Перейти к содержимому


Фотография
- - - - -

Последний рейс т\х "Ленин"


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 2

# NETSLOV

NETSLOV

    «Fortunate Son»


  • OFFLINE
  • Администраторы
  • Активность
    5 663
  • 6 203 сообщений
  • Создал тем: 757
  • 1555 благодарностей

Отправлено 29 октября 2013 - 00:57

 

Изображение

26 июля 1941 года в Черном море после взрыва непонятного происхождения затонул пароход "Ленин", перевозивший беженцев из Одессы. Спасли только тех, кого позволила военная обстановка — мешали немецкие самолеты и катера-охотники. В Ялте, куда доставляли спасенных, насчитали 272 человека. Сколько погибло, неизвестно. По разным данным, более 4 тысяч.

Большинство исторических первоисточников склоняются к версии о том, что советский пароход подорвался на советском же минном поле, не обозначенном на морских картах, имевшихся в распоряжении гражданских моряков. И лишь некоторые историки, изучавшие этот вопрос, выдвигают версию, что пароход вполне могла потопить немецкая или румынская субмарина. Правда, как они сумели проникнуть в плотно заминированную акваторию, тоже загадка.

Только-только начался второй месяц войны, фашисты двигались вглубь территории СССР стремительно, несмотря на непонятное для них ожесточенное сопротивление. Угроза захвата или как минимум окружения Одессы была очевидной. Как тут было не спешить с эвакуацией людей любой ценой? Жертвы трагедии на траверзе крымского мыса Сарыч — лишь микроскопическая капля в океане погибших в той страшной войне. Но все равно, помнить о них мы обязаны.

Основная масса погибших на судне в тот день были одесситами, эвакуируемыми из города, а также призванные на военную службу бойцы маршевых батальонов, направляемых на формирование на Кавказ. До 26 июля "Ленин" с начала войны уже делал несколько рейсов, эвакуируя грузы и людей в порты Кавказа.Старый пароход "Ленин", построенный в Данциге еще в 1909 году, водоизмещением чуть более 2700 тонн, ушел из Одесского порта 24 июля 1941 года, приняв на борт несколько тысяч гражданских лиц и новобранцев. Долгие годы о трагической гибели этого судна в отечественной прессе было не принято вспоминать. Историки отмечают, что информация о погибших была засекречена вплоть до 90-х годов прошлого века. В конце июля 1941 года, когда в списки без вести пропавших заносились целые дивизии, бригады и армии, о гибели мирных жителей на старом пароходе в прессе не сообщалось, в сводках Информбюро тоже.

24 июля было принято на борт 350 тонн цветного металла в слитках (вероятнее всего, это был стратегический запас цветного литья судоремонтного завода). Точная цифра раненых, женщин, детей, а также военнослужащих, недавно призванных и отправляемых в тыл, так и осталась неизвестной — особо никто их и не считал.

Сколько человек проникло на борт по знакомству, скольких взяли знакомые члены экипажа, сколько проникло, воспользовавшись неразберихой, не знает никто. По воспоминаниям боцмана "Ленина", оставшегося в живых, пароход был перегружен так, что пассажиры занимали все подсобные помещения, палубы и даже некоторые трюмы. С начала войны на причалах одесского порта сидели на узлах тысячи людей, ожидавших отправки, посему погрузка велась в срочном порядке, и списка поднявшихся на борт судна вообще не составляли.

Издание "Порты Украины" отмечает, что кто-то очень бдительный, видимо, опасаясь расхищения социалистической собственности в дикой суете погрузки, приказал отобрать у всех спасательные жилеты и спрятать их в отдельном помещении, под огромный амбарный висячий замок. Скажем прямо: конечно, на всех эвакуантов штатного количества жилетов все равно не хватило бы, но все-таки число погибших могло бы быть меньше.

Как признает в своих дневниках адмирал Октябрьский, почти все вопросы по эвакуации самостоятельно решало тогда гражданское руководство пароходства, так как командование флота, отдав (как оно само позже признало) совсем недальновидный приказ о минировании вод Черного моря оборонительными минными заграждениями, и само не вмешивалось в действия гражданских ведомств и морского флота.

Уже к третьей неделе войны стало ясно, что эти мины больше вредили своему прибрежному судоходству и совсем не создавали трудности флоту противника, который в основном в этот период прятался от советской авиации по своим портам и портам нейтральных стран. К тому времени на советских же минах уже погибло два советских транспорта.

Этот рейс "Ленину" предстояло совершать совместно с другим транспортом. Впереди шла "Грузия", затем "Ленин", последним "Ворошилов", на котором работал только правый двигатель и который неоднократно ложился в дрейф из-за поломок в машине, в результате чего приходилось останавливаться всему каравану (конвоем его назвать просто невозможно). В конце концов, "Грузия" ушла вперед, чтобы не останавливаться, "Ленин" несколько раз брал теплоход "Ворошилов" на буксир.

