ГУБЕРНИЯ ТРАНСНИСТРИЯ В 1941–1944 гг.
© Катарага С.И., 2007
Досліджено питання військової співпраці східних європейців з Третім Райхом
протягом Другої світової війни. Закладено нове підґрунтя у дискусію навколо проблеми
східноєвропейських військових формувань у збройних силах Німеччини й
проаналізовано коротку історію подібних іноземних формацій при збройних силах
інших країн упродовж того самого періоду. Зроблено важливий внесок у розуміння цієї
складної наукової проблеми.
The article raises a question of the military collaboration of the Eastern Europeans with
the Third Reich during World War II. This publication break new ground in the discussion of
problem of Eastern-European military formations in Germany’s Armed Forces by presenting
analysis of a short history of similar foreign formations by Armed Forces of other countries at
the same period. This article makes a significant contribution to understanding of this difficult
scientific problem.
Вторая мировая война как исторический феномен изучена во многих аспектах, но даже
сейчас, после более как 60-ти лет, как она закончилась, осталось очень много событий, которые
требуют более внимательного изучения. Одним моментом того периода, которому историки
практически не уделяли внимания, является формирование губернии Транснистрия и ее управление
Королевством Румыния в течении 1941–1944 годов. 151
Сама губерния находилась под администрацией Румынии, но фактически была автономной в
принятии всех решений. Созданию такого положения вещей предшествовали события 1939–1941 гг.:
– 23 августа 1939 г. в Москве подписан пакт Молотова – Рибентропа, согласно которому
СССР получает среди прочих территорий и контроль над Бессарабией, Южной Буковиной и
Херцой, которые находились в составе Румынии [1];
– 26 июня 1940 г. СССР в ультимативной форме требует от Румынии решения территори-
альных споров [2];
– 28 июня 1940 г. СССР повторяет свои требования, с которыми Румыния была вынуждена
согласиться. В этот день начался отвод румынской армии и администрации из спорных территорий
[3];
– 15 июля 1940 г. Адольф Гитлер требует также в ультимативной форме, чтобы король
Румынии, Кароль II, согласился с передачей Трансильвании в пользу Венгрии [4];
– 30 августа 1940 г. Румыния под давлением Германии подписывает “Венский диктат”,
согласно которому Трансильвания переходит под юрисдикцию Венгрии [5, с. 30–31];
– 7 сентября 1940 г. Румыния была вынуждена согласиться с потерей Южной Добруджи в
пользу Болгарии [6, с. 33–34].
В течение двух месяцев 1940 года Румыния потеряла огромные территории – около одной
трети, населённые приблизительно 8 миллионами людей. Оставшись перед выбором пойти на
сближение с Советским Союзом или с Германией, для сохранения остатков государства, Румыния
выбрала “наименьшее зло”, а именно Германию. В результате интенсивных переговоров, 14
октября 1940 г. в Бухарест прибывает специальный военный представитель Германии Ерик Хансен
и уже 15 ноября в Румынию входит одна моторизованная дивизия и военно-воздушный корпус для
защиты нефтяных скважин в долине Прахова, которые являлись жизненно важными для немецкой
армии и для ведения войныв дальнейшем [6, с. 18–19].
22 июня начинается советско-германская война. Румыния объяснила свою позицию в вопросе
вступления в войну в союзе с Германией против СССР тем, что она должна вернуть оккупиро-
ванные Советским Союзом в 1940 году территории Бессарабии, Буковины и Херцы. Уже 26 июля
немецко-румынские войска вышли к реке Днестр, но по просьбе Гитлера от 27 июля 1941 г.,
премьер-министр Румынии Ион Антонеску принимает решение о дальнейшем наступлении
румынских войск за рекой Днестр, которая являлась границей между СССР и Королевством
Румыния до 28 июня 1940 г. [6, с. 48]. Взамен этого Гитлер обещал вернуть Трансильванию.
4 сентября 1941 г. спецпредставитель румынского правительства Брутус Косте во время
встречи с государственным секретарем США Корделом Хэллом заявляет последнему, что
румынская армия продолжит военные действия против Советского Союза только до реки Буг [3,
s. 138]. Брутус Косте заверил, что Румыния не хочет и не выдвигает никаких территориальных
притязаний, кроме как возвращение Трансильвании, рассказав об обещании Гитлера.
