Армии 3-го Украинского фронта к исходу 22 августа вклинилась в оборону противника на 80 км, на левом фланге войска фронта группе генерала Бахтина предстояла форсировать водную преграду шириной около 11 км, кроме того, высокий, обрывистый противоположный берег, на котором раскинулся город, был защищен несколькими рядами проволочных заграждений, минными полями, многочисленными огневыми точками врага. Для преодоления рубежа потребовалось подготовить специальные подразделения десантников. К 21 августа 1944 года подготовка была закончена, и в ночь на 22 августа группа войск 3-го Украинского фронта под командованием генерал-лейтенанта А.Н. Бахтина при поддержке кораблей Дунайской военной флотилии и Черноморского флота начала форсирование Днестровского лимана. Группа генерала Бахтина форсировав водную преграду захватила захватила узкую прибрежную полосу.
Форсирование водной преграды шириной в 11 км. было уникальным явлением и являлась одной из составных составных частей крупнейшей в истории Великой Отечественной войны - Ясско-Кишиневской операции. При поддержке авиации и корабельной артиллерии Черноморского флота высадились первые эшелоны 46-й армии.
Командир роты, старший лейтенант А.В. Зацепин первым достиг западного берега у села Мологи. Он увлек за собой бойцов и вместе с ними уничтожил гарнизоны двух вражеских дзотов, навязав врагу рукопашный бой. Командир взвода Щеглов И.И. скрытно обошел дзот противника и забросал его гранатами. Противник бежал, оставив много убитых и раненых. Рота захватила в плен 80 гитлеровских солдат и офицеров. Затем еще 120 врагов и большие трофеи.
Зацепин умер 25 августа 1944 года от тяжелых ранений. Ему присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно). На подступах к Белгороду-Днестровскому потребовалось проложить "коридоры" в минных полях, это задание было поручено саперу А.М. Портикову. Когда он обезвреживал последнюю мину, застрочил вражеский пулемет. Пуля попала в мину... Отважный сержант похоронен в братской могиле в поселке Затока. Советские войска разгромили 310-ю пехотную дивизию противника и заняли Аккерман (Белгород-Днестровск).
Из военной истории...
Значительный интерес в артиллерийской поддержке десантных войск представляет деятельность Дунайской военной флотилии, созданной на базе Азовской. Она состояла из 36 бронекатеров, монитора, 18 минных катеров, 12 катеров-тральщиков, 26 полуглиссеров, плавучей базы и плавучей батареи № 4. В состав флотилии входил сектор береговой обороны: батареи №508 (4 122-мм), № 1062 (4 120-мм), № 524 (4 152-мм), № 786 (4 152-мм), № 492 (6 122-мм орудий). К 1 июля 1944 г. эти батареи были сосредоточены и включены в общую систему обороны района Одессы и восточного берега Днестровского лимана. Готовя операцию по освобождению Румынии, командование 3-го Украинского фронта решило форсировать Днестровский лиман, чтобы окружить и уничтожить группировку войск противника, расположенную северо-западнее его и занять город Аккерман. Для выполнения этой задачи выделялась специальная группа войск. Форсирование лимана предполагалось провести преимущественно на армейских переправочных средствах (паромах, десантных лодках) и частично на катерах Дунайской флотилии. Организация и проведение форсирования возлагались на штаб Дунайской флотилии.
В соответствии с общим замыслом командующий флотилией решил высадить войска на западный берег Днестровского лимана двумя группами: первой — из Калаглая в районе Молога, Чагиры, второй — из Рокселяны в районе Шабо. Для артиллерийской поддержки десанта предполагалось использовать 26 орудий — береговую артиллерию Дунайской флотилии с приданной ей артиллерией Одесской военно-морской базы (2 4-орудийные 122-мм батареи 251-го отдельного подвижного артиллерийского дивизиона и 2-орудийная 130-мм батарея). Вся береговая артиллерия непосредственно подчинялась коменданту сектора береговой обороны Дунайской флотилии и на период операции включалась [205] в артиллерийскую группу войск 46-й армии. Артиллерия должна была обеспечить прорыв наших кораблей из Черного моря в Днестровский лиман через Цареградское гирло и своим огнем поддерживать десант на всех этапах боя. Так как артиллерийские орудия 46-й армии из-за ограниченной дальности стрельбы не могли вести огонь на всю тактическую глубину обороны противника, задача подавления огневых точек в этих районах и борьба с дальнобойными батареями возлагались на береговую артиллерию. Командный пункт командующего морскими силами, привлеченными к операции, был развернут в Овидиополе вблизи командного пункта командующего всеми силами, участвовавшими в операции. Это позволяло все вопросы планирования, подготовки и выполнения операции решать в процессе личного общения, сосредоточивать все данные обстановки в одном месте и быстро реагировать на ее изменения.