Как выяснилось на суде военного трибунала (а он все-таки состоялся, несмотря на крайне напряженное военное время), три судна, ведомые лоцманом и капитаном "Ленина", шли в сплошной мгле и лишь по интуиции. Чтобы не оказаться на скалах, суда взяли курс чуть подальше в море. На траверзе едва различимого в темноте мыса Сарыч они произвели поворот на последний известный им курс фарватера военных кораблей. И тогда произошла трагедия.

Подорвавшийся пароход "Ленин" затонул столь быстро, что с него шлюпок спустить вообще не успели, а спасением людей первое время занимался лишь небольшой морской охотник МО-025 — единственный боевой корабль, сопровождавший транспорты.

Суд трибунала, где обвинялись военные лоцманы, сопровождавшие суда, по случаю военного времени был скор и суров. Старший на проводке лейтенант И. И. Свистун был приговорен к расстрелу, а младший лейтенант А. И. Штепенко (как оказалось на следствии, он имел начальное образование, был весьма малограмотным судоводителем, вообще не вел навигационной прокладки, а слепо следовал в кильватер головному судну) был приговорен к восьми годам тюремного заключения с отбытием наказания после войны — так часто бывало в те годы.

В 1992 году военный трибунал реабилитировал расстрелянного молодого лоцмана-лейтенанта Свистуна посмертно. Следовали работали по сохранившимся архивным документам. Оказалось, что прибыв на борт, лоцман установил, что почти вся навигационная техника (эхолот, оба лага) на "Ленине" была в неисправном состоянии, а вблизи магнитного компаса во время стоянки в Одессе были установлены два зенитных орудия. При этом девиация компаса так и не была определена.

Несмотря на это, лоцману было приказано следовать дальше. В приговоре военного трибунала от 12 августа 1941 года есть примечательная строка: "… виновен в том, что не настоял перед командованием о наладке оборудования перед рейсом". Но ведь за такое "настояние" лоцман был бы расстрелян не в августе 41-го, а уже в июле, причем, возможно, прямо у пирса, где стоял "Ленин" с неисправным навигационным оборудованием. За невыполнение приказа тогда порой расстреливали прямо на месте!

 





Кто читал эту тему? (Всего : 6) SaMoVar:

Сперва дай людям, потом с них спрашивай.


# NETSLOV

NETSLOV

    «Fortunate Son»

  • Topic Starter

  • OFFLINE
  • Администраторы
  • Активность
    5 663
  • 6 203 сообщений
  • Создал тем: 757
  • 1555 благодарностей

Отправлено 29 октября 2013 - 01:00

Ленин» (27 июля 1941 года)
 
затонул в районе мыса Сарыч на Черном море. Погибли около 900 человек.
 
 
 
В 1909 году для царской России на германской судоверфи в Данциге (ныне Гданьск) был построен пароход «Симбирск». Этот элегантный двухтрубный красавец, предназначенный для перевозки пассажиров и грузов на дальневосточных линиях России, имел длину 94,8 метра, ширину - 12,6 метра, осадку - 5,7 метра. Пароход был вполне комфортабелен по тем временам, имел хорошие каюты и кубрики для размещения 472 пассажиров и два трюма в носовой части, рассчитанные на 400 тонн груза.
 
В годы Советской власти пароход переименовали в «Ленин». В сентябре 1925 года по решению правительства «Ленин» доставил в японский порт Нагасаки груз для пострадавших от землетрясения. В конце 1925 года пароход перевели на Черное море, где он совершал в основном рейсы по крымско-кавказской линии. Даже по сравнению со своими более молодыми собратьями «Ленин» имел приличную скорость - 16,5 узла.
 
Перед самой войной пароход сел на камни под Одессой. В 1941 году судно было модернизировано - вместо двух труб сделали одну, более широкую. В это же время капитаном «Ленина» стал 48-летний Иван Семенович Борисенко. С 1930 года он возглавлял экипажи таких известных судов, как «Чичерин», «Сванетия», «Львов», «Грузия», «Абхазия». За рейсы на пароходе «Зырянин» с грузом помощи для республиканской Испании Борисенко был награжден орденом Ленина.
 
В первый свой военный рейс пароход «Ленин» вышел из Одессы в Мариуполь 12 июля 1941 года с эвакуированными и грузом сахара на борту.
 
22 июля пароход при подходе к Одессе был атакован тремя фашистскими бомбардировщиками, но их отогнал огнем крейсер «Коминтерн». В эти дни немецкая авиация начала регулярные бомбежки города и порта. Появились первые жертвы среди мирного населения. Капитан Борисенко получил приказ от руководства Черноморского морского пароходства срочно принять груз и пассажиров и следовать вновь в Мариуполь.
 
