Перейти к содержимому


Фотография
- - - - -

Действия авиации в период обороны Одессы


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

# NETSLOV

NETSLOV

    «Fortunate Son»


  • OFFLINE
  • Администраторы
  • Активность
    5 663
  • 6 203 сообщений
  • Создал тем: 757
  • 1555 благодарностей

Отправлено 06 мая 2013 - 10:01

ВОЗДУШНЫЕ БОИ НАД ОДЕССОЙ (ЛЕЙТЕНАНТ МИХАИЛ ШИЛОВ
Л.Ю. КИСЛЮК,
студент ФМП,
Н.И. МИХАЙЛУЦА,
докт. ист. наук, проф.,
Одесский национальный морской университет
(Украина)
Летом 41-го на подступах к Одессе велись ожесточённые бои. Ее 
обороняли сотни тысяч солдат и простых граждан, каждый из них имел свои 
планы на жизнь, свои мечты и надежды. Однако не суждено было им прожить 
долгую жизнь и воплотить свои мечты. Всему виной была война, которая 
внезапно пришла и разрушила судьбы людей.51
Одним из совсем еще юных, полных жизни людей был младший 
лейтенант 69-го истребительного полка Михаил Ильич Шилов. 
“Шилов Михаил Ильич родился 2 сентября 1921 г. в деревне Кобяки 
Ивановской области. Русский. Член ВЛКСМ. Окончил семилетнюю школу в 
селе Филосово. По путевке комсомола был направлен в летную школу в городе 
Великие Луки [1, с.80]. По окончанию школы М. Шилов поступил в 1-е 
Чкаловское военное авиационное училище. И уже в октябре 1939-го, когда в 
Европе шла война, восемнадцатилетний юноша получил звание младшего 
лейтенанта-пилота.
Самостоятельная служба для Шилова началась в 42-м истребительном 
авиационном полку. За полтора года до начала войны Михаил Шилов был 
переведен в 69-й истребительный авиаполк, к тому времени уже 
базировавшийся в Одессе.
Любимец полка. Несмотря на свой юный возраст Михаил Шилов, 
пользовался большим авторитетом среди своих однополчан. Старшие по званию 
офицеры видели в нём огромный потенциал. Его уважали за простоту нрава, 
оптимизм и упорство, благодаря которому Михаил быстро осваивал сложные 
боевые приёмы, которые не раз спасали его жизнь и жизни его однополчан.
“Прибывшего в 69-й авиаполк Михаила Шилова определили в четвертую 
ночную эскадрилью. Он был одним из молодых по возрасту летчиков, но так 
настойчиво стремился совершенствовать навыки, что уже к лету сорокового 
года стал одним из лучших воздушных снайперов полка.
В один из майских дней сорок 1941-го ему пришлось вылететь на 
учебный бой с опытным пилотом полка  комиссаром эскадрильи 
Ф. Н. Дубковским. С земли видели, как молодой летчик смело пошел навстречу 
“противнику и завязал с ним “бой. Стараясь зайти в хвост самолету 
Дубковского, Шилов набрал высоту и пошел на него в атаку. Но “противник” 
ушел от удара и в свою очередь с боевого разворота атаковал Шилова. Тот 
увернулся, а затем вновь ринулся и попытался взять Дубковского на прицел. И 
так несколько раз, пока не убедился, что Дубковский все же “поймал его 
первым. “Молодому летчику Шилову,  отметил на разборе командир,  сегодня 
не удалось одолеть комиссара Дубковского, но он показал знание маневра, 
техники воздушного боя, а главное  проявил настойчивое стремление к 
победе...[1, с. 81]. Этот поступок показал его готовность действовать 
профессионально молниеносно, упорно доводя начатое дело до конца.
В то лето к М. Шилову, с первыми успехами в овладении летными 
высотами пришла и радость первой любви. Он строил планы на будущее, 
радовался мирным, счастливым дням... Но война, внезапно опалившая своим 
дыханием родную землю, нарушила мир и покой.
“Многие из ветеранов полка вспоминают М. Шилова как мастера крутого 
