ВОЗДУШНЫЕ БОИ НАД ОДЕССОЙ (ЛЕЙТЕНАНТ МИХАИЛ ШИЛОВ
Л.Ю. КИСЛЮК,
студент ФМП,
Н.И. МИХАЙЛУЦА,
докт. ист. наук, проф.,
Одесский национальный морской университет
(Украина)
Летом 41-го на подступах к Одессе велись ожесточённые бои. Ее
обороняли сотни тысяч солдат и простых граждан, каждый из них имел свои
планы на жизнь, свои мечты и надежды. Однако не суждено было им прожить
долгую жизнь и воплотить свои мечты. Всему виной была война, которая
внезапно пришла и разрушила судьбы людей.51
Одним из совсем еще юных, полных жизни людей был младший
лейтенант 69-го истребительного полка Михаил Ильич Шилов.
“Шилов Михаил Ильич родился 2 сентября 1921 г. в деревне Кобяки
Ивановской области. Русский. Член ВЛКСМ. Окончил семилетнюю школу в
селе Филосово. По путевке комсомола был направлен в летную школу в городе
Великие Луки [1, с.80]. По окончанию школы М. Шилов поступил в 1-е
Чкаловское военное авиационное училище. И уже в октябре 1939-го, когда в
Европе шла война, восемнадцатилетний юноша получил звание младшего
лейтенанта-пилота.
Самостоятельная служба для Шилова началась в 42-м истребительном
авиационном полку. За полтора года до начала войны Михаил Шилов был
переведен в 69-й истребительный авиаполк, к тому времени уже
базировавшийся в Одессе.
Любимец полка. Несмотря на свой юный возраст Михаил Шилов,
пользовался большим авторитетом среди своих однополчан. Старшие по званию
офицеры видели в нём огромный потенциал. Его уважали за простоту нрава,
оптимизм и упорство, благодаря которому Михаил быстро осваивал сложные
боевые приёмы, которые не раз спасали его жизнь и жизни его однополчан.
“Прибывшего в 69-й авиаполк Михаила Шилова определили в четвертую
ночную эскадрилью. Он был одним из молодых по возрасту летчиков, но так
настойчиво стремился совершенствовать навыки, что уже к лету сорокового
года стал одним из лучших воздушных снайперов полка.
В один из майских дней сорок 1941-го ему пришлось вылететь на
учебный бой с опытным пилотом полка комиссаром эскадрильи
Ф. Н. Дубковским. С земли видели, как молодой летчик смело пошел навстречу
“противнику и завязал с ним “бой. Стараясь зайти в хвост самолету
Дубковского, Шилов набрал высоту и пошел на него в атаку. Но “противник”
ушел от удара и в свою очередь с боевого разворота атаковал Шилова. Тот
увернулся, а затем вновь ринулся и попытался взять Дубковского на прицел. И
так несколько раз, пока не убедился, что Дубковский все же “поймал его
первым. “Молодому летчику Шилову, отметил на разборе командир, сегодня
не удалось одолеть комиссара Дубковского, но он показал знание маневра,
техники воздушного боя, а главное проявил настойчивое стремление к
победе...[1, с. 81]. Этот поступок показал его готовность действовать
профессионально молниеносно, упорно доводя начатое дело до конца.
В то лето к М. Шилову, с первыми успехами в овладении летными
высотами пришла и радость первой любви. Он строил планы на будущее,
радовался мирным, счастливым дням... Но война, внезапно опалившая своим
дыханием родную землю, нарушила мир и покой.
“Многие из ветеранов полка вспоминают М. Шилова как мастера крутого
пикирования и превосходного снайпера. Он умел выводить самолет из пике в
самый последний момент, каким-то особым чутьем определяя критическое
расстояние, отделявшее его от земли. В эти секунды снизу обычно с тревогой
следили, как группа Шилова выходила из пикирования и как затем в самый
нужный момент наносила разящий удар по цели.52
“Я всегда вижу и чувствую землю, объяснял Михаил командиру полка,
и прекращаю штурмовку только тогда, когда убеждаюсь, что враг накрыт”.
Особенно яростно штурмовал Михаил зенитки, видя в них главное препятствие
выполнению штурмовок позиций противника. Вывести из строя зенитную
батарею было делом сложным и опасным. Однако Шилов смело шел на ее огонь
и часто добивался успеха. Его дерзновенность и порождала к нему любовь
всего полка.
Особенно привлекали в нем отзывчивость, душевный такт, добрый нрав.
Техники знали его как человека, который бережно относится к своему самолету
и уважительно к их труду.
Часто бывало так. Вернувшись с задания, Михаил не торопясь вылезал из
кабины, снимал парашют, укладывал его на плоскость самолета, благодарил их
за то, что “мотор работает как часы”, оружейников за безотказные действия
вооружения, а потом начинал описывать подробности боя.
В его рассказах о боевых вылетах всегда звучала хвала самолету, о
котором Шилов говорил как о живом существе. Он восхищался верткостью и
легкостью машины в воздухе качествами, которые всегда помогали ему в
трудных ситуациях.
В общем-то, он имел основания восхищаться своим “ишачком под №9. К
20 сентября он совершил на нем свыше 160 полетов, уничтожил вместе с
Череватенко орудие вражеской дальнобойной артиллерии, обстреливавшей
аэродром. Часто он оказывался в труднейших ситуациях. Прилетал с
поврежденными плоскостями и фюзеляжем, но всегда верный “ишачок не
подводил, дотягивал до своего аэродрома [1, с. 81-82].
“В воскресенье 21 сентября, в день его рождения, Михаил Шилов трижды
вылетал на боевые задания. В третьем полете в составе девяти И-16 и трех ИЛ-
2 Шилов штурмовал пехоту противника и минометные батареи в лощине. При
выходе из восьмой атаки наши самолеты вели бой с восемью ПЗЛ-24. Три
самолета противника были в том бою подбиты нашими истребителями. Один из
них упал в район Лилиенталя “и горел свечой, по выражению Рыкачева, в
честь именинника, два других со снижением ушли в западном направлении [1,
с. 81].
Шилову едва исполнилось двадцать лет. И, казалось бы, жизнь только
начинается, но война была неумолима, и в этот последний в своей жизни день
рождения Михаил Шилов, подчиняясь её законам, сражался с врагом своей
Отчизны, с врагом, посягнувшим на его молодость и счастье.
В тот день Михаил Шилов участвовал в успешном штурмовом налете 69-
го авиаполка на аэродромы Баден и Зельц. А через день, когда 69-м полком
было совершено 94 самолетовылета [2, с. 196] его не стало... “23 сентября 1941
года <...> одиннадцать И-16 и два ИЛ-2, получив задачу нанести удар по
скоплению войск противника в районе Выгоды, штурмовали пехоту противника,
были обстреляны сильным огнем ЗА и ЗП, зафиксировано в оперативной
сводке штаба полка, вели бой с десятью ПЗЛ-24 и пятью Ме-109. Лейтенант
Шилов погиб...