На берегу погрузкой руководил представитель военно-морской комендатуры порта старший лейтенант Романов. Впоследствии на суде он показал, что пропуском на пароход служил посадочный талон, но по одному талону проходили два-три взрослых пассажира. Дети в счет не шли. Много людей приходило с записками от городских и областных руководителей, военной комендатуры города Одессы. Члены экипажа размещали родных и друзей в своих каютах. Многие из них составили печальный список «пропавших без вести».
 
Капитан Борисенко никакого учета принятых пассажиров не вел. В результате вместо 482 пассажиров и 400 тонн груза, согласно официальным данным, пароход «Ленин» только одних пассажиров принял на борт около 4000 человек!
 
Людей было столько, что ими были забиты все салоны, столовые, коридоры, трюмы и палубы, а тут пришел еще приказ принять команду в 1200 человек не обмундированных призывников. А люди все продолжали прибывать... Боцман в очередной раз доложил, что судно перегружено, когда наконец последовала команда: «Отдать швартовы!»
 
С началом войны на Черном море во многих районах выставили оборонительные минные заграждения и ввели особый режим плавания, предусматривавший обязательную лоцманскую проводку. Корабли проходили по специальным фарватерам, которые знал ограниченный круг лиц. Маяки были переведены на «манипулируемый режим» по особому расписанию, как и все береговые навигационные огни, дабы затруднить плавание кораблям противника.
 
Однако единой и четкой службы обеспечения коммуникаций, которой бы подчинялись и капитаны, и лоцманы, на Черном море, по крайней мере, в первые месяцы войны, не было.
 
Пароход «Ленин» отправился в свой последний рейс 24 июля 1941 года. В 22 часа 00 минут он медленно отвалил от причала и вышел в море, возглавив конвой. Конвой состоял из теплохода «Ворошилов», судна «Березина» и двух шаланд, которые плелись в хвосте, все время грозя потерять из виду основной конвой.
 
Наш военно-морской флот на Черном море традиционно имел подавляющее преимущество над кораблями противника даже в количественном отношении, поэтому непонятно, почему Военный совет флота не заботился о проводке судов через «секретные фарватеры», и транспорты стали подрываться на собственных минах!
 
Вице-адмиралу Ф.С. Октябрьскому доложили, что только в течение одного дня подорвались на своих минах в районе Железного мола и мыса Кыз-Аул два судна, а накануне в районе Керчи - транспорт «Кола». Но почему-то флот весь 1941 год напряженно ждал высадки фантастического вражеского десанта на берег Крыма, из-за чего допускал большие тактические просчеты.
 
Лоцман, находившийся на пароходе «Ленин», не имел связи с оперативным дежурным флота, поэтому радиосвязь осуществлялась через военные катера и другие корабли. На переходе морем выяснилось, что у тихоходных шаланд на борту есть свой лоцман, и они могут следовать к месту назначения самостоятельно.
 
Наконец-то «Ленин» и «Ворошилов» могли увеличить скорость и быстро скрылись за горизонтом. Однако на траверзе мыса Лукулл капитан «Ворошилова» доложил, что на теплоходе вышла из строя машина и он не может двигаться самостоятельно. Капитан Борисенко знал, что это результат поспешного и некачественного ремонта, и принял решение отбуксировать «Ворошилов» в Севастополь. Знал он и то, что «Ворошилов» так же перегружен людьми, как и его судно.
 
До Севастополя было рукой подать, но из-за шаланд время было упущено. В условиях войны это была непростительная ошибка, как и ошибочно было составлять конвой из таких разных судов, да еще с плохо отремонтированными машинами.
 
Чудом избежав налетов авиации противника, «Ленин» отбуксировал теплоход в Севастопольскую бухту (Казачью), а сам в сопровождении сторожевого катера пошел на Ялту. Но до Ялты он так и не дошел...
 
Капитан 2-го ранга А.Е. Абаев свидетельствовал: «Лоцманом на пароход «Ленин» для дальнейшей проводки был назначен молодой лейтенант И.И. Свистун, недавний выпускник Ленинградского мореходного училища. Судоводитель из него мог получиться не скоро. Свистун не был готов к лоцманским проводкам в мирное время, а в военное тем более».
 
Ему вторит контр-адмирал А.Р. Азаренко: «Свистун был зачислен в состав лоцманской службы перед самой войной, подготовлен не был, так как не имел практических навыков в вождении судов большого водоизмещения». А ведь «Ленину» предстояло плавание в районе минных полей!
 
Идут третьи сутки, как пароход «Ленин» отошел от одесского причала. Капитан Борисенко мрачен. Заполненный до отказа измученными и уставшими людьми, пароход ждет «добро» на выход в море.
 
К Севастополю подошел теплоход «Грузия», вышедший из Одессы на два дня позже. «На судне людей как сельдей в бочке, - рассказывала пассажирка М.А. Чазова, - на палубах вповалку мобилизованные, которые вместо подушек подкладывали пробковые спасательные пояса под голову. Кто-то усмотрел в этом «непорядок». На третий день все спасательные пояса собрали и заперли под огромный замок, который потом не могли сбить даже топором».
 