пикирования и превосходного снайпера. Он умел выводить самолет из пике в 
самый последний момент, каким-то особым чутьем определяя критическое 
расстояние, отделявшее его от земли. В эти секунды снизу обычно с тревогой 
следили, как группа Шилова выходила из пикирования и как затем в самый 
нужный момент наносила разящий удар по цели.52
“Я всегда вижу и чувствую землю,  объяснял Михаил командиру полка, 
 и прекращаю штурмовку только тогда, когда убеждаюсь, что враг накрыт”.
Особенно яростно штурмовал Михаил зенитки, видя в них главное препятствие 
выполнению штурмовок позиций противника. Вывести из строя зенитную 
батарею было делом сложным и опасным. Однако Шилов смело шел на ее огонь 
и часто добивался успеха. Его дерзновенность и порождала к нему любовь 
всего полка. 
Особенно привлекали в нем отзывчивость, душевный такт, добрый нрав. 
Техники знали его как человека, который бережно относится к своему самолету 
и уважительно к их труду.
Часто бывало так. Вернувшись с задания, Михаил не торопясь вылезал из 
кабины, снимал парашют, укладывал его на плоскость самолета, благодарил их 
за то, что “мотор работает как часы”, оружейников  за безотказные действия 
вооружения, а потом начинал описывать подробности боя.
В его рассказах о боевых вылетах всегда звучала хвала самолету, о 
котором Шилов говорил как о живом существе. Он восхищался верткостью и 
легкостью машины в воздухе  качествами, которые всегда помогали ему в 
трудных ситуациях.
В общем-то, он имел основания восхищаться своим “ишачком под №9. К 
20 сентября он совершил на нем свыше 160 полетов, уничтожил вместе с 
Череватенко орудие вражеской дальнобойной артиллерии, обстреливавшей 
аэродром. Часто он оказывался в труднейших ситуациях. Прилетал с 
поврежденными плоскостями и фюзеляжем, но всегда верный “ишачок не 
подводил, дотягивал до своего аэродрома [1, с. 81-82].
“В воскресенье 21 сентября, в день его рождения, Михаил Шилов трижды 
вылетал на боевые задания. В третьем полете в составе девяти И-16 и трех ИЛ-
2 Шилов штурмовал пехоту противника и минометные батареи в лощине. При 
выходе из восьмой атаки наши самолеты вели бой с восемью ПЗЛ-24. Три 
самолета противника были в том бою подбиты нашими истребителями. Один из 
них упал в район Лилиенталя “и горел свечой,  по выражению Рыкачева,  в 
честь именинника, два других со снижением ушли в западном направлении [1, 
с. 81]. 
Шилову едва исполнилось двадцать лет. И, казалось бы, жизнь только 
начинается, но война была неумолима, и в этот последний в своей жизни день 
рождения Михаил Шилов, подчиняясь её законам, сражался с врагом своей 
Отчизны, с врагом, посягнувшим на его молодость и счастье.
В тот день Михаил Шилов участвовал в успешном штурмовом налете 69-
го авиаполка на аэродромы Баден и Зельц. А через день, когда 69-м полком 
было совершено 94 самолетовылета [2, с. 196] его не стало... “23 сентября 1941 
года <...> одиннадцать И-16 и два ИЛ-2, получив задачу нанести удар по 
скоплению войск противника в районе Выгоды, штурмовали пехоту противника, 
были обстреляны сильным огнем ЗА и ЗП,  зафиксировано в оперативной 
сводке штаба полка,  вели бой с десятью ПЗЛ-24 и пятью Ме-109. Лейтенант 
Шилов погиб... 




Кто читал эту тему? (Всего : 2) :

Сперва дай людям, потом с них спрашивай.





Добро пожаловать на www.73.odessa.ua!

Зарегистрируйтесь пожалуйста для того,
что бы вы могли оставлять сообщения и
просматривать полноценно наш форум.