На противовоздушной обороне Одессы стояла 15-я отдельная бригада ПВО под командованием полковника И. Т. Шиленкова. Основу ПВО города составлял 638-й зенитный артиллерийский полк, имевший пять дивизионов трехбатарейного состава с 85-мм зенитными пушками и ПУАЗО-3. Полк прикрывал объекты в 1-м боевом секторе с северного, западного и южного направлений.
Во втором боевом секторе располагался 73-й зенитный артиллерийский полк Черноморского флота, прикрывавший объекты города с восточного направления. 27-й дивизион МЗА прикрывал водонасосную станцию, крекинг-завод и нефтебазу. 162-й отдельный зенитный пулеметный батальон совместно с пулеметным батальоном 73-го зенитного артполка был поставлен на оборону штаба Одесского военного округа, вокзала и станций Застава, Товарная и Сортировочная. 6-й отдельный дивизион аэростатов заграждения в ночное время прикрывал город одним отрядом с северного направления, вторым — с южного, а третьим — главнейшие объекты внутри города. 21-й отдельный прожекторный батальон совместно с прожекторной ротой 73-го зенитного артполка создавали световое обеспечение на восточном, юго-восточном и юго-западном направлениях.
Истребительная авиация прикрывала дальние подступы к Одессе на рубеже Выгода, Беляевка, Маяки, Френцфельд и в сторону моря до 25 км. Авиация была весьма немногочисленной. Это были 69-й истребительный авиационный полк ВВС под командованием майора Л. Л. Шестакова и три авиаэскадрильи истребительной авиации Черноморского флота.
С первых дней войны Одесса подверглась налетам вражеской авиации. В начале это были разведывательные полеты небольших групп по 3 — б самолетов. Но уже в первых числах июля 1941 г. противник стал атаковывать корабли в Одесском порту и другие важные объекты города группами бомбардировщиков до 30 самолетов. Эти налеты чаще всего производились [87] в сумерки или на рассвете, когда воздушная цель в оптические приборы была не видна, а освещение прожекторами давало слабый эффект.
Противник совершал налеты не только на объекты, расположенные внутри города и в порту, но и в окрестностях. Так, 5 июля, маскируясь облачностью, три Ю-88 совершили налет на водонапорную станцию в селе Беляевка, имевшую важное значение для Одессы. 2-я батарея 638-го зенитного артполка под командованием старшего лейтенанта Б. С. Розенмана и младшего политрука Е. И. Кошукова точными залпами сразила одного из них. Остальные, отвернув, сбросили бомбы в плавни. А через несколько минут уже 8 бомбардировщиков напали на объект и его защитников, применив звездный налет на малой высоте. Разгорелся жаркий бой. Ведя интенсивный огонь прямой наводкой, зенитчики отважно отражали налет стервятников.
Один самолет был сбит удачным выстрелом орудийного расчета старшего сержанта Г. М. Запары. Остальные, не добившись успеха, скрылись.
Усиленным бомбардировкам подверглась переправа Королино-Бугаз. Ее обороняла 5-я батарея 638-го зенитного артполка под командованием лейтенанта М. Н. Иващенко и младшего политрука Н. К. Лищука. В течение нескольких дней батарея вела упорные бои с фашистскими стервятниками и сбила 5 самолетов.
Со второй половины июля 1941 г. активность авиации противника усилилась. Так, 22 июля бомбардировщики трижды совершали массированные налеты на Одессу большими группами. Совместными усилиями истребителей и зенитной артиллерии налеты успешно отражались. В этот день фашисты потеряли 8 самолетов от огня зенитчиков и 1 самолет сбили истребители.
В первых числах августа противник подошел к Одессе, 5 августа Ставка отдала приказ, в котором указывалось: «Одессу не сдавать и оборонять до последней возможности, привлекая к делу Черноморский флот». Заместитель командующего Одесской военно-морской базой по ПВО и командир 15-й бригады ПВО разработали конкретный план взаимодействия зенитной артиллерии с береговой артиллерией и сухопутными войсками, план оповещения прибывающих в порт кораблей о налете вражеской авиации, о ведении огня военно-морскими судами, находящимися в порту, а также мероприятия по усилению зенитного прикрытия на те дни, когда в порту сосредоточивалось много кораблей. На наиболее ответственных [88] участках обороны была разработана схема рубежей заградительного огня. Большое внимание в плане также уделялось инженерному оборудованию огневых позиций, командных и наблюдательных пунктов.
По мере сужения кольца блокады вокруг Одессы, при каждой попытке фашистских войск прорваться в осажденный город усиливалась активность и вражеской авиации. Особенно ожесточенными были налеты 8 августа. Весь день и всю ночь гитлеровцы бомбили город. Но под огнем зенитчиков они не могли вести прицельного бомбометания и смертоносный груз бросали куда попало. 18 августа противник предпринял решительную попытку прорваться в осажденный город и овладеть им с ходу. Около сотни вражеских бомбардировщиков, поддерживая наступление наземных войск, бомбили город и порт. Но и на этот раз бойцы 15-й бригады, истребители и зенитчики береговой обороны сумели отразить все налеты фашистской авиации.
В критические моменты обороны Одессы воины 15-й бригады ПВО принимали непосредственное участие и в отражении атак наземного противника. Так, 25 августа враг подошел к Болгарским Хуторам и селению Дальник, расположенным на подступах к городу. Создалась непосредственная угроза Одессе. Фронт нуждался в пополнении. В это время на батареях полка образовался перебой с боеприпасами. Решением командования бригады из артиллеристов были созданы стрелковые батальоны и брошены на самые ответственные участки обороны города.
Вечером 4 сентября батальон под командованием капитана К. А. Барсукова, который накануне командовал 2-м дивизионом, занял оборону на юго-восточной окраине Дальника. Артиллеристы, ставшие теперь пехотинцами, энергично готовились к атаке. На рассвете они пошли в наступление и штурмом сломили сопротивление противника. В этом бою проявил отвагу младший лейтенант С. И. Липсман. Увлекая за собой бойцов, он первым ворвался в расположение врага и, хотя был ранен, не покинул поля боя. В штыковую атаку на противника водил бойцов и командиров младший политрук Н. К. Лищук, назначенный комиссаром батальона. В первых рядах наступавших цепей всегда находилась и военфельдшер Виктория Шемяко. В момент атаки вражеских позиций она была ранена.
Подбежавшим к ней на помощь бойцам она промолвила: «Идите, товарищи, бейте подлых гадов, не давайте им ни минуты передышки». Сделав себе перевязку, Виктория Шемяко снова пошла в гущу боя оказывать помощь раненым воинам. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1942 г. за самоотверженность в бою военфельдшер Шемяко была награждена орденом Красного Знамени.
На другом участке батальон (бывший 5-й дивизион) под командованием политрука Г. Ш. Богоудинова с 25 августа дрался против румынского королевского полка. Особенно жарким был бой 31 августа. Не выдержав стремительного натиска зенитчиков, противник в панике бежал несколько километров, бросая оружие и раненых.
Воины 15-й бригады ПВО за время обороны Одессы уничтожили 80 самолетов противника.