Все понимали, что пароход давно был бы в Ялте, но с полдороги его почему-то вернули в Севастополь, и он опять встал на якорь в бухте Казачьей. Моряки посчитали это за плохое предзнаменование. Тягуче и тревожно шло время...
 
Во время томительного ожидания происходит обмен пассажирами. С комфортабельного «Ленина» принудительно отправляют одну семью на «Ворошилов», а с «Ворошилова» другую семью - добровольно на «Ленин». Пассажир парохода «Ворошилов» вспоминал: «На теплоходе оказалась высокопоставленная семья, которая потребовала перевести ее на комфортабельный пассажирский «Ленин». Дело в том, что на «Ворошилове» все жили в грузовых трюмах, где были оборудованы нары. Были спущены шлюпки, и вскоре обмен состоялся. После трагедии на утро капитан «Ворошилова» А. Шанцберг сказал прибывшей семье: «Видите, как обернулась судьба, а вы вчера так возмущались...»
 
Наконец вечером 27 июля в 19 часов 15 минут получили радиограмму: «Транспортам сняться и следовать в Ялту». «Ленин» и «Ворошилов» в сопровождении сторожевого катера СКА-026 вышли в море, но конвой был жестко ограничен в скорости передвижения: «Ворошилов» не мог дать больше 5 узлов!
 
Уже на следствии второй помощник капитана Г.А. Бендерский скажет: «Караван был составлен абсолютно неправильно. Такой подбор судов я считаю преступным!» Но все молчали. Молчал капитан, молчали его помощники...
 
Наконец, нельзя не сказать о еще одной непростительной оплошности капитана Борисенко. Как потом было выяснено, в Одессе для отражения налетов противника на носу и корме было установлено два зенитных орудия. Это, как говорят моряки, «дополнительный металл» - следовательно, необходимо было «устранить девиацию», дабы сделать более точными показания компаса. Кроме того, в трюмы также был загружен металл в качестве необходимого груза (450 тонн), подлежащего перевозке в Мариуполь.
 
И наконец, последнее, также немаловажное: на пароходе «Ленин» почему-то отсутствовал эхолот для замера глубины, а лаг для вычисления скорости судна был не выверен!
 
Итак, целый ряд упущений, ошибки плюс преступная халатность перед тем, как на перегруженном людьми судне выйти в ночной рейс, по узкому фарватеру в окружении минных полей. При этом для охраны «Ленина», «Ворошилова» и «Грузии», на которых находились около 10 тысяч человек, был выделен лишь один сторожевой катер СКА-026. Причина этого - несогласованность действий гражданского и военного руководства на Черном море.
 
Южная ночь наступает быстро. Кромешная тьма окутала «Ленин», «Грузию», «Ворошилов» и сторожевой катер, следовавшие в кильватер друг другу. Слева берег только угадывался, не видно было ни одного огонька (светомаскировка). Капитан Борисенко, молодой лоцман Свистун и вахтенный рулевой Киселев всматривались в темноту.
 
Лоцман Свистун нервничал. По мере следования, с берега «манипуляторная служба» по указанию оперативного дежурного должна была на короткое время зажигать условные огни. Но огней не было видно, и не было возможности по пеленгу уточнить курс.
 
Дул северный ветер, заставляя суда дрейфовать. Ему помогало течение за мысом Фиолент.
 
Нервничал и капитан Борисенко. В Севастополе не было никакого инструктажа должностных лиц конвоя, не было письменного предписания, не был назначен даже старший конвоя, не были уточнены особенности плавания в этом районе и вопросы обеспечения безопасности. Кругом неразбериха. Никакого «флотского порядка»!..
 
Приглушенно работали машины, заставляя корпус парохода слегка вибрировать. Скорость хода - минимальная.
 
В 23 часа 33 минуты сильный взрыв заставил содрогнуться весь пароход «Ленин». Взрыв произошел между трюмами №1 и №2 с правого борта, после чего пароход стал оседать носом при возникшем крене на правый борт. Раздались крики: «Тонем!» Капитан Борисенко дал команду: «Лево руля!» и затем: «Полный вперед!» - в надежде поближе подойти к крымскому берегу.
 
Очевидец Колодяжная рассказывала: «В момент взрыва я спала в каюте... Проснувшись, я спустилась на вторую палубу, судно стремительно валилось на правый борт. Навстречу мне с главной палубы бежали пассажиры с криками. В этот момент крен судна был примерно 15-20 градусов. Я поняла, что шлюпки спустить не удастся, и побежала к себе в каюту. Взяла нагрудник (спасательный пояс), портфель с деньгами, схватила за руки мать и стала выходить. В коридоре было много воды.
 
Крен судна увеличивался. Меня мать тащила к правому борту, а я ее к левому. В это время на меня кто-то упал, я упустила руку матери...
 
