попал в плен (имеется в виду экипаж Дюкова). 

Реванш за это поражение был взят почти через год -20 августа 1944 г. массированным ударом советских самолетов ПВО Констанцы была буквально смята. 26 боевых кораблей и плавсредств противника удалось потопить, в том числе эсминец и подводную лодку, а еще более 50 надолго вывести из строя. При этом из атаковавших базу 211 самолетов только два было потеряно от огня зениток. Румыно-германское командование приписало эту победу англо-американской авиации. Успех этой атаки стал одним из серьезных факторов, приведших к выходу Румынии, как союзницы Германии, из войны. Во многом удачу рейда обусловил богатый боевой опыт летчиков-черноморцев в атаках сильно укрепленных целей. За отсутствие же опыта приходилось расплачиваться потерей людей и техники: почти в то же время авиация Балтфлота за пять налетов 14, 15, 16 сентября и 14 и 22 декабря 1944 г. потеряла над Либавой от огня ПВО 69 самолетов.

 

 





Кто читал эту тему? (Всего : 4) serega 12: tuman.viktor: : Ярослав54321:

Сперва дай людям, потом с них спрашивай.


Поблагодарили 1 Пользователь:
without a name



Добро пожаловать на www.73.odessa.ua!

Зарегистрируйтесь пожалуйста для того,
что бы вы могли оставлять сообщения и
просматривать полноценно наш форум.