Готовясь к боевым действиям, командование артиллерийской группы в первую очередь организовало разведку вражеской обороны. Аэрофотосъемка, проведенная разведывательными самолетами 3-го Украинского фронта, помогла уточнить данные об инженерном оборудовании прибрежных оборонительных сооружений противника и их огневой системе. Наши наблюдательно-корректировочные посты были развернуты вдоль восточного побережья лимана, а несколько постов включено в состав десантных войск. За подготовительный период все виды разведки обнаружили 96 артиллерийских и минометных батарей врага. Артиллерийские разведчики-корректировщики, чтобы изучить систему вражеской обороны, осуществили три выхода на шлюпках в район Молога, Чагиры.
Было установлено, что румынские войска, оборонявшие западный берег Днестровского лимана, усиленно укрепляют берег сооружениями полевого типа, состоявшими из 3 линий окопов полного профиля и дзотов. Береговая черта оказалась густо минированной и прикрывалась огнем артиллерии и минометов. Артиллерия противника располагалась на огневых позициях преимущественно в районе Аккермана и южнее — с расчетом на обстрел всего восточного побережья лимана.
Большое внимание в подготовительный период уделялось боевой подготовке. Главные усилия командование береговой артиллерии направило на отработку вопросов тактического взаимодействия с десантными войсками при форсировании широких водных преград, высадке десантов, артиллерийской поддержке войск в бою за высадку. С офицерским составом проводились специальные занятия и командно-штабные учения. В штабе сектора береговой обороны Дунайской флотилии прошли командно-штабные учения на тему «Управление береговой артиллерией при артиллерийском обеспечении форсирования водного рубежа во взаимодействии [206] с кораблями Дунайской флотилия и артиллерией Советской Армии». Было также проведено 6 тактических учений с участием береговой артиллерии и морской пехоты, которые сопровождались фактическим выходом и занятием огневых позиций подвижными береговыми батареями. В учениях принимали участие экипажи самолетов-корректировщиков, с которыми отрабатывались вопросы целеуказания и связи.
С офицерским составом изучался район предстоящих боевых действий, в частности западное побережье лимана от Мологи до Бургаса. С целью рекогносцировки местности офицеры береговых батарей несколько раз выезжали на передний край обороны{298}.
Для проведения практических стрельб и пристрелки ориентиров подвижные береговые батареи к 15 августа были передислоцированы на огневые позиции, расположенные на восточном побережье Днестровского лимана. Здесь к этому времени для каждой батареи было построено по 2–3 огневые позиции с полным инженерным оборудованием орудийных двориков. Через 5 дней все береговые батареи были готовы к выполнению своих задач.
21 августа с наступлением темноты северный и южный десантные отряды начали посадку на переправочные средства. Для маскировки перехода десантных групп и отвлечения внимания противника от Днестровского лимана одиночные самолеты начали бомбардировку его западного побережья, как это делалось в предшествовавшие высадке дни. Чтобы добиться максимальной скрытности, первые эшелоны десанта, включавшие штурмовые отряды батальона морской пехоты, шли только на веслах. Артиллерийская подготовка не проводилась. 22 августа в 2 часа 40 минут 3 бронекатера открыли огонь по огневым точкам противника на косе Бугаз и вели его в течение часа. Этот участок обстреливала также батарея из состава 251-го артиллерийского дивизиона. Их демонстративные действия возымели успех. Подошедшие почти одновременно (в 4 часа 10 минут) к Мологе, Чагирам Сухим и Шабо-Тыргу передовые отряды первого эшелона десанта были обнаружены врагом только в 100–200 м от берега. Противник открыл огонь из пулеметов, минометов и артиллерийских орудий, но наибольшее сопротивление оказал в районе Шабо-Тырга. По сигналу с головных шлюпок наша береговая артиллерия подавила вражеские огневые точки на участках высадки. Так как высадившаяся в районе Чагиры Сухие, Молога десантная группа не встретила сопротивления противника, дальнейшая артиллерийская поддержка ей не требовалась. Вследствие этого береговая артиллерия направила свой огонь на поддержку десанта в Шабо-Тырге, где по нему вели огонь 22 артиллерийские и 4 минометные батареи. В этом районе с первых минут боя развернулась ожесточенная контрбатарейная борьба. Только по батареям, расположенным [207] в районе Шабо, лишь за 20 минут боя береговые батареи 8 раз открывали огонь на подавление {299}.
В 4 часа 30 минут все батареи противника в Шабо были приведены к молчанию, что позволило десанту хорошо закрепиться и принять подкрепления. Десант, все время поддерживаемый огнем артиллерии, продвинулся вглубь и в 9 часов занял населенные пункты Шабо-Тырг, Шабо-Колония и станцию Шабо, развивая наступление в сторону Бераз и Аккерман.
Огонь нашей артиллерии корректировали посты, находившиеся в составе десантных войск. В 9 часов 48 минут наступавший в сторону Аккермана батальон был атакован противником, который сосредоточил в этом районе до 2 батальонов. Под их натиском наш батальон отошел в сторону Шабо{300}.