Меня что-то потянуло. Я очутилась в море и увидела, что на меня валится труба. Я отплыла в сторону и все время наблюдала, как тонул пароход. Я видела, как корма парохода поднялась, винты продолжали работать. Потом он стал вертикально и быстро пошел под воду. Наступила удивительная тишина, и затем раздались крики ужаса, оказавшихся в воде. Я стала плыть к берегу... Продержалась на воде часа три, потом меня подняли на борт «Грузии».
 
Пароход «Ленин» погрузился в воды моря за 7-10 минут. Шедшая в кильватере «Грузия» приблизилась к месту гибели. Капитан дал команду по трансляции: «Спустить шлюпки на воду!» Не разобрав, в чем дело, люди в панике бросились к шлюпкам. Команда веслами и кулаками пыталась отбиться. «Шлюпки спускают для оказания помощи пассажирам «Ленина», - хрипела трансляция, но это мало помогало. Было упущено много драгоценного времени. Шлюпки спустить не успели.
 
Конечно, многие члены экипажа парохода «Ленин» вели себя самоотверженно, спасая жизни людей, но быстро затонувшее судно увлекло их на дно. Капитан Борисенко, трое его помощников и лоцман покинули судно последними. Успели спустить на воду лишь две спасательные шлюпки. «Грузии», «Ворошилову» и подоспевшим катерам удалось спасти в кипевшем от людских голов море лишь около 600 человек. В основном это были те, кому достались пробковые пояса, спасательные круги и кто был в шлюпках. Те, кто не умели плавать, тонули мгновенно. Многих увлекла в пучину намокшая одежда...
 
Точной цифры погибших нет по той простой причине, что не было сведений о числе людей, находившихся на борту. Разумеется, капитан обязан знать эту цифру, но он не знал ее.
 
По регистру СССР пассажировместимость парохода «Ленин» была 472 места. В действительности было принято в три раза больше людей, то есть свыше 1300. Если к этому добавить 1200 человек мобилизованных, которые размещались на верхней палубе, и учесть людей, которые были в других помещениях парохода, то число в 3000 человек, находившихся на пароходе в момент взрыва, станет реальным.
 
Спасение людей на пароходе «Ленин» производилось по принципу «спасайся, кто может». Находившиеся в помещениях в большинстве своем там и остались.
 
Получив доклад о взрыве парохода, оперативный дежурный приказал всем обеспечивающим службам действовать, для спасения людей выслал из Балаклавы торпедные катера в район взрыва и доложил командующему флотом. В дневнике адмирала Октябрьского появляется запись: «23 июля. В 00.25 оперативный дежурный штаба флота доложил, что получено донесение о гибели пассажирского ПХ «Ленин», шедшего из Одессы на Кавказ и в 23.00 27.07 затонувшего в районе мыса Сарыч. Что за причина гибели ПХ, сколько погибло людей - уточняют. На ПХ был наш военный лоцман, в конвое один катер МО-4».
 
«29 июля. Принял у себя на БФКП капитана ПХ «Ленин» тов. Борисенко и нашего военного лоцмана тов. Свистуна. Оба остались живы после той ужасной катастрофы. Очень много погибло женщин, стариков, детей. А сколько? Капитан не знал, сколько на борту у него было людей. Это непостижимо, но это так. Будут уточнять в Одессе».
 
«31 июля. Наконец кое-что уточнили в связи с походом из Одессы на Кавказ ПХ «Ленин». Все шло по линии гражданской и Морфлота. ПХ «Ленин» взял на борт около (точно никто не знает) 1250 пассажиров и 350 тонн груза (цветные металлы в слитках). На борт прибыл наш военно-морской лоцман тов. Свистун, и ПХ «Ленин» вышел из Одессы. По всем дачным, ориентировочно погибло до 900 человек...»
 
В Москву пошли уменьшенные данные - призывников 700 человек, эвакуированных - 458, погибли - 650. Автор книги «Советский морской транспорт в Великой Отечественной войне» Б. Вайнер утверждает, что было спасено 500 человек: 200 спас «Ворошилов», а «Грузия» и сторожевые катера - 300.
 
Обратимся к другим источникам. Л. Болгаров считает: «Всего было спасено 272 человека. Эта цифра, можно сказать, достоверна, так как сразу же по прибытии в Ялту «Грузии» и «Ворошилова» была проведена проверка спасшихся. Им была оказана помощь. Мне, к примеру, выдали полотняные брюки, черную сатиновую косоворотку и парусиновые туфли коричневого цвета. Для получения подобной помощи были составлены списки спасенных. Из числа команды спаслась половина». Капитан Борисенко на следствии назвал число погибших членов экипажа - 43 человека из 92.
 
Почему произошел взрыв? Из-за плавающей мины или торпеды? Вахтенный помощник Бендерский говорил: «Убежден, что взрыв - от стоячей мины. Я наблюдал внимательно за горизонтом и ничего подозрительного -- следов торпеды или подводной лодки - не было».
 