В связи с дальнейшим наступлением румынских войск за Днестром 19 августа 1941 г. Ион
Антонеску подписал Декрет № 1 о создании гражданской администрации Транснистрии [7]. Этот
первый декрет, который касался вопросов, связанных с администрацией новых территорий, и
предусматривал следующее: 1. Территория между Днестром и Южным Бугом, за исключением
Одесской области (там еще шли бои за Одессу), переходит под администрацию Румынии. 2.
Губернатором этой губернии назначается Георге Алексиану, который подчиняется и несет
ответственность только перед Антонеску.
Декретом № 4 от 17 октября 1941 г., подписанным И. Антонеску, предусматривалось:
1. Город Одесса становится столицей губернии Транснистрии.
2. Устанавливаются новые правила управления в Одессе [8, s. 58].
Согласно данным из работы румынского автора Николае Попп, изданной в 1943 г., на
территории между Днестром и Южным Бугом во время румынской администрации проживало
около 2 200 000 человек.
Согласно воспоминаниям губернатора Г. Алексиану, а также статистическим данным того
периода, в этой губернии до взятия под румынский контроль, было уничтожено около 80 % 152
предприятий, учреждений гражданской администрации, школ, больниц, радиостанций, банков,
музеев, театров и т. д. Большинство из них было уничтожено советскими войсками во время
отступления. Ситуация усугубилась дальнейшим грабежом со стороны немецких и румынских
войск во время наступления через этот регион. С другой стороны, местное население грабило,
уносило домой все то, что не было эвакуировано, уничтожено или конфисковано воюющими
сторонами [8, s. 63].
В связи с критической ситуацией, первым Указом местной гражданской администрации от 28
августа 1941 предусматривалось возвращение в 15-дневный срок всех украденных предметов,
имущества, оборудования. Местные административные органы должны были вести работу по
инвентаризации, оцениванию, консервации и хранении данного имущества [8, s. 67].
Указом № 2 местной гражданской администрации, подписанным также 28 августа 1941 г.,
предусматривалось возобновление работы в бывших колхозах и совхозах. Все ремесленники
должны были в 5-дневный срок пройти регистрацию и после получения документов также
возобновить работу [8, s. 68].
Только в 1943 г. Ион Антонеску подписывает запоздалый Декрет № 9 от 15 июня, согласно
которому проводится аграрная реформа, крестьяне получили право на имущество земли, горожане –
жилье. Этот же декрет давал право на участие рабочих и администрации в перепроизводстве [8,
s. 114].
Указом № 3 от 29 августа вводится новая обменная валюта – Reichskreditkassenschein
(R.K.K.S.), а Указом № 24 от 21 ноября 1941 г. выводится полностью из обращения советский
рубль. Был фиксирован курс рубля: 10 рублей = 1 R.K.K.S [8, s. 69].
Указом № 6 от 7 сентября 1941 г. предусматривалось возобновление обучения в школах на
территории Транснистрии, начиная с 1 октября 1941 г. Учительский корпус должен быть создан из
бывших учителей, а оплата работы будет произведена из фондов местных органов власти в том же
размере, как и в советское время. Органы местной власти должны срочно произвести
инвентаризацию, очистку и ремонт всех школ, а также произвести подготовку школ к зимнему
отопительному сезону, организовав доставку необходимого количества дров и угля. Всю
подготовку необходимо было завершить 28 сентября 1941 г. Интересно, что этим же декретом
предусматривалось: “Примары вместе с директорами школ откроют школьные столовые, чтобы
детям давался хлеб, чай, молоко, мед, мармелад” [8, s. 71].
Это лишь только очень малая часть документов, касающихся новой администрации на
территории губернии Транснистрия в 1941 – 1944 гг.
Согласно документам того периода, можно сделать вывод в пользу того, что Румыния
рассматривала оккупацию Транснистрии как временную. Среди них можно назвать:
1. Письмо Адольфа Гитлера от 14 августа 1941 г., адресованное И. Антонеску [9].
