Взрыв №2
Подрывники, под руководством С.Яськова, И.Иванова и парторга отряда К.Н. Зелинского, неподалеку от станции Дачная пустили под откос воинский эшелон с артиллерийскими орудиями и боеприпасами. Было уничтожено более десятка вагонов, погибло около 200 румынских солдат и офицеров.
С датой этой операции тоже очень сложно определиться. В разных источниках она скользит на протяжении месяца:
- «накануне 24-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции» - у Пустомельника;
- «в середине ноября 1941 года» - в общей справке;
- «в начале декабря» - у Васина.
Вот и разберись тут…
Взрыв №3
В ночь на 17-е (у Пустомельника – на 18-е) ноября, группа подрывников под руководством И. И. Иванова и К.Н. Зелинского провели боевую операцию и подорвали специальный поезд с фашистскими чиновниками, направлявшимися в Одессу. В результате этой диверсии было уничтожено более 250 оккупантов. Среди них были и высшие чины румынской оккупационной администрации, а так же немецкие офицеры, которые направлялись на фронт.
Это самая качественная диверсионная акция, проведённая отрядом, поэтому приведу подробности описанные Я.Васиным: «Среди документов и сообщений, переданных нам городским отрядом, мы получили расписание отхода из города и прихода в город пассажирских поездов. Этот документ явился для нас отправной, ибо не тяжело было установить, что каждый идущий вне расписания состав является, или воинским, или составом особого назначения. В начале ноября месяца 1941 г. (тут Васин явно ошибается с датой– Прим авт.) была выслана специальная группа бойцов в составе Иванова И.И., Зелинского /секретарь парторг/, Пустомельника и Федорова, детально изучившие график движения поездов на 636-м перегоне в 12-ти километрах от Одессы между селами Большая Фомина и Нерубайское (у Пустомельника, участника этой операции, называется участок на перегоне ст.Дачная – Первая застава – Прим.авт.), устроили засаду и минировали находящийся неподалеку от нас железнодорожный мостик. В полночь бойцы услышали шум приближающегося состава, шедшего с потушенными огнями. Это и то, что в расписании поездов о нем ничего не было сказано, определило необходимость взрыва. Взрыв был совершен.
При взрыве погибло много захватчиков, а тех, которые остались живы, после крушения партизаны прикончили выстрелами. Произведя взрыв и расстреляв оставшихся в живых, бойцы отряда без единой жертвы вернулись в распоряжение отряда. На следующий день нам сообщили, что был подорван люкс-эшелон с румынской и немецкой военной и гражданской администрацией, направляющийся в Одессу из Берлина и Бухареста…
Бешенству румын не было предела. На следующий день после взрыва они пытались войти в шахту по центральному входу, но были встречены огнем наших постовых, после чего боец отряда Варига взорвал мину, при взрыве которой погибло и было ранено несколько румын. Видя тщетность попыток проникнуть вглубь катакомб, они подвезли пушку и начали стрелять прямой наводкой по направлению центрального входа шахты №1, рассчитывая, что мы находимся неподалеку и от подобной стрельбы безусловно погибнем. Кроме того, начали заваливать прямые колодцы шахт (так были засыпаны 5-й и 2-й колодцы глубиной 40 метров) с целью прекратить поступление воздуха в катакомбы. Вдоль полотна железной дороги были установлены конные разъезды от станции Дачная до Заставы I-я и 2-я, выставлены посты на дистанции 200-300 метров, а все известные им выходы и входы бетонировались и возле них устанавливались круглосуточные посты» .
В румынском протоколе допроса В.Молодцова эти события преподносятся Владимиром Александровичем так: «Отрядом КЛИМЕНКО в течение ноября 1942 года, примерно, 13 или 16 ноября было произведено два крушения железнодорожных составов на линии Одесса-Киев, в районе села Нерубайское. Взрыв был произведен с помощью самодельных мин. При первом взрыве были использованы мины, сделанные ИВАНОВЫМ Иваном, а при втором - Семеном (фамилия в румынском документе пропущена, речь идёт о С.Яськове – Прим. авт.). (Обратите внимание, оба раза Молодцов называет имена тех, кому это уже не причинит никакого вреда!!! Иванов – убит, Яськов – предатель и работает уже на румын – Прим. авт.) Указанные лица, уходя на выполнение задания, брали с собой одного или двух стрелков, фамилий которых сейчас не помню. Целью этих действий было уничтожение поездов и железнодорожных путей, связывающих Одессу с другими пунктами. В это время я получил сведения о том, что немцы интенсивно вывозят из города электромоторы и электроустановки, медицинские инструменты и оборудование медицинских учреждений, технические и строительные материалы, ценные предметы и т.д. крушением поездов мы хотели выразить наш протест против этого воровского грабежа нашего города и наших фабрик и заводов»
Остальные боевые столкновения Отряда с румынскими войсками, которых до конца мая 1942 года было ещё около десяти, можно условно поделить на две группы:
1. Оборона места дислокации отряда и отражение попыток проникновения врага в катакомбы;
2. Боевые выходы на поверхность, с целью добычи продовольствия.
О втором варианте «боевой деятельности» мы поговорим, когда будем анализировать жизнь отряда в первой половине 1942 года. А вот описание оборонительных боёв опять найдём в документах. И снова процитирую Я.Васина:
«В последних числах декабря 1941 года для разведки и оперативных действий была выслана группа в составе бойцов Иванова, Штейнберга (Шемберг-Прим.авт.), Неизвестного и других под начальством Васина. При выходе мы столкнулись с румынским отрядом численностью в 30 солдат, с которыми мы вступили в бой. В завязавшемся бою убито несколько румынских солдат. Одна из вражеских пуль убила Ивана Ивановича Иванова, в прошлом механика парохода ”Красный Профинтерн”, замечательного товарища и не знавшего страха отважного бойца. Труп его румыны пытались забрать, но под градом пуль я втащил погибшего товарища в шахты, чтобы не дать возможности надругаться над патриотом и повесить его на столбе с надписью ”Партизан”. Труп И.И. Иванова был предан земле в одном из забоев шахты неподалеку от лагеря.
В январе 1942 года румыны пытались войти в шахту со стороны церковной площади села Нерубайское. Румыны были встречены губительным огнем бойцов отряда Митникова и Яши, и поспешно отступили. По-видимому, среди них было значительное число раненых или убитых, ибо утром /дело происходило ночью/ у входа в шахту были обнаружены в большом количестве следы крови» .
Место захоронения в катакомбах Иванова И.И.