А вахтенный радист И. Назаретий на допросе заявил: «27 июля около 23 часов 45 минут или 23 часов 46 минут я находился в радиорубке, и в этот момент с правого борта, у носа корабля произошел взрыв, которому предшествовал сильный металлический удар. От него судно сильно содрогнулось, и через 1-2 секунды произошел взрыв, вся верхняя палуба была окутана белым дымом... Когда мы были в порту Ялта на теплоходе «Ворошилов» в кают-компании вместе со старшим радистом Ткачуком, к нам обратился какой-то пассажир с этого судна, который сообщил, что в числе спасенных с парохода «Ленин», находящихся на «Ворошилове», есть два пассажира, которые в момент взрыва находились у правого борта и до взрыва видели белую светящуюся струю в море, приближавшуюся к пароходу «Ленин».
 
Об этом на допросе говорил машинист 1-го класса П. Попов, находившийся в машинном отделении и слышавший сильный удар в правый борт до взрыва. Следователей это показание не заинтересовало. Но почему?
 
28 июля ровно в 10 часов наши СКА атаковали обнаруженную в районе Севастопольской базы подводную лодку и потопили ее. 2 июля Военный совет Черноморского флота доложил наркому ВМФ: «Было точно установлено, что на черноморском театре в наших ВМБ действовали 11-12 немецких подводных лодок...»
 
Карл Дениц, командовавший в 1936-1943 годах подводным флотом фашистской Германии, утверждал, что подводные лодки начали перебрасываться с Северного и Балтийского морей по Эльбе до Дрездена, затем по автостраде до Регенсбурга и потом вниз по Дунаю на Черное море лишь весной 1942 года. Если это так, то работа разведки Черноморского флота была не на высоте, и запись в дневнике вице-адмирала Октябрьского от 29 июля, что Босфор прошло большое количество ПЛ - вошли в Черное море, сделанная по докладу разведотдела, недостоверна.
 
Однако в Черном море были румынские подводные лодки, была и торпедоносная авиация. Капитан 1-го ранга в отставке И. Поляк писал, что некоторые лоцманы утверждали, что в трофейных документах был обнаружен доклад фашистского командира подводной лодки о торпедировании парохода «Ленин», но документальных подтверждений найти не удалось. Исключить версию торпедирования можно было только после осмотра корпуса парохода.
 
Спасенных пассажиров разместили в санатории «Большевик», где им была оказана помощь. Спасшиеся члены экипажа интенсивно допрашивались сотрудниками НКВД Крымской области и Особого отдела Черноморского флота.
 
30 июля было возбуждено уголовное дело по обвинению военных лоцманов лейтенанта Ивана Ивановича Свистуна, 1909 года рождения, и старшего лейтенанта Ивана Авраамовича Штепенко, 1895 года рождения. 11 и 12 августа состоялось закрытое заседание Военного трибунала Черноморского флота в составе председательствующего бригвоенюриста Лебедева, членов бригвоенюриста Бондаря и военюриста юриста 3-го ранга Фридмана. Трибунал заседал 7 часов и, не добившись признания обвиняемых в вине, не доказав вины лоцманов, не назначив технической экспертизы и не сделав частного определения в адрес основных виновников катастрофы, 12 августа приговорил лишить И. Свистуна воинского звания лейтенанта на основании статьи 193-17 «б» и подвергнуть высшей мере наказания - расстрелу. Приговор был окончательный и обжалованию не подлежал. И. Штепенко был приговорен к 8 годам тюремного заключения с отбытием наказания после войны.
 
Напрасно Иван Свистун доказывал суду (и это подтвердили свидетели), что «манипулируемый режим» бездействовал, что лоцманская проводка не была обеспечена, что маяк на мысе Сарыч зажегся лишь после того, как «Ленин» подорвался и стал тонуть. Суд не принял во внимание его показания.
 
Когда материалы о гибели парохода «Ленин» были рассекречены, офицеры и моряки Севастопольского Военно-научного общества потребовали дополнительного расследования всех обстоятельств. 18 августа 1992 года Военный трибунал Черноморского флота под председательством полковника юстиции А.Д. Ананьева, с участием помощника прокурора флота подполковника С.Г. Мардашина рассмотрел в судебном заседании уголовное дело по протесту в порядке надзора и определил: «Приговор Военного трибунала Черноморского флота от 12 августа 1941 года в отношении И.И. Свистуна отменить, а делопроизводство прекратить за отсутствием в его действиях состава преступления».

Сперва дай людям, потом с них спрашивай.


# NETSLOV

NETSLOV

    «Fortunate Son»

  • Topic Starter

  • OFFLINE
  • Администраторы
  • Активность
    5 663
  • 6 203 сообщений
  • Создал тем: 757
  • 1555 благодарностей

Отправлено 29 октября 2013 - 01:02

Пароход «Ленин». Новые подробности гибели
 

70 лет назад, 27 июля 1941 года, обороняющуюся Одессу всколыхнули страшные слухи — тысячи одесситов, вчера еще считавшихся счастливчиками, доставшими посадочный талон на пароход «Ленин» — самый комфортабельный пароход пароходства, вдруг стали считать «пропавшими без вести». Шла война, никаких официальных сообщений не было. Были только слухи. А за распространение панических слухов по законам военного времени можно было получить пулю от патруля в ближайшей подворотне — без суда и следствия. Люди оставались в неведении и ждали... Как свидетельствуют очевидцы, после первых слухов о гибели парохода «Ленин», число желающих эвакуироваться из Одессы резко упало. Тем более, что уже в августе в порт стали прибывать корабли Черноморского флота, транспорты с пополнением и снарядами. Фронт под Одессой стабилизировался, и одесситы восприняли это так, что город с ходу противнику не сдадут, предстоит длительная оборона. Вскоре после ухода войск Одесского оборонительного района из Одессы (с 15 на 16 октября 1941 года) и ее оккупации, спустя некоторое время в городе появились первые свидетели катастрофы на пароходе «Ленин». Дело в том, что после боев в районе Мариуполя, многие мобилизованные, спасшиеся с парохода «Ленин», попали в немецкий плен и были отпущены (!) как призванные на территории союзного государства — Румынии. Напомним, что Гитлер и Антонеску заранее договорились о передаче части Одесской области и города Одессы в состав боярской Румынии. Вернувшиеся принесли с собой ужасную правду — вместе с пароходом утонули почти все женщины и дети. Среди спасшихся, в основном, сильные и умеющие хорошо плавать мужчины — из мобилизованных и членов экипажа, профессиональных моряков. Слухи подкрепляли злорадные сообщения в газетах, описывавшие подробности коварства большевиков, бросивших на собственные мины своих граждан и пароход с «великим именем вождя». С первых же дней после освобождения города, в апреле 1944 года, уцелевшие после оккупации родственники «ушедших в вечность» на пароходе «Ленин» начали направлять в различные советские инстанции запросы о судьбе его пассажиров. Власти продолжали молчать. Ответов на запросы о гражданских лицах, как правило, вообще не приходило. На запросы в военкоматы о судьбах военнослужащих, призванных в 1941 году и погибших на пароходе, направляли «обтекаемые» официальные ответы — «пропал без вести в 1944 году». При этом проблемы с получением пенсии нетрудоспособным родственникам «за потерю кормильца» решались без каких-либо дальнейших объяснений. Родственники продолжали искать, запрашивать, но в ответ следовали лишь стандартные отписки. И только после 2000 года статьи в средствах массовой информации (газеты «Моряк», «Вечерняя Одесса», «Ор Самеах» и др.), а также личные поиски авторов данной статьи в архивах, частных коллекциях и т. д. вызвал поток писем и телефонных звонков, позволяющих установить многие подробности последнего рейса парохода «Ленин». Гибель парохода «Ленин» — одна из самых крупномасштабных морских катастроф XX века (с этой трагедией может сравниться разве что гибель санитарного судна «Армения» в ноябре 1941 года). Тогда, в 1941 году, по горячим следам быстро нашли «крайнего». Им оказался молоденький лоцман И.И. Свистун, который по решению военного трибунала был тут же расстрелян (в середине 80-х годов — реабилитирован). Таким образом, умолчали о фактических виновниках трагедии — командовании Черноморского флота и др. К настоящему времени удалось установить около тысячи фамилий и прочие данные о погибших и спасенных (из около 5000 погибших на пароходе «Ленин») граждан Одессы и Одесской области. Поиски продолжаются. Ниже приведены уникальные дневниковые записи одного из спасшихся на пароходе «Ленин».