2. Письмо И. Антонеску от 17 августа 1941 г., адресованное А. Гитлеру [10].
3. Письмо Военного Представительства Германии в Румынии от 24 августа 1941 г., адресо-
ванное Главному Военному Штабу Румынии.
4. Германо-румынское Соглашение о безопасности, администрации и экономической эксплу-
атации территорий между Днестром и Бугом (Транснистрия) и Бугом и Днепром (область Буг –
Днепр), подписанное в Тигине 30 августа 1941 г. [8, s. 85 – 87].
5. Стенограммы заседаний Совета Министров Румынии от 20 августа 1941г., от 12 ноября
1941 г., от 23 января 1941 г., от 27 марта 1942 г.
В своём письме от 14 августа 1941 г. Гитлер называет главные цели действий на севере
Черного моря – недопущение создания новой линии обороны за Днепром и взятие Крыма, откуда
советская авиация может атаковать нефтедобывающие районы в Румынии. Излагая цели
дальнейших военных действий, канцлер Германии предлагает Антонеску: “… взятие под контроль,
после выхода к нижнему Днепру, основных ваших сил, безопасности территорий между Днестром
иДнепром”.
В ответном письме Антонеску от 17 августа 1941 г., премьер-министр Румынии, после того,
как выложил свое согласие с целями военных действий за Днепром, согласился с Гитлером об153
взятии ответственности “… охраны порядка и безопасности территории между Днестром и
Днепром. Остается лишь ограничить эту территорию на севере”. Далее Антонеску пишет, что он
“… в состоянии, изза неимения ресурсов и подготовленных органов, взять на себя ответственность
администрации и экономической эксплуатации только на территории между Днестром и Бугом …”,
“В заключение, прошу Ваше Превосходительство, дать точные инструкции, которые установят
права и ответственности администрации и экономической эксплуатации между Днестром и Бугом,
а также охраны безопасности и порядка на всей территории между Днестром иДнепром…”.
В письме Военного Представительства Германии от 24 августа 1941 г. немецкая сторона
информировала Главный Военный Штаб Румынии о получении Гитлером письма от 17 августа, и
что канцлер согласен с предложениями Антонеску.
На основе этих писем, а также переговоров между немецкой стороной во главе с бригадным
генералом Хауфе и румынской стороной во главе с бригадным генералом Мазарини, 30 августа
1941 г. в Тигине было подписано соглашение, которое предусматривало для подписывающих
сторон: “… Являются ответственными:
а) в Транснистрии – Румыния над безопасностью, администрацией и экономической
эксплуатацией, почтой и коммуникациями…;
б) в территории Буг – Днепр – Германия над администрацией и экономической
эксплуатацией; Румыния над безопасностью.»
Согласно статье 8-й данного соглашения: “Линия закрытия границы. Остается по Днестру.
Закрытие границы между Транснистрией и областью Буг – Днепр находится в ведении Группы
АрмийЮг”.
Следует отметить, что румынская армия обеспечивала военную охрану области Буг – Днепр
только до момента создания немецкой армией Reichkomissariat Ukraina.
Также, согласно Соглашению от 30 августа 1941 г., в Транснистрии допускалось нахождение
немецких войск у железнодорожных узлов и военных складов. В Очакове и Одессе создаются
военно-морские немецкие базы, а в Голте и Одессе – авиационные базы. Все немецкие войска в
Транснистрии подчиняются Военному Представительству Германии в Бухаресте, что приводило ко
многим конфликтным ситуациям с румынской гражданской администрацией и в особенности
абсолютно бесконтрольные нечеловеческие действия Einsatzgruppen.
С политической точки зрения в Румынии никто и никогда не рассматривали вопрос об
аннексии Транснистрии к этому государству. Транснистрию всегда рассматривали как временно
оккупированную территорию.
Во время заседания кабинета министров Румынии от 20 августа 1941 г., на второй день после
подписания Декрета № 1 от 19 августа 1941 г. (“О создании Гражданской администрации
Транснистрии”), было сказано: “Румыния не делает никаких заявлений об аннексии. … Данная
оккупация имеет только политический залог” [7, s. 111].