В течение ночи и дня 22 августа батареи береговой артиллерии Дунайской флотилии води систематический огонь по огневым точкам и боевым порядкам противника в глубине обороны. В 11 часов 30 минут враг, стремясь рассечь боевые порядки наших частей, перешел в контратаку. Однако массированным огнем из района Овидиополь, Расколяны береговая артиллерия Дунайской флотилии и артиллерия 46-й армии сорвали эту контратаку. К 18 часам, преодолев упорное сопротивление, части десанта завершили окружение Аккермана и штурмом овладели городом. К исходу дня 22 августа они заняли весь западный берег Днестровского лимана. За период обеспечения высадки десанта береговые батареи провели 116 стрельб, дневных 71 (62 процента), ночных 45 (38 процентов) {301}, израсходовав 2428 снарядов. В результате были уничтожены 4 орудия, минометная батарея, наблюдательный пост и 3 дота, в 49 случаях подавлен огонь артиллерии противника, на его батареях было вызвано 6 взрывов и пожар. Дважды артиллерия отбила контратаки вражеской пехоты.
Одним из важных этапов десантной операции являлся прорыв наших кораблей в Днестровский лиман. Цареградское гирло, узкий пролив шириной 100–200 м, простреливалось со всех направлений автоматической 37-мм артиллерией и пулеметами противника, находившимися в железобетонных дотах и дзотах на восточной оконечности косы Бугаз. Поэтому одновременно с обеспечением десантных войск береговая артиллерия должна была подавить вражеские огневые точки.
В 1 час 45 минут 22 августа батареи 251-го Новороссийского Краснознаменного отдельного подвижного артиллерийского дивизиона и береговая батарея Одесской военно-морской базы открыли методический огонь по участкам, где находились артиллерийские батареи и мощный узел сопротивления противника, прикрывавшие вход в Днестровский лиман. [208]
В 4 часа 39 минут, одновременно с прорывом кораблей через гирло, по специальному сигналу 130–122-мм орудия провели огневой налет по огневым точкам противника, расположенным на мысе Бугаз. Он длился 21 минуту: было выпущено 468 снарядов. Огневой налет производился не по всему участку, а по заранее пристрелянным целям. В результате артиллерия противника была подавлена и противодействия нашим кораблям не оказала{302}.
В Днестровской операции было хорошо организовано взаимодействие войск с береговой артиллерией, авиацией Черноморского флота и кораблями Дунайской флотилии. Правильное распределение целей между береговой и полевой артиллерией, а также наличие корректировочных постов в боевых порядках десанта на западном берегу лимана, позволили обеспечить подавление огневых точек во всей тактической глубине прибрежной обороны противника.
Форсирование Днестровского лимана и последовавшие за ним окружение и уничтожение аккерманской группировки врага способствовали развитию главного удара войск 3-го Украинского фронта под Бендерами, а также создавали условия для наступления в направлении Измаил, Галац.
После форсирования Днестровского лимана и освобождения Молдавской ССР наши войска вышли к устью Дуная. В течение 24–25 августа силами Дунайской флотилии были захвачены Жебрияны, Вилково и Новая Килия. Тем самым флотилия обеспечила свое господство в нижнем течении Дуная, получила возможность сконцентрировать силы и развернуть базу для дальнейших действий вверх по реке. Обстановка потребовала включить в состав Дунайской флотилии такие части, которые могли обеспечить высадку десантов в тыл противника, защиту мест базирования катеров, переход их в узкостях, когда один или оба берега заняты противником. Эти задачи были под силу лишь подвижным артиллерийским установкам, которые, маневрируя, могли с берега поддерживать действия кораблей. 22 августа 1944 г. по приказу командующего Дунайской флотилией был сформирован береговой отряд сопровождения (БОС), включавший 2 4-орудийные 122-мм батареи (№ 508 и 492) и 152-мм батарею (№ 574). Кроме того, в состав БОС вошли взвод бронемашин, рота морской пехоты и взвод саперов. Впоследствии (12 декабря) батарея № 492 была перевооружена и стала иметь 6 самоходных артиллерийских установок (ОСАБ № 492).
[color=rgb(0,0,0);font-family:verdana, arial, helvetica;font-size:11px;text-align:justify;background-color:rgb(248,248,248);]В окружении аккерманской группировки большую роль сыграли Черноморский флот обеспечивший десантную операцию, 5-я отдельная мотострелковая бригада и 53-й отдельный мотоциклетный полк. Пройдя по тылам врага, они утром 23 августа вышли к устью Когильника и перерезали пути отхода соединениям 3-й румынской армии на запад. За эти действия многие солдаты, сержанты и офицеры были награждены орденами и медалями, а командир 5-й отдельной мотострелковой бригады полковник Н. И. Завьялов был удостоен высокого звания Героя Советского Союза.[/color]