Из ранее не публиковавшейся дневниковой записи одного из спасшихся после гибели «Ленина» — Дмитрия Щекина, одессита, погибшего в мае 1944 года «Ленин», погрузив на себя 4700 человек, из них 3000 эвакуированных, остальные мобилизованные, взял курс на Мариуполь. 24 июля в 8 часов вечера шли в абсолютной темноте, в сопровождении эсминцев. Людей было очень много, мест не было, хотя все трюмы были оборудованы для перевозки людей. Я устроился на палубе, как и большинство нас мобилизованных, с удобствами плыли эвакуированные, почти все евреи. Плыли медленно, отстаиваясь в берегах. Последняя стоянка была в Севастополе. Из Севастополя отошли вечером 27-го и, подходя к Балаклаве, примерно в том месте, где когда-то погибла английская эскадра и «Черный принц», и произошла катастрофа. Погода была бурная, ветер носил огромные волны. Я прилег с двумя товарищами на правом борту у машинного отделения, где было теплее. В 11.40 вдруг раздался по правому борту между носом и машинным отделением, страшный взрыв, корабль подбросило... Мы все были оглушены, столб воды, подброшенный взрывом высоко вверх, обрушился на нас. Я бросился с товарищами бежать к корме. Нос парохода стал быстро погружаться в воду, теперь задралась вверх корма, и огромный теплоход стал быстро тонуть, кренясь на правый борт. Пока я добежал до кормы, вся палуба набилась обезумевшими от ужаса людьми, вопли женщин и детей раздирали душу. В безумии люди хватались друг за друга и дрались между собой. Все видели неминуемую гибель. Борта с перилами были затянуты до верху брезентом, так что нельзя было даже и выпрыгнуть с парохода. Да и прыгать было не с чем, спасательные пояса, как нарочно, предварительно были у пассажиров отобраны. Я быстро добежал до кормы, влез в спасательную лодку, но спустить ее не мог. Там было 2 пояса, я их сбросил товарищам, выскочил из лодки, быстро стал раздеваться. Машины на пароходе страшно ревели. Винт со страшным воем крошил тела бросившихся в воду, и кровь летела вокруг, обдавая нас мелкими брызгами. На одной ноге туфель не снимался. В кальсонах, майке и одном туфле я бросился с 10-метровой высоты в воду за левый борт, падая, я защищал живот и лицо руками. Наконец вынырнул и хватил воздуху. Сейчас же налетела волна, и я снова погрузился под воду, вынырнул, и опять волна, напился воды, стал держаться на поверхности. Здесь раздался взрыв котлов, и в воздух полетели обломки мачт, доски и разные предметы. Вся поверхность воды покрылась нефтью и наступила мертвая тишина — громадина погрузилась в воду. Я стал отплывать, опасаясь барахтавшихся вокруг людей. Вдруг кто- то хватил меня за подбородок, чья-то рука скользнула по груди и поцарапала мне живот, а вторая уже цеплялась за плечо. Я страшно испугался.Подверну- лось какое-то бревно, вцепился за него, но в него вцепились еще несколько человек, и я его оставил, надеясь больше на себя, чем на такое соседство. Тут плыл большой белый ящик, высоко выступив над поверхностью воды. Я уцепился за ящик, но он погружался одним краем и, вращаясь, не давал мне точки опоры. Слышу, стонет кто-то, тяжело дыша. Узнал. Это Костя-рубальщик. Я окликнул его, позвал к себе на ящик для баланса. Костя, обессиленный, не смог даже подплыть ко мне. Я подтолкнул к нему ящик, и мы так пристроились, что могли вздохнуть свободно. Осмотрелись. Кругом за разные предметы цеплялись люди. И предметов плавало очень много, тут же плавали и убитые, которые не погружаются в воду, а плывут на поверхности. Плыли группами, держась за скамьи, плыли, взобравшись на киль опрокинувшихся шлюпок. Вот плывут, держась за скамью, разговаривают, советуются, куда им плыть, шесть человек. Вдруг ударила волна, и разговор прекратился — волна всех смыла, все 6 погибли. И среди этого хаоса одинокий назойливый крик: «Дядечку! Тіточку! Спаси-ите! Дядечку! Та чего же ви мене не спасаете! Я же потопаю! Та я ж погиб!». Мы с Костей и ругали его, и смеялись над ним. Наконец взяли его к нам на ящик, который высоко сидел над водой для осадки. Перебрался к нам Хохолок и, согнувшись на ящике, стал выколачивать зубами дробь. Вскоре к ящику присоединилось еще 4 человека, но он отлично держал всех 7 человек. Так мы барахтались 3 часа. Подошла шлюпка. Но, увидев, что нас много, не взяла, она уже была груженая. Надежда сменилась отчаянием. Но вот через минут 20 пришла новая и стала нас подбирать. Мы так обессилили, что не могли ничем помочь тянувшим нас на шлюпку...Нас всех бросили на дно шлюпки, где мы, дрожа от холода, скрючились один на другом. На теплоходе «Грузия» мы в мазуте, как черти, полуголые были посажены в каюту. Врачи осмотрели всех, и получившие серьезные ранения были отобраны, из которых 17 человек умерло. Всем была оказана врачебная помощь. Всем дали по стакану спирта и закурить. Спасательные работы проводились с теплоходов «Грузия», «Ворошилов», катеров военных. Некоторые были подобраны рыбаками. Среди спасенных было шесть женщин. Приехали в Ялту. Нас не хотели выгружать, а хотели везти дальше по маршруту пароходом. Но мы все подняли страшный гвалт, и некоторые даже бросались вплавь к берегу. Это возымело должное давление на капитана, и нас выгрузили в Ялте. Мы были все в том же наряде и в мазуте. А все население Ялты на берегу нас рассматривало, как зверей!..


Сперва дай людям, потом с них спрашивай.





Добро пожаловать на www.73.odessa.ua!

Зарегистрируйтесь пожалуйста для того,
что бы вы могли оставлять сообщения и
просматривать полноценно наш форум.