В стенограмме заседания того же кабинета министров от 12 ноября 1941 г. подчеркивалось:
“Транснистрия должна жить сама собою, потому что в стране у нас нет необходимых резервов для
ее обеспечивания ни с точки зрения аграрного, ни промышленно, ни коммерческого. … Роль армии
сводится к охране и безопасности.
Роль г-а Алексиану, есть роль политическая, экономическая и административная. Значит, в
политике, экономике и администрации армия не имеет ни одного слова” [7, s. 112].
Согласно решениям кабинета министров Румынии, губернатор Алексиану никогда не был
членом правительства в Бухаресте. В составе правительства Румынии существовал узкий кабинет
для Транснистрии, в который входили маршал Антонеску, генерал Василиу, генерал Добре, генерал
Попеску.
Из всех стенограмм, в которых затрагивался вопрос Транснистриии, выходит что эта
губерния была оккупированной временно, полностью отделенной от Румынского Королевства, с
собственными границами, пропускными пунктами и таможнями.
Большой интерес представляет и заявление министра иностранных дел Румынии Михая
Антонеску во время заседания кабинета министров от 23 января 1942 г.: “В том что касается154
Транснистрия, не можем сделать ни одной обязанности, поскольку в моих дипломатических
действиях, в связи с юридическим режимом этой территории, даже в отношениях с Германией, я
был с мыслью, что наше юридическое условие есть условие военной оккупации.
Когда Италия попросила послать Консула в Одессу, ответил, что она может послать лишь
специального уполномоченного при военном представительстве. Согласно правилу безопасности, я
не сделал ни одного формального акта, который бы дал понять о нашем желании аннексировать эту
территорию и исполнять суверенность над ней” [7, s. 117 – 118].
А в заседании Совета Министров от 27 марта 1942 г. подчёркивалось еще раз: “Транснистрия
есть провинция, которая сама себя администрирует, и непозволительны никакие акты
вмешательства в администрацию данной провинции.
Она администрируется как отдельная провинция, как оккупированная страна, где Бухарест не
вмешивается”.
Все эти решения, касающихся Транснистрии, привели к тому, что эта губерния разительно
отличалась во время ее оккупации от остальных оккупированных территорий СССР. Во время
оккупации в Транснистрии было зарегистрировано меньше случаев партизанства, и практически ни
одного случая неповиновения со стороны местных органов администрации.
Интересен и тот факт, что губернатор Георге Алексиану является единственным губерна-
тором из всех тех 11 губернаторов, которые были назначены в оккупированных территориях СССР
и в конце войны были арестованы по личному приказу Сталина, который после его ареста в 1944 г.
был отпущен после суда в г. Одесса в 1945 г. Но после возвращения в Румынию, его снова
арестовали и осудили к смерти, согласно решению Народного Трибунала № 17 от 17 мая 1946 г.,
обвинив его в пособничестве Антонеску. Приговор был исполнен 1 июня 1946 г. [11].
1. Blanovschi A. Diplomaţia cotropitorilor. – Chişinău, 1992. – C.48. 2. Bulat L. Basarabia. 1940. –
Chişinău, 1991. – C. 33. 3. Constantin I. România, Marile Puteri şi problema Basarabiei. – Bucureşti,
1995. – C.87–90. 4. Buzatu Gh. România şi Marile Peteri.1939/1947. – Bucureşti, 2003. – C.107–108. 5.
Duţu A. Retegan M. Armata română în al Doilea război mondial. – T. 1. – Bucureşti, 1996. – C.30–31. 6.
Duţu A. Între Wehrmacht şi Armata Roşie. – Bucureşti, 2000. – C.18–19. 7. Архив МАЕ (Министерство
иностранных дел Румынии), ф. URSS, Д. 71. – Т.129. – С.37. 8. Verenca O. Administraţia civilă română
în Transnistria 1941 – 1944. – Bucureşti, 2000. 9. Архив Государства (Румынии), ф. РСМ, Д. 476/1941. –
С. 117. 10. АМАN (Архив Министерства Национальной обороныРумынии), Ф. 1000, Д. 123. – С. 14 – 15.
11. Dragan I. Antonescu. Mareşalul României şi războaiele de reîntrgire. – Bucureşti, 1996. – C. 